Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Киностудия «Ленфильм» готовится отметить юбилей российского режиссера Александра Сокурова
Школьнику на заметку: что нужно сделать для бесплатного отдыха в «Артеке»
Строительство школ, выплаты кураторам, ремонт педвузов: какие поручения дал Владимир Путин правительству
Британская школьница подала судебный иск на учебное заведение из-за требований носить защитную маску
На языке школьников: ОНФ будет рассказывать об «Обыкновенных героях» в TikTok
На майских праздниках с детьми младшего школьного и детсадовского возраста чаще всего остается один из родителей
Стали известны имена школьников, победивших в конкурсе исследований «Наука для жизни»
«Помни!»: на «Большой перемене» стартовал новый тематический месяц
Награды нашли победителей: итоги Всероссийского космического диктанта подвел летчик-космонавт Федор Юрчихин
Корианщик и трубогибщик: названы редкие профессии с зарплатой от 100 тысяч рублей
Киностудия «Ленфильм» готовится отметить юбилей российского режиссера Александра Сокурова Школьнику на заметку: что нужно сделать для бесплатного отдыха в «Артеке» Строительство школ, выплаты кураторам, ремонт педвузов: какие поручения дал Владимир Путин правительству Британская школьница подала судебный иск на учебное заведение из-за требований носить защитную маску На языке школьников: ОНФ будет рассказывать об «Обыкновенных героях» в TikTok На майских праздниках с детьми младшего школьного и детсадовского возраста чаще всего остается один из родителей Стали известны имена школьников, победивших в конкурсе исследований «Наука для жизни» «Помни!»: на «Большой перемене» стартовал новый тематический месяц Награды нашли победителей: итоги Всероссийского космического диктанта подвел летчик-космонавт Федор Юрчихин Корианщик и трубогибщик: названы редкие профессии с зарплатой от 100 тысяч рублей
Записки Виктора Болотова

Онлайн, офлайн и фейс-ту-фейс

Учительская газета, №14 от 7 апреля 2020. Читать номер
Автор:

Дистанционное образование не является каким-то ноу-хау. В былые времена оно у нас было очень хорошо известно под именем заочного образования. Относительно его качества можно говорить много, но главная задача, которая, кстати, до сих пор не решена, – это мотивация учащихся.

Если студент окончил техникум, пошел работать на завод и там решил сделать карьеру, ему надо было обязательно поступить в вуз (например, заочно) и стать инженером. Причем знания ему были совершенно необходимы, иначе бы он просто не получил диплом. Поэтому учебная мотивация такого студента была вполне обоснованна. А вот если человек уже работает, скажем, в торговле, но ему для каких-то целей понадобились «корочки», то тут вполне возможна полная имитация при отсутствии желания учиться. «Зачем мне ваши высшая математика и античная философия, ведь я и так хорошо зарабатываю, без ваших университетов, а что до диплома, то он нужен просто так, для «галочки»!»

Словом, для человека мотивированного заочное образование (включая школьный экстернат) вполне может быть качественным. А теперь давайте сравним это с тем, что есть сегодня. Сейчас есть три группы проблем.

Первая касается соотношения онлайн- и офлайн-образования. Одно дело, когда тебе по Интернету присылают задания, которые ты можешь выполнять в любое удобное для тебя время, и другое – в строго определенное время выходить на связь с учителями разных предметов. Возможно, главная беда нынешнего момента в том, что всех обязали перейти на дистанционное обучение, подразумевая под ним именно его онлайн-версию. А это значительно сужает пространство для маневра! Скажу больше: многие дети прямо говорят, что от занятий, которые требуют постоянного нахождения за компьютером в режиме вебинара или лекции, они устают гораздо сильнее, чем в школе.

Вторая группа проблем заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев полноценное среднее образование дистанционно получить можно лишь при условии организации практической деятельности. Чтобы на физике дети ставили опыты с электричеством, на химии смешивали настоящие вещества в пробирках, а не на экране, на уроках технологии реально собирали лего-конструкции или роботов и так далее. А сейчас этого нет. Поэтому нам имеет смысл внимательно изучить опыт Австралии, где много расположенных друг от друга фермерских хозяйств, и детей сложно доставлять каждый день из дома в школу. Там организовали одновременно три формы – онлайн-, офлайн- и фейс-ту-фейс-образование. То есть вступительное занятие по Интернету проводят для всех, открывают общий чат, а потом каждый ученик получает либо компакт-диск, либо набор файлов с заданиями, которые надо выполнить. И если у него что-то не получается, всегда можно спросить у одноклассников в чате, поискать информацию в Сети или задать вопрос учителю. Каждую неделю проходят коллективные консультации с педагогами. Но время от времени всех ребят обязательно вывозят в школы, где они работают с приборами, реагентами и инструментами. То есть практика – обязательное условие полноценного образования. Итоговая аттестация, где это возможно, проходит с использованием компьютерного тестирования, а где требуется творчество – при непосредственном общении с экзаменатором.

Наконец, третья группа проблем связана с образовательным контентом, по которому работают наши учителя и ученики. Кто сказал, что современного школьника надо учить именно этому и в таком объеме? Наше среднее образование до сих пор страдает избыточностью и несбалансированностью. Но это касается как заочного, так и очного образования.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt