К древней Рязани меня притягивает какая-то магическая сила. Но если посмотреть на это философски, становится понятно: моя родная Калуга и Рязань, как две сестры, согревающие сердце России. Рязанцы и калужане – потомки древних вятичей, их роднит задумчивая Ока, красота берегов которой вдохновляла на творчество многих русских художников и композиторов, писателей и поэтов.
В этот раз я добирался до Рязани на простой электричке, которая, как говорят в народе, кланяется каждому столбу. Теплый вагон, великолепные предвесенние пейзажи за окном навевают стихи, авторучка бегает по блокноту. На вокзале ловлю такси, чтобы добраться до школы №37, где намереваюсь посетить урок учителя литературы Ларисы Ивановны БАКЛАНОВОЙ. Называю адрес, номер школы. Матерый водила словоохотлив, говорит «за жизнь», ругает городские дороги. В результате плутаний по рязанским улицам таксист подвозит меня к ограде школы. Расплачиваюсь, подходя к зданию, изумляюсь. Табличка гласит – школа №57. Настроение вмиг становится гнусным, думаю: «Вот попал. Неужели командировка испорчена?!»
Путешествие в глубь веков
К счастью, мои опасения оказываются напрасными. «Серые мухи» улетучиваются, как только я оказываюсь на улице Льва Толстого на пороге 37-й школы, где меня, беднягу, заблудившегося в трех соснах, любезно встречает директор Татьяна Архипова. Понимая, что я с дороги голоден, Татьяна Васильевна угощает горячим чаем с бутербродами и рассказывает о жизни и богатых традициях школы №37. После небольшой экскурсии по школе иду на урок литературы. Он проходит не в обычной школьной аудитории, а в кабинете семейных традиций, проще говоря, в школьном краеведческом музее, которому могли бы позавидовать, уверяю вас, музеи многих районных центров. У меня просто глаза разбегаются, я окунаюсь в живительный кладезь истории и народного быта. Чего здесь только нет! Старинные прялки, самовары, утюги, народные костюмы, обереги и множество других редких экспонатов – все это годами собиралось руками школьников.
Лариса Бакланова проводит интегрированный урок литературы и искусства в 8-м классе, посвященный творчеству рязанских поэтов, воспевающих свою малую родину и ее природу. Эпиграфом к занятию становятся слова Льва Толстого: «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает». В самом начале урока детям было предложено укрепить полученные знания и поработать с изобразительно-выразительными средствами литературного языка. Восьмиклассников появление корреспондента «УГ» на задней парте нисколько не смутило – они раскованны, многие из них чувствуют себя в океане поэзии как рыба в воде. Ребята с удовольствием и довольно легко находят в процитированных учителем поэтических строках и строфах олицетворение и метафору, сравнение и эпитет. Ученики выходят к доске и с выражением читают стихи. После первых же строк мне приходят на ум слова писателя Леонида Леонова, сказанные Ларисой Баклановой в начале урока: «Любовь к Родине начинается с любви к природе».
Времена года
Так как на дворе еще не сдала своих полномочий зима, то и стихотворения посвящаются белой царице. «…Опять в лазоревом сиянье// Он заискрился синевой// Над расцветающей Рязанью, //Слегка кружась над головой…» Это строки из стихотворения Валентина Макушева «Снег». «Зимняя сказка» Татьяны Бочаровой не может оставить восьмиклассников равнодушными. «Отливает синим блеском// Ель, как хрупкое стекло.// Тяжело гулять по лесу,// Где сугробы намело. //Полумертвая картина, //Жизнь застыла на бегу. //Лишь упавшая рябина// Кровью пишет на снегу…»
Урок построен так, что поэзия не загромождает метафорами мир искусства, не отгораживается от него, а дополняет неповторимыми красками и штрихами, силой художественного слова. Перед глазами школьников появляются великолепные пейзажи русских художников – Юона и Грабаря, Шишкина и Левитана. Слева от школьной доски – несколько детских рисунков, справа – стенд с большими черно-белыми фотографиями среднерусской природы (как оказалось потом, они выполнены восьмиклассниками). «Какие чувства навевает вам картина «Февральская лазурь»?» – обращается к детям Лариса Ивановна. Одному пейзаж кажется грустным, показывающим величие последних зимних дней, другому – несущим предвесеннее настроение, когда вот-вот треснут речные льды, растопятся снега и по бескрайним полям и глубоким оврагам побегут, напевая солнечные песни, бурные ручьи.
И вот к восьмиклассникам приходит весна. Учитель включает магнитофон, и из его динамиков звучит фрагмент из «Времен года» Петра Ильича Чайковского «Подснежник. Апрель». Кто-то из ребят читает стихотворение Евгения Маркина «Первый подснежник». Перед глазами появляется нежный цветок – символ весны: «Словно сиянье в руки беру!// Вот он лежит у меня на ладони -// Самое чистое и молодое //Дивное диво в древнем бору…» С музыкой великого русского композитора в класс врывается май. И в унисон музыкальному отрывку звучит стихотворение Валерия Хлыстова «Майская ночь», которое переносит детей в чудесную сказку:
Небес бескрайних звездные объятья.
Луны дыханье на листве берез,
И ожидает поцелуя звезд
Черемуха в нарядном белом платье.
А в майской арии красавицы-весны
Рулады соловьиной переливы,
И Сивка-Бурка с облачною гривой
Летит, касаясь гривою луны.
…В ярком цветочном кафтане в школьный музей входит лето. Лариса Ивановна обращает внимание восьмиклассников на один из фотографических сюжетов, где запечатлены туманные берега реки, над водной гладью которой задумчиво склонили головы красавицы-ивы. «Придумайте, пожалуйста, название этому фотоснимку», – говорит учитель. И тут я поражаюсь богатству поэтического воображения подростков. Они мыслят так, что им могут позавидовать современные маститые поэты! Эпитеты летят из самых разных уголков класса, очень активны мальчишки. Я отмечаю в своем блокноте, что лучшее название, придуманное детьми, это «Ивовый сон», оно, как мне кажется, очень точно передает настроение фотографии.
…Ливень освежает нагретую жарким солнцем землю. «…И под дождь так сладко спится!// Снится млечная земля,// А меня на колеснице// Катит по небу Илья!» Это строки из стихотворения рязанского поэта Александра Бакланова «Летний дождь». После них действительно становится как-то свежо и радостно.
Но вот радость сменяется грустью. Тихо приходит сентябрь. Восьмиклассники любуются замечательной картиной Левитана «Золотая осень». По просьбе Ларисы Ивановны ребята несколько минут делают на бумаге творческие наброски к осеннему пейзажу, потом цитируют свои работы. Снова подростки удивляют меня глубиной своей мысли, лиричностью, яркими образами и гениальной простотой. Парень с первой парты проникновенно говорит: «Красота… Так бывает, наверное, только в России, на Рязанщине». Девочка, сидящая передо мной, зачитывает белый стих: «Под небесным сияющим куполом горят солнцем листья берез, по земле идет золотая волшебница». Я просто поражен талантом ребят, неужели в меркантильное «компьютерное» время можно так поэтически мыслить?!
«Золотою лягушкой луна…»
Ни один урок краеведения на Рязанской земле не может пройти без произведений великого русского поэта Сергея Есенина. И вот кто-то из ребят с выражением читает:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк
над прудом
Теплит матери старой грусть.
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге…
Заканчивается урок. Я делаю для себя открытие – он прошел динамично и на высоком художественном уровне. Это был урок высокого искусства. Дети с интересом работали, а учитель был как бы в стороне, за кадром. Но это и есть, по-моему, настоящее мастерство педагога – заставить или, точнее, помочь ученикам сбросить панцирь стеснительности и сомнений, чтобы они как можно полнее раскрыли свои способности.
После урока общаюсь с Ларисой Баклановой. Выражаю удивление по поводу эстетического развития восьмиклассников.
– В этом классе, в котором я преподаю уже четвертый год, действительно много талантливых детей, – говорит Лариса Ивановна. – Четверо ребят занимаются в фотостудии, которой руководит профессиональный фотограф Анатолий Сеничкин. В прошлом году Саша Соловьев занял второе место на городском фотоконкурсе, посвященном 60-летию Победы. Настя Подзорова и Яна Половинкина всерьез увлекаются живописью, занимаются в художественном колледже.
Педагогический стаж Ларисы Баклановой – около 30 лет, в свое время она окончила Рязанский государственный педуниверситет имени Есенина. По глубокому убеждению Ларисы Ивановны, учитель литературы – это прежде всего воспитатель. Особенно сегодня, когда в нашем обществе царят бездуховность и прагматизм. Помочь детям увидеть прекрасное вокруг себя, чтобы они могли пронести это через свое «Я», – главная задача учителя литературы.
…Я уезжал из Рязани на автобусе. Ярко светило уже весеннее солнце. А вдоль дороги – серебряная сказка: разлапистые ели, словно облепленные сахарной пудрой, сменялись хрупкими заиндевелыми березами. Снег искрился всеми цветами радуги. Такая божественная красота никого не может оставить равнодушным:
…Все мы от сохи и от телеги,
Только вот забыли родники.
Берега родные береги,
Сохрани святые обереги.
Комментарии