Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ольга СЛАВНИКОВА: Я до сих пор не знаю, как делается проза

Учительская газета, №29 от 17 июля 2018. Читать номер
Автор:

2016 год стал последним для известной премии «Дебют», на месте которой тут же возникла новая крупная премия для молодых авторов – «Лицей». В начале июня этого года на Красной площади состоялось объявление финалистов второго сезона «Лицея», общий призовой фонд составил 4,8 млн рублей. Тем временем многолетний координатор «Дебюта» Ольга Славникова тоже на месте не сидит: ее роман «Прыжок в длину», вышедший после продолжительного перерыва, хорошо прозвучал в критике, готовится новая книга, и, кроме того, много сил отнимает преподавание. Об отношении к новой премии, а также о тенденциях, пришедших на смену «Дебюту», о готовящемся романе и особенностях мастерской прозы писатель лауреат премии «Русский Букер» Ольга Славникова рассказала в интервью «Учительской газете».

– Ольга Александровна, премию «Лицей» критики называют торжеством консервативного тренда, пришедшим на смену «инновативному» «Дебюту». Разделяете ли вы это мнение?

– А воспринимаете ли вы эту премию как законную преемницу «Дебюта»?

– Насколько изменился ваш распорядок дня в связи с переменами? Удалось ли сосредоточиться на новых прозаических замыслах?

– Новый роман «2050», насколько мне известно, будет посвящен изоляции России от остального мира. Как продвигается работа? Влияет ли на сюжет внешнеполитическая обстановка?

– Вы также активно занимаетесь мастерской современной прозы в Creative Writing School. Чем ваш курс отличается от курсов коллег-прозаиков Марины Степновой, Майи Кучерской, Алисы Ганиевой? Как «разделяете» обязанности?

– Ваши семинары скорее живой диалог или совместный разбор рукописей?

– Недавно коллега-прозаик признался, что никогда не даст свою рукопись на оценку такому же прозаику: мол, он же неизбежно «почувствует во мне конкурента». Палка о двух концах: с одной стороны, собственное участие в любой деятельности помогает лучше оценить плоды чужих трудов, с другой – отсутствие амбиций привносит долю здравой отстраненности в оценке. Преподаватель Ольга Славникова часто опирается на опыт Славниковой-прозаика? Неизбежна ли абсолютизация собственного опыта или, напротив, исключена?

– «Проза» – это когда я не понимаю, как это сделано», – признавались вы. Как автору найти баланс между нелюбимой вами «технологичностью» и собственным продуктивным непониманием замысла?

– Как, неужели не даете вашим подопечным какие-то общие советы по написанию прозы?..

– Роман «Прыжок в длину» называют мастерским как раз в смысле применения техник. Сергей Сиротин сравнивает вас с королем языковых метафор Юрием Олешей, Анна Жучкова в другой рецензии, напротив, радуется избавлению от метафор в новом романе. Для чего нужны метафоры и сравнения вашему стилю?

– О романе много говорили в прессе не только в связи с метафорами. Людмила Вязмитинова рассуждает о «традициях метафизического реализма», Ольга Бугославская – о переосмыслении «евангельской идеи самопожертвования»… Вы довольны рецепцией книги? Как, если обобщить, восприняла роман публика?


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту