search
Топ 10

ОРКСЭ: ликвидировать нельзя оставить!

Все чаще в новостях появляются тревожные сообщения на тему взаимоотношений школы и религии: “Директора ряда школ в нескольких городах и районах Башкирии отказались допустить представителей духовенства на родительские собрания”; “Верховный суд РФ отклонил жалобы родителей на преподавание религии в школе”; “Родители недовольны новым школьным курсом «Основы религиозных культур и светской этики»”… Всё говорит о том, что проблем, связанных с преподаванием ОРКСЭ – основ религиозных культур и светской этики – накопилось немало.

На этом фоне РПЦ предложила расширить курс ОРКСЭ, который сейчас изучается только в 4-м классе, практически на весь школьный период – со 2 по 9 классы. Готовы ли к этому школа и общество? Этому вопросу было посвящено прошедшее недавно

заседание Общественного совета при Минобрнауки РФ.

О накале страстей во время обсуждения можно судить по высказываниям участников заседания (подробный репортаж можно также посмотреть на страницах «УГ» в twitter и facebook).

Виктор Лошак, член Общественного совета:

– Все мы помним, что идея изначально была благородной – курс ОРКСЭ был призван помочь вырастить гражданина. Однако потом оказалось, что всё далеко не так просто. Сейчас курс преподают в 4 классе, и очень настойчиво продвигается идея о том, что надо бы растянуть его на всё время обучения детей в школе. Но это неминуемо приведёт к тому, что придётся откуда-то брать часы – либо отрывать от других предметов, либо увеличивать недельную нагрузку на детей. Остро не хватает преподавателей, учебников, а хуже всего то, что налицо экспансия РПЦ, то есть церковь всячески стремится проникнуть в школу и закрепиться в ней!

Анастасии Зырянова, глава Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ:

– На сегодняшний день курс ОРКСЭ в нашей стране выбрали 1 миллион 445 тысяч 298 школьников в 21 регионе РФ. Из них конкретно модуль “Основы православной культуры” изучают 473181школьников, “Основы исламской культуры” – 51345. \”Основы светской этики\” выбрали 651106 человек, \”Основы мировых религиозных культур\” – 262846. Меньше всего (311) детей выбрало \”Основы иудейской культуры\”.

На выбор модуля, несомненно, главное влияние оказывают родители. Однако очень часто бывает так, что выбор этот зависит от простой нехватки учителей, способных преподать тот или иной блок информации. Да и с учебниками проблемы, всё-таки, довольно сложно грамотно изложить такую непростую тему для такого возраста.

Жорес Алферов, сопредседатель Общественного совета, академик, лауреат Нобелевской премии:

– По-моему, с самого начала было ясно, что ОРКСЭ – это завуалированный “Закон Божий”. Но зачем нам это нужно? В школе необходим курс, который давал бы знания по истории религий мира, чтобы дети видели всё их многообразие и влияние на жизнь. Не нужно делить учащихся по конфессиям! Другое дело, например, предмет “История мировых религий”, который следовало бы преподавать всем детям, без исключения.

Алексей Гусев, ответственный секретарь координационного совета Национальной родительской ассоциации, советник министра образования Московский области:

– В последние годы наблюдается заметное ухудшение качества здоровья наших детей. Не последнюю роль в этом играют огромные нагрузки. Но при этом почему-то и качество образования тоже падает. Почему? Не потому ли, что происходит размывание традиционных школьных предметов за счёт введения новых? На мой взгляд, количество часов по базовым предметам ни в коем случае нельзя сокращать. И вообще, необходимо пересмотреть содержание предметов, чтобы те или иные вопросы изучать внутри уже существующих дисциплин.

Ирина Мубаракшина, учитель ОРКСЭ (модуль “Основы светской этики”) школы №597 Москвы:

– Понятно, что если этот предмет изучать не только в 4-м классе, но и во всех остальных, то неминуемо придётся чем-то жертвовать, что-то сокращать, от чего-то отрезать. Это вызовет явное недовольство учительской общественности. Но давайте посмотрим на проблему под иным ракурсом: а готовы ли наши дети воспринимать столь серьёзную информацию, которая касается религии, с начальных классов? Может быть, имеет смысл перенести курс на более поздние сроки, ближе к выпускным классам?

Лариса Листова, учитель начальных классов Второй Санкт-Петербургской гимназии:

– В нашей гимназии из моего класса 35 человек выбрали модуль “Основы светской этики” и 1 человек – “Основы православной культуры”. Пришлось работать с ним индивидуально, потому что отказать не можем. Но это у нас. А в других школах такой возможности нет. Неудивительно, что там предпочитают учить всех под одну гребёнку, ибо просто нет выхода, школа не может себе позволить содержать обученных специалистов по всем модулям курса ОРКСЭ.

Думаю, выход том, чтобы изучать всё, что касается истории религии и её влияния на науку и культуру, в рамках уже существующих предметов – прежде всего, истории и литературы. И несомненно, развивать дополнительное образование.

Диакон Герман Демидов, руководитель сектора Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации:

– То, что РПЦ, якобы, лезет туда, куда её не просят, и ведёт себя агрессивно, навязывась школе, это неправда. А если где-то что-то подобное происходит, с этим можно и нужно бороться. Это следствие нашей общей проблемы – неумения общаться в режиме диалога.

Курс ОРКСЭ ни коим образом не ставит под сомнение принцип светскости школы, он прежде всего предоставляет возможность детям больше узнать о роли религии в формировании культуры того или иного народа. Да, они могли бы узнать об этом и в воскресных школах, как некоторые считают. Но тогда вопрос о перегрузках встал бы ещё более остро, ибо в воскресенье дети должны отдыхать, а не учиться.

Игумен Митрофан, заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации:

– Ещё два года назад люди боялись, что из-за нового предмета в школу нагрянут попы. Но теперь всем понятно, что ОРКСЭ – курс не религиозный, а исторический, культурный, просвещенческий. Он помогает объединить школу, ученика и родителей, и это, безусловно, хорошо! К тому же, во всех учебниках по всем модулям с самого начала говорится не только о Боге, но и о России, что очень важно для воспитания настоящего гражданина нашей страны.

Баатр Китинов, член совета \”Центрального духовного управления буддистов\”:

– Однозначно, предмет, посвящённый изучению религиозной культуры, должен быть в школе! Если не ОРКСЭ, то что-то ему подобное. А вот в каком виде – это другой вопрос.

Николай Пропирный, заместитель руководителя Департамента по связям с общественностью и СМИ Евроазиатского еврейского конгресса:

– Введение ОРКСЭ, как мы помним, в своё время было шагом политическим. В результате получилось “как всегда”. С помощью нового предмета мы планировали объединить общество, а получилось – разделили…

Неудивительно, что во многих регионах тот или иной модуль выбирают “сверху”, в приказном порядке. Потому что просто нет квалифицированных кадров. Невозможно подготовить грамотного специалиста за те 72 часа, за которые преподавателям в рамках повышения квалификации дают основы того или иного модуля. В результате дети, которые хотят что-то узнать о своей религии, подчас знают о ней больше, чем педагог, который взялся их обучать. На самом деле, предмет нужен, потому что многие верующие порой показывают вопиющую безграмотность в вопросах веры. Некоторые православные, в частности, вообще ничего не знают о Ветхом завете, будучи убеждены, что Нового им вполне достаточно. Думаю, ОРКСЭ имеет смысл изучать глубоко, но – в старших классах. И, конечно же, в рамках других предметов тоже.

Радмир Таюпов, член Совета духовного управления мусульман России:

– У нас в Уфе большинство учащихся выбрали модули “Основы светской этики” и “Основы православной культуры”, хотя мы традиционно считаемся “исламским” регионом. К сожалению, вынужден подтвердить: да, ОРКСЭ не объединяет, а разделяет людей по конфессиям. Думаю, изучать его можно и до 11 класса, однако главный упор следует делать именно на культурах разных народов, а не на их религиях.

Анатолий Осипов, руководитель Департамента образования и молодёжной политики Новгородской области:

– Хочу заявить, что общественность относится к курсу ОРКСЭ очень позитивно. 67% школьников у нас выбрали “Основы православной культуры”, 98% детей нравится, как этот предмет преподают в школе, 96% родителей интересуются им, спрашивают, что задали на дом, о чём рассказывали на уроках. То есть курс, действительно, помогает сблизить школу и семью. Поэтому мы – за увеличение часов на этот предмет!

Исмаил Байханов, министр образования и науки Чеченской республики:

– Курс ОРКСЭ воспитывает толерантность, терпимость, уважение к чужим религиям и взглядам. У нас в регионе дети выбрали разные модули. Но лично моё мнение – нужно давать в рамках изучения модулей побольше информации, которая касается именно культуры.

Антон Молев, председатель комиссии по образованию Московской городской думы:

– ОРКСЭ – очень молодой курс, ещё рано делать какие-то выводы, говорить о его влиянии на жизнь и мировоззрение детей. Вот когда будут выпуски, тогда что-то можно будет сказать.

Тут много говорили о проблемах этого курса. Да, конечно, это касается низкой квалификации преподавателей, принудительного навязывания тех или иных модулей, плохих учебников. Но, на мой взгляд, огромная опасность кроется в том, что ошибки здесь куда более губительны, чем в других предметах. Рассуждая о весьма деликатных категориях (грех, раскаяние, вера и т.д.), учитель может изуродовать мировоззрение ученика – и сделать это просто по причине своей некомпетентности.

В некоторых школах, увы, работают довольно агрессивные верующие педагоги, которые откровенно давят на остальных, запрещая им те или иные школьные мероприятия под предлогом их “безбожности”. В их руках ОРКСЭ, действительно, обретает весьма уродливые очертания.

Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в Москве:

– Если воспитатель и учитель не имеют образования и культуры, то ничему хорошему они не научат, и никакой ОРКСЭ им не поможет. Те общественные деятели, которые подбросили свиную голову к дверям театра, тоже считают себя глубоко верующими. Однако вреда от их деятельности куда больше, чем пользы.

Изучая системы образования других стран, я могу сказать, что подобные курсы есть и там. Но абсолютно везде они полностью соответствуют конституции. Уверен, что мы, вводя любой курс в школьную программу, точно так же должны действовать – исключительно в рамках главного закона РФ.

Майя Пильдес, директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга, Народный учитель Российской Федерации:

– Сейчас главное – не шарахаться! Выбрали что-то одно – ведите. Если ОРКСЭ в своё время решили ввести, руководствуясь, как ту было сказано, политическими мотивами, значит, пусть он будет. Не надо каждый год менять, увеличивать или уменьшать количество часов, расширять курс на другие классы… Школу и так лихорадит от всех этих пертурбаций. А ей то и дело предлагают что-то новое – то курс по изучению шедевров кинематографии, то предмет, на котором детей нужно научить налогообложению…

Я понимаю мотивацию священников, которым хочется, чтобы религиозную культуру изучали с раннего возраста. Но такие понятия как “духовность”, “нравственность” и даже “доброта” крайне сложно раскрыть в начальной школе за 1 час в неделю. Тут не обойтись без комплексного подхода, без пересмотра программ по разным предметам, чтобы сделать их дополняющими друг друга.

Сергей Рукшин, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Народный учитель Российской Федерации:

– У нас много говорят о том, что детям необходимо предоставить возможность выбора, ибо это главное достоинство демократического общества. Возражу: наличие выбора само по себе – это ещё не признак демократии. Выбор может быть и у наркомана – что вколоть, героин или метадон. И можно ли спокойно говорить, что если мы предоставили детям выбор между тем или иным религиозным курсом, то это нормально, демократично?

Мы отвечаем за будущее страны! А потому должны руководствоваться иными мотивами, нежели пытаться удовлетворить интересы отдельных лиц.

У нас светское государство, а значит, и школа должна быть тоже светской, изолированной от религиозного влияния любой конфессии!

Никакие религиозные ценности не повышают уровень толерантности и культурности, нужно признать это. В Швеции, например, много атеистов и мало преступлений. А в США, которые гордятся тем, что там много верующих, представителей самых разных религий, тем не менее, очень много преступников.

Михаил Гельфанд, доктор биологических наук, профессор, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН:

– Представители РПЦ заявляют, что курс ОРКСЭ не является религиозным. Однако в своё время они специально настаивали на том, чтобы курс был принят в любом его варианте, дескать, главное – закрепиться, а потом уже можно будет проводить ту линию, которую церковь сочтёт нужной. На мой взгляд, это очень опасно, ибо неизвестно, что нас ждёт в будущем.

Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ:

– Мы находимся в плену мифов. Считаем, что вот сейчас введём ещё один предмет – “Этику и психологию семейной жизни”, ОБЖ, НВП, ПДД, экологию – и сразу всё наладится! Но это ошибочная логика. И, как показывает практика, проблем не убавляется, а лишь прибавляется. Значит, решать их следует каким-то иным способом, чем простым введением новых дисциплин.

Евгений Ямбург, член Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ, Заслуженный учитель, директор школы № 109 Москвы:

– В моей школе никогда не боялись человека в рясе. Но всегда учитывали возраст, с которого детям можно давать ту или иную информацию. И делали это с учётом разных подходов. Можно по-разному рассказывать детям о религии, о её месте в истории. Можно делать это, например, изучая великие книги человечества – Библию, Коран, Тору и т.д. Но это, совершенно точно, не для начальной школы, а для старших классов.

И вообще, лично мне очень нравятся слова из священной книги мусульман: “Пусть все религии соревнуются в добре”.

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:

– Действительно, пока ещё рано делать какие-либо выводы относительно того, хорош ли курс ОРКСЭ или плох, какова от него отдача. К тому же, нам до сих пор не ясно, что именно мы хотим получить на выходе, и как оценивать образовательные результаты. Думаю, не стоит спешить с решениями, а учесть те пожелания, которые здесь были высказаны.

В итоге обсуждения Общественный совет при Минобрнаки РФ пришёл к следующим выводам:

1. Не следует спешить с расширением курса ОРКСЭ и увеличивать его в объёме, поскольку это может вызвать негативную реакцию педагогического сообщества из-за урезания количества часов на других предметы.

2. Не нужно торопиться отменять его вовсе, поскольку большинству школьников курс нравится.

3. Рассмотреть вопрос существования ОРКСЭ в рамках школьной программы с точки зрения соответствия его Конституции РФ.

4. Обеспечить возможность учащимся всех школ страны выбор из числа всех модулей в рамках курса ОРКСЭ, а не только тех, по которым у школы есть преподаватели. Усилить контроль за подготовкой преподавателей по всем модулям курса.

5. Пересмотреть школьные программы по другим предметам, усилив в них моменты, связанные с культурно-религиозными аспектами.

Фото Ольги Максимович

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту