Профессиональный лицей № 2 в Воронеже хорошо известен. Обучают здесь не будущих заводских рабочих, а, как сказали бы раньше, готовят кадры для «бытовки», для службы быта. Лет десять назад она, казалось, едва выживала, но, по словам преподавателей лицея, последние три года стабильно растет спрос и на ее услуги, и на профессионалов, которые их могут предоставить качественно, быстро и эксклюзивно. Последнее очень важно, потому что нет на свете женщины, которая хотела бы, чтобы ее платье или прическа были точно такими же, как у соседки. Профессионалов, готовых выполнить самый сложный индивидуальный заказ и в то же время умеющих слаженно работать в команде, если это потребуется, как раз и обучают во втором лицее. ПЛ № 2 – неоднократный победитель всероссийского конкурса «Сто лучших СПО и НПО России», региональный центр подготовки участников Открытого чемпионата по рабочим профессиям WorldSkills Russia и первое в Воронежской области учреждение начального профессионального образования, получившее международный сертификат от сертификационной компании IES в Лондоне.
Это означает, что воронежские закройщики, портные и парикмахеры, отучившиеся в лицее, ни в чем не уступают своим европейским коллегам и легко могут конкурировать с ними на международном уровне. Уже более 200 выпускников стали обладателями такого сертификата. Еще в лицее обучают профессиям секретарь и обувщик. К моему немалому удивлению выяснилось, что профессия обувщика сегодня одна из доходных.
Рассказывает Валентина Клепикова, заместитель директора лицея по учебно-производственной работе:
– Последние годы мы набираем всего одну группу обувщиков – 17 ребят, хотя востребованность на эту профессию большая. Просто молодежь еще как-то не понимает, насколько в денежном плане хороша эта профессия. Сейчас 200 рублей стоит одну набойку поставить, а ведь кроме ремонта есть еще и пошив обычной обуви, и изготовление специальной обуви.
Валентина Петровна показывает мне толстую папку, в которой собраны запросы от предприятий и заявки на выпускников. Почти все начинаются со стандартной фразы: «прошу направить на учебную практику с последующим трудоустройством» столько-то учащихся лицея, например, обувщиков в количестве 5 человек – это заявка от Воронежского протезно-ортопедического предприятия под учредительством Министерства труда и соцзащиты РФ. А вот два письма от частников: «ИП» просят по 6 человек и тоже с последующим трудоустройством.
Но больше всего заявок на выпускниц-закройщиц. Ежегодно востребованность больше 25 человек, правда, нужны не столько закройщицы, сколько швеи с квалификацией закройщика-дизайнера. Этим требованиям выпускницы лицея соответствуют, потому и работодатели выстраиваются вереницей, обещая приличный заработок и удобный рабочий график. Вот заявка от ООО: «прошу направить для прохождения производственной практики учащихся лицея № 2 в неограниченном количестве по специальности швея с последующим трудоустройством», Валентина Петровна про этих работодателей говорит, что и оборудование у них хорошее современное, и даже цеха свои есть. Нужны закройщики в сеть магазинов детской одежды, при которых, оказывается, есть свое швейное производство. Те же запросы от модных бутиков взрослой одежды, хозяйка – известная в Воронеже бизнес-леди. В мастерские при таких магазинах выпускницы лицея идут с удовольствием, некоторые остаются работать после практики. Повышенный спрос на квалифицированных работниц вселяет надежду и свидетельствует о появившейся стабильности: сегодняшний потребитель уже не довольствуется дешевым китайским ширпотребом, а готов тратить деньги за свое пусть и не идеальное, но российское качество.
– В последние годы – говорит директор лицея Федор Анатольевич Дедяев – спрос на наших выпускников настолько вырос, что у девушек и ребят появилась возможность выбора. Во время производственной практики, если что-то студентов не устраивает, они могут поменять место работы и перейти к другому работодателю.
Что может не устроить в первую очередь? Конечно, зарплата. Несмотря на повышенную востребованность профессия швеи остается низкооплачиваемой. Девушки-выпускницы рассказывают, что заработок напрямую зависит от интенсивности и объема выполненного заказа. Можно заработать 10 тысяч рублей, можно 20, но есть те, кто зарабатывает и 5, и 7 тысяч. У парикмахеров все примерно также, из 300 рублей, которые клиент выложит за стрижку, мастеру достанется 120, или 40% от стоимости.
Во время экскурсии по лицею первые, у кого мы побывали, как раз были парикмахеры. У девушек шли практические занятия, за столиками сидели несколько «клиентов», которых обслуживали их же сокурсницы. Этакая творческая лаборатория красоты, большая театральная гримерная, царство лака и локонов – такие определения приходили в голову, когда я фотографировала молоденьких парикмахерш, среди которых, возможно, были и будущие победительницы профессиональных конкурсов. Опыта в победах лицею не занимать. Когда Россия в прошлом году вступила в движение WorldSkills, воронежский лицей получил сертификат участника номер один. В прошлом году на первом Открытом чемпионате Москвы WorldSkills Russia воронежцы заняли 3 место в конкурсе парикмахерского искусства, а в мае нынешнего года участвовали в Национальном чемпионате в городе Тольятти. Старшекурсница лицея Кристина Анистратова заняла 2 место в конкурсе парикмахеров и вошла в резерв национальной сборной для поездки в Лейпциг.
С 1 по 4 ноября на ВВЦ будет проводиться второй Открытый чемпионат Москвы, к которому лицей очень активно готовится, работая еще и как региональный центр подготовки участников соревнования молодых рабочих-профессионалов. В воронежской команде будут парикмахер из второго лицея, повар из лицея № 53, сварщик из лицея № 4, токарь и фрезеровщик из колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса. Интересная деталь: среди 11 конкурсантов, которые представят на московском чемпионате свои регионы в компетенции «токарное дело на станках с ЧПУ» есть одна девушка–токарь, и она из Воронежа, – Екатерина Подоприхина.
Спрашиваю Валентину Петровну Клепикову, что дает участие в движении WorldSkills Russia студентам?
– Это очень приятно – на таком высоком, международном уровне получить призовое место и признание. Дети довольны, радуются своим успехам и дипломам. А нам приятно, что это наши ученики, что у них есть такая замечательная возможность проявить себя. Конечно, авторитет лицея растет, а еще укрепляется престиж рабочей профессии. Также профориентационная работа в лицее идет с большим плюсом. И, что очень важно, наши выпускники – нарасхват. Когда работодатели узнают, что у нас обучаются победители таких престижных чемпионатов, ребят с еще большей охотой приглашают на работу.
– На ваш взгляд, отношение к рабочим профессиям меняется?
– Сейчас стало лучше, развитие началось. И не только из-за спроса, чувствуется какое-то разумное начало, разумный подход. Ведь нельзя же всем поголовно идти в вузы! Это не нужно, а вот квалифицированные рабочие руки нужны. К нам сейчас даже возвращаются те, кто раньше не доучился, бросил, а теперь приходят и говорят: мне надо доучиться, с меня диплом спрашивают. Сегодня многие работают на дому, это стало возможно, и важно подтверждение квалификации.
Одна из самых распространенных надомных профессий – швея, или портная. Когда лицей еще назывался училищем, было разделение на портных верхней женской или мужской одежды, была квалификация портной легкого платья. То же и с закройщиками. Современная жизнь усложняется, требует от работника многофункциональности, умения справляться сразу с несколькими задачами. По новым стандартам профобразования лицей сегодня обучает по двум квалификациям – портной и закройщик, «внутри» этих профессий, а осваиваются они одновременно, выпускник лицея получает разряд и как портной, и как закройщик. При этом уметь он должен все: раскроить и сшить как мужскую одежду, так и женскую, и детскую, как летнюю, так и зимнюю.
Тамара Ивановна Блинова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе о своих студентах говорит так:
– Швейники у нас отличаются ото всех, они самые серьезные! Наверное потому, что профессия такая – достаточно сложная, требующая сосредоточенности, внимания, вдумчивости, организованности. Не туда провел мелом – уже крой испортил, изделие не получится. Но наши девушки и ребята – умницы! Очень старательные, молодцы просто, хотя в жизни не всем им приходится легко. У нас из почти 400 учащихся 50 ребят официально считаются детьми из малообеспеченных семей, и 27 человек – сироты. Поэтому стараемся, чтобы дети чувствовали себя здесь хорошо, комфортно, у нас даже своя поговорка на этот счет есть: семья живет дружно, пускай не богато. И ученикам говорим так же: мы – семья, поэтому должны помогать друг другу и заботиться, мы – коллектив.
Автор главной лицейской поговорки, а может, даже и своеобразного девиза, – Юлия Александровна Курьянова, педагог допобразования, руководитель студенческого дома моделей и вокальной студии «Апельсин». Сейчас в студии больше ста участников и несколько направлений – хореография, вокал, студия моды. После поступления в лицей все первокурсники приглашаются на кастинг, это лицейская традиция. Молодежь демонстрирует таланты, а потом выбирает понравившийся коллектив. Итог может быть самым неожиданным: некоторые выпускники лицея сегодня учатся в Воронежском педагогическом университете, в музыкальном училище имени Растроповича, а ведь изначально поступали на обувщика и швею… Может быть, в этом и есть сверхзадача учительского труда – не только выучить мастерству, дать необходимые профессиональные знания, но и помочь молоденькой девушке или парню раскрыть в себе таланты, о которых те раньше даже не подозревали? И ведь раскрываются эти таланты не в суперэлитарных вузах, а в учреждении начального профобразования, и это очень хорошо.
В этот раз не хотелось говорить о трудностях, с которыми сталкивается лицей практически постоянно. Они такие же, как у многих других учреждений НПО и СПО, – недостаточное финансирование, нехватка современного оборудования, в том числе элементарных компьютеров, благодаря которым парикмахеры всего мира осваивают дизайн причесок, комбинируя овал лица и соответствующую длину и структуру волос. Те же проблемы, только со своими особенностями, у закройщиков. Стандарты профобразования изменились, а техника, оборудование, расходные материалы остались прежними. И никто точно не знает, чего ожидает завтра, ведь по новому закону об образовании НПО уже как бы нет, остаются СПО и вузы, а это значит очередные крупные изменения. Думаю, обо всем об этом мы еще расскажем, а пока слово учащимся второго лицея.
Первокурсницы – будущие парикмахеры Валерия Цапенко (читает рэп) и Марина Бочарова (талантливый представитель танцевального направления хип-хоп):
– Мы выбрали этот лицей, потому что здесь очень хорошие мастера. Подруги старшие закончили здесь учебу и посоветовали сюда поступать. Мы поступили, а потом пришли на кастинг талантов для первого курса. Нам все очень понравилось, интересно! Удивило и обрадовало то, какой здесь хороший коллектив преподавателей. И с сокурсницами нам повезло… Вообще здесь намного интереснее, чем в школе, так как здесь есть профессиональные уроки, то есть, уроки по парикмахерскому искусству. Это намного интереснее, чем физика или математика. И вообще учиться здесь легче, интереснее и веселее.
Наталья Погорельских, первый курс, профессия закройщик-портной:
– Мне очень нравится этот лицей, так как в нем уютно и хорошие преподаватели. Прекрасно преподают каждый предмет. Я сама из Новой Усмани, пришла после 9 класса. Если сравнивать школу и лицей, здесь учиться легче, и коллектив здесь лучше, чем в школе. Наверное потому, что у нас одна профессия, и это нас объединяет. Почему не осталась в школе? Не считаю нужным учиться в 10-11 классах, это потеря времени. Сюда пришла именно за профессией, меня бабушка учила шить, и мне это очень нравится.
Георгий Горлов, первый курс, профессия закройщик-портной:
– Один хороший мой знакомый посоветовал: приди-поучись, никто не держит, не понравится – уйдешь. А мне пока нравится. Сам я из Воронежа, в школе было сложно, здесь легче. Профессия интересная, надеюсь, что освою. В лицее в первую очередь поразили люди – и однокурсники, и преподаватели, все очень открытые, доброй души человеки! Очень приятно тут находиться.
Юлия Леденева, третий курс, профессия закройщик-портной:
– Я с самого детства шила, вышивала, поэтому решила выбрать профессию закройщика. О лицее узнала случайно. Подруга привела меня сюда, она хотела на парикмахера поступать. Но мест уже не было, к сожалению, и она поступила в другой техникум. А я решила остаться здесь и ни разу не пожалела об этом. Впечатления хорошие, все очень нравится, учат нас хорошо, все рассказывают, показывают – к нам со всей душой! Считаю свою профессию очень перспективной, сначала планирую устроиться в ателье работать, а потом хочу открыть свое ателье.
Фото автора
Комментарии