search
main
0

От дефицитов к перспективам

Профессиональное развитие должно быть непрерывным

Чему учить учителей, обсудили в Москве на II Всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете». Делегаты и гости форума – представители органов власти, ректоры классических и педагогических университетов, ученые, преподаватели – говорили о современных подходах в подготовке учителей, популяризации профессии в молодежной среде, переходе от Болонского процесса к отечественной системе образования. Дискуссия, посвященная дополнительному профессиональному образованию, прошла в офисе Общероссийского Профсоюза образования. Участники встречи сошлись во мнении, что дополнительное профессиональное образование должно рассматриваться как непрерывное и формироваться на основе перспективных запросов педагогов.

Работу секции открыла председатель профсоюза Галина МЕРКУЛОВА

 

Открывая работу секции, председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова отметила важность участия представителей профсоюза в работе форума. В рамках развивающегося партнерства с Российской академией образования профсоюз вошел в состав его учредителей.

Сама секция прошла в формате открытого заседания Совета по непрерывному профессиональному педагогическому образованию при ЦС профсоюза. В нем приняли участие представители научного сообщества, законодательных и исполнительных органов государственной власти, руководители образовательных и профсоюзных организаций.

Виктор БАСЮК

 

Председатель совета, исполняющий обязанности вице-президента РАО Виктор Басюк подчеркнул, что на форуме много внимания уделено вопросам изменения национальной системы образования в современных условиях:

– Более двух десятков секций форума, в том числе та, что проходит в офисе аппарата профсоюза, посвящены задачам, которые были поставлены Президентом России Владимиром Путиным по изменению отечественной системы образования. Эти изменения должны опираться на тот опыт, который имела советская школа, как общеобразовательная, так и высшая, педагогическая наука, но с учетом практических новшеств, сформированных в современной России. Мне кажется очень важным, что одна из секций проходит в формате расширенного заседания Совета по непрерывному педагогическому образованию с привлечением широкого круга общественности, практиков, ученых.

Также участников заседания приветствовала в онлайн-формате депутат Государственной Думы РФ Лариса Тутова.

Дискуссия развернулась вокруг четырех основных докладов:

  • «Эволюция дополнительного профессионального педагогического образования: как выбраться из плена профессиональных дефицитов» (Александр Савенков, научный руководитель Лаборатории проблем непрерывного развития педагогических кадров РАО, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета);
  • «Учитель глазами ученика: развитие профессиональных качеств педагогов на основе индивидуального социально-психологического стиля профессиональной деятельности в восприятии обучающихся» (Владимир Собкин, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО);
  • «Концепция опережающего образования: проектирование персонализированных треков профессионального развития педагогов» (Галина Игнатьева, заведующая проектно-сетевой лабораторией опережающего образования взрослых, профессор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина);
  • «Организация дополнительного профессионального образования учителей общеобразовательных организаций: проблематика нормативно-правового регулирования запроса на непрерывное развитие педагогических кадров» (Раис Загидуллин, научный руководитель Учебного центра профсоюза, заведующий Лабораторией проблем непрерывного развития педагогических кадров РАО).

Несмотря на разную тематику выступлений, их объединяла идея о том, что в образовательной политике наметился серьезный крен в сторону формирования модели профессионального развития педагогов, основанной на профессиональных дефицитах. Ученые, выступавшие с докладами, считают такой подход неприемлемым. Обсуждение на заседании главным образом было посвящено поиску альтернатив.

Владимир СОБКИН

 

Академик Собкин говорил о профессиональном развитии педагога с опорой на мнение учеников. Ребята, оценивая себя в процессе учебной деятельности с помощью специальной анкеты, предложенной в рамках исследований, косвенно оценивали и учителя. Полученные данные могут быть заложены в основу индивидуальной образовательной траектории для педагога.

Профессор Савенков предложил не замыкаться на болевых точках педагога. Гораздо важнее, по мнению ученого, обозначить для учителя перспективу развития.

Доклад профессора Мининского университета Галины Игнатьевой был посвящен тому, как можно выстроить персональные образовательные маршруты. Галина Александровна говорила в том числе о новых смыслах профессиональной педагогической деятельности.

Раис ЗАГИДУЛЛИН

 

В заключительном докладе Раис Загидуллин еще раз подчеркнул ущербность модели профессионального развития педагогов, основанной на дефицитарном подходе. Он предложил условно разделить дополнительное профессиональное образование на два этапа. Первый этап – совершенствование компетенций, которые сформированы в вузе или колледже. Второй этап – приращение новых компетенций. При этом важно учитывать не только запросы педагога, но и потребности образовательной организации. Если учебному заведению необходимы учителя-методисты, учителя-исследователи, тьюторы, игротехники, нужно получать соответствующую компетенцию.

Ключевые выводы круглого стола войдут в общую резолюцию II Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете».

Наталья ВОРОНИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте