В 2023 году издательство «Экзамен» выпустило новые учебные пособия по английскому языку – рабочие тетради для 2-4-х классов к УМК Н.И.Быковой и др. «Spotlight. Английский язык» (М. : Express Publishing : Просвещение), автор – Е.А.Барашкова. Данные пособия полностью соответствуют новому федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы. Рабочие тетради как составная часть УМК прекрасно дополняют школьный учебник.
Так сложилось, что c УМК «Spotlight. Английский в фокусе» я начала работать с самого первого дня в профессии – практически 10 лет назад, будучи преподавателем краснодарского лицея №48. Поэтому учебники этой серии и рабочие пособия к ним стали практически родными, изученными от корки до корки: ты уже, как шеф-повар, знаешь, какие упражнения из учебников каким образом лучше «приправить» дополнительными заданиями. И если дружба с рабочими тетрадями для 5-11-х классов сложилась сразу, то пособия для начальной школы мне всегда казались, честно говоря, «пресными». Вроде бы очень красочно, но содержательно постоянно чего-то не хватало: то для отработки грамматики мало упражнений, то с пониманием заданий у ребят возникали сложности, а пичкать маленьких детей распечатками проблематично – потеряли, забыли, помяли, вечная история.
На рабочие тетради к УМК «Английский в фокусе» одно время часто жаловались родители: ценник высокий, заданий мало, больше прописи, инструкции на английском языке. Поэтому помочь ребенку не могли, а на репетитора не все готовы раскошеливаться, чтобы выполнить домашние задания, и т. д. Увы, но так и было. Понятное дело, на то и есть учитель, чтобы свести к минимуму трудности и сделать обучение максимально комфортным – от урока в классе до закрепления материала дома. Но это отдельная история.
Сейчас, изучая пособия Елены Александровны Барашковой, могу с уверенностью сказать: если работать по ним, то львиная доля перечисленных выше претензий однозначно потеряют свою актуальность. Я как учитель вижу, что все тетради тесно связаны между собой и образуют систему, позволяющую целенаправленно отработать грамматический и лексический материал, который полностью соответствует урокам школьных учебников (блоки-модули «Одежда», «Животные», «Дом» и проч.). А тщательно продуманная подача учебного материала обеспечивает быстрый прогресс в его усвоении.
Рабочие тетради включают упражнения, которые дети выполняют самостоятельно. Как показывает практика, отработка материала не вызывает у них никаких затруднений. Тетрадь красиво оформлена, иллюстрации цветные, позитивные, живые, очень нравятся ребятам. Автор учитывает особенности мышления младших школьников: упражнения построены по принципу «от простого к сложному», сопровождаются рисунками, схемами и таблицами. Все задания сформулированы на русском языке. Дети легко справляются с домашней работой.
В пособиях представлены различные задания как для отработки материала урока, так и для развития наблюдательности, памяти, логики и внимания. Например, «четвертый лишний», «найди различия в текстах», «допиши предложения, опираясь на схему» и т. п. Помимо своеобразной грамматической тренировки это еще является и шажком к формированию читательской грамотности, поскольку пособие включает в себя определенные стратегии при работе с текстом, в том числе и нелинейным, представленным в виде таблиц, графов (рис. 1 и 2).
Разнообразные задания позволяют формировать не только навыки письма, но и развивают другие полезные для ученика умения – сравнение, анализ, сопоставление. Например: «Заполните пропуски в диалогах», «Впишите соответствующее слово». Наибольший интерес у детей вызывает задание «Разгадайте кроссворд», которое школьники выполняют с азартом. Это занимательное и полезное развлечение тренирует мозг ребенка, формирует навык письма, способствует расширению словарного запаса, помогает развивать логическое мышление (рис. 3).
Хочу особо отметить блок упражнений на технику чтения, который представлен в конце каждого модуля (опять же в ненавязчивой игровой форме). Техника чтения – тот аспект, которому в силу насыщенности программы учитель не всегда может уделить должное внимание. Но на ГИА по английскому языку в устной части злополучное задание 1 как раз его и проверяет (и кажущиеся такими легкими для получения баллы не находят своего обладателя, из-за поверхностного внимания к этому аспекту).
Наличие аудиокурсов, начитанных Татьяной Дмитриевной Нестеровой, профессором кафедры фонетики и лексики английского языка Института иностранных языков МПГУ, является безусловным достоинством данных пособий, помогает работать над правильным произношением. Бонусом можно считать и то, что аудиокурсы можно легко скачать по предоставленным ссылкам или по QR-коду на обложках тетрадей – скачать и воспроизводить у себя на мобильном! (Рис. 4.)
Еще порадовало наличие заданий, немного приближающих ребят к КИМам ВПР, которые школьники обычно выполняют во втором полугодии 7-го класса, и ГИА – в 9-м и 11-м классах. Среди них – описание картинки и личное письмо. Это в принципе является сложным для школьников – вывести бережно выученную лексику и отшлифованную грамматику в продуктивное высказывание. В ВПР-7 описание картинки – как раз то самое задание на 8 баллов, от которого и у говорящего нередко язык костенеет от страха, а за личное письмо можно получить 6 и 10 баллов на ГИА. Так вот, в рабочей тетради к учебнику 4-го класса уже есть упражнения с простыми опорными конструкциями для построения высказываний с данными дидактическими целями. Да, пока в виде неполных предложений, но чем не шаблон к своему речевому «продукту»? (Рис. 5.)
Отличное дополнение к рабочим тетрадям – книжки-вкладыши, представляющие собой красочный словарик и грамматический справочник, содержащий необходимую информацию по программе. Вкладыши можно разрезать по пунктирной линии, отделив словарики от грамматических справочников для более удобного практического использования. А если возникнет вопрос по грамматике, то можно воспользоваться отсылкой к грамматическим справочникам, которая содержится во всех упражнениях, где это необходимо. Младший школьник может в любой момент самостоятельно найти ответ на возникший вопрос и опереться на образцы при выполнении задания (рис. 6).
В конце учебного года ученики самостоятельно заполняют словарик. Это позволяет повторить и систематизировать весь пройденный материал, способствует более эффективному усвоению материала – не нужно выдумывать списки слов на лето, все систематизировано за год самим школьником (рис. 7).
Вспоминается цитата автора к одному из своих пособий (о котором я писала ранее в статье «Учиться нельзя отдыхать, или Английский язык на каникулах», см. №23 «Учительской газеты» от 8 июня 2021 года) о необходимости занятий иностранным языком во время каникул: «Вспомните космонавтов в условиях невесомости. Чтобы не потерять способность двигаться, им приходится заниматься на тренажерах. Наш мозг можно условно сравнить с мышцами: если его оставить без работы, он быстро растеряет знания и навыки, с таким трудом усвоенные в учебном году. Единственный способ не забыть то, что учил, – продолжать заниматься». Есть фишечка в виде начисления очков за успешное выполнение заданий в словарике – куда же без игровой составляющей в обучении.
Подводя итог, могу с уверенностью порекомендовать пособия Елены Барашковой как дополнение к школьному учебнику. Они фокусируются не только на развитии предметных навыков, но и мышления, памяти и внимания учащегося. Рабочие тетради включают в себя широкий диапазон заданий, который без труда помогают увлечь ребенка, мотивировать его к выполнению упражнений, а также доказывают, что английский язык может быть понятным, веселым и увлекательным и для школьника, и для родителя.
Анастасия ЛЯХОВЕЦ, учитель иностранного языка, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, Ессентуки
Комментарии