В поисках ответа на вызовы современности о выборе наилучшей практики обучения студентов многие задаются вопросом, зачем это нужно. Традиционное обучение исчерпало себя или перестало быть востребованным? Для чего потребовался поиск новых педагогических практик, например, обучения по принципу peer-to-peer? Давайте вместе проанализируем, что происходит на данный момент.
Как известно, peer-to-peer (Р2Р) – это образовательная модель, взаимное обучение студентов, при которой равный учит равного, обучение, так сказать, «по горизонтали».
Конечно, она основана на принципах взаимопомощи и взаимной поддержки между обучающимися. Ведь студенты в P2P обучении находятся на одной ступеньке в учебной иерархии. Между ними нет вертикального подчинения, как это принято традиционно между студентами и педагогами.
Вспомним, при традиционном получении знаний неизбежен контроль со стороны педагога (отметки о посещении, к примеру), а также поощрение (оценки, «пятерки») и наказание (отчисление, «двойки»). Функции контроля нужны для развития группы, да и самого процесса обучения в его традиционном понимании, при котором без поощрения и наказания не обойтись.
Вариант peer-to-peer, несомненно, привлекает большинство студентов, ведь каждый человек в такой проектной группе становится ее равноправным участником. В подобной цепочке обучения это как повышает мотивацию всех, так и улучшает итоговый результат. Поэтому нравится большинству, а не всем – всегда найдутся студенты, которым приятнее обучаться под контролем преподавателя, а не равного себе: срабатывают личные предпочтения или родительские установки и другое, что еще предстоит исследовать.
Преподаватель участвует в обучении Р2Р только как фасилитатор – специалист, обеспечивающий коммуникации и общение: организует и управляет дискуссией. Он, своего рода, нейтральный посредник для того, чтобы цели группы достигались эффективнее. Преподаватель умеет формулировать цель встречи, доносить ее до каждого участника, убеждается в отсутствии разногласий или возражений. Все им должно быть налажено, без этого групповой динамики просто не произойдет.
В итоге проектная группа убеждается в правильном понимании цели (для чего существует группа), в какой момент включаться в работу каждому ее члену, кто и каким образом участвует, обсуждает, записывает идеи, результаты, формулирует выводы.
Из множества вариантов студенты выбирают те, которые устраивают всех для продвижения группы вперед. Дальше нужно убедиться, что выполнение понято и принята готовность к действию. Так можно организовывать ежедневные дискуссии в студенческих группах и другие мероприятия.
Преподаватель-фасилитатор направляет, сохраняя нейтралитет, и не навязывает собственные взгляды. Он остается ведущим на высшем уровне, помогает группе людей для формирования единого курса в заданном направлении. Последнее важно для всех, кто изучает социальную психологию и понимает, что функция даже явно незримого ведущего необходима в любой группе, без этого звена группа распадается.
Существуют различия между P2P-обучением и совместным обучением, не будем их путать. В последнем (англ. collaborative learning) студенты учатся друг с другом в группах, находят общее решение. А при Р2Р один учит другого, равный учит такого же, ведет через концепцию и задачу к общему результату.
Можно констатировать, что студентов не только привлекает тот и другой вариант – каждый вид обучения необходимо применять для разных целей. Так, приемы совместного обучения нужны, когда студенты осваивают новую тему и участвуют в дискуссии.
Р2Р необходимо для управления высокими темпами обучения: при выполнении самостоятельной работы в группе студенты, лучше и быстрее других освоившие материал, помогают разобраться и объяснить его тем, кто еще не успел освоить настолько же быстро.
Формы Р2Р обучения такие – можно обучаться как в группе, так и лично.
Варианты взаимного обучения следующие:
- Обучение более опытным студентом менее опытного. Пример – старшекурсник обучает студента на курс меньше.
- Дискуссионные группы – студенты обмениваются мнениями, делясь дополнительной информацией, которую сами и отыскали.
- Учебные группы поддержки – студенты вместе готовятся к зачетам, семинарским занятиям, обмениваются мнениями, взглядами, идеями.
- Применяют конструктивную обратную связь, оценивая и проверяя работы друг друга.
- Проектные группы взаимной поддержки.
Что же в итоге происходит?
- Взаимное конструирование знания, ведь обучает не инструктор, а равное тебе лицо;
- образовательная среда становится более доверительной, в ней, в идеале, нет места контролю, назиданиям, поучениям; это нельзя полностью исключить у лиц с родительскими установками, хорошо описанными в транзактном анализе, в перекрещивающихся транзакциях типа Родитель-Ребенок;
- укрепляются горизонтальные связи и общение между равными членами группы;
- происходит требуемое усвоение материала, обнаруживается глубина знаний обучающихся.
Всегда было полезным учить других и делиться знаниями, потому что:
- объясняя, сам повторяешь пройденный материал;
- учишься работать в команде, где без общения не обойтись;
- развиваешь навыки метапознания, потому что, видя, как учат другие, задумываешься над формированием и своего стиля обучения.
Бывает, мотивация к обучению повышается, если о пользе обучения говорят не преподаватели, а сами студенты. Вероятно, одна из причин в том, что студенту проще идентифицировать себя с таким же студентом, равным себе, а не с преподавателем.
Участники взаимного обучения становятся активными слушателями, а не пассивными наблюдателями, мало включенными в учебный процесс, ведь ты слушаешь равного.
Недостатки взаимного обучения тоже существуют.
Остается факт неопытности участников в формировании навыка легкости передачи информации и получения четкой обратной связи. Не все умеют передавать понятное себе простым и ясным языком для других, а обратная связь может быть тоже запутанной.
Не каждый студент сумеет до конца довести процесс обучения по программе и не оставить его незавершенным.
Проектировать обучение все равно нужно преподавателю как фасилитатору. Ведь Р2Р – не стихийный процесс, а тщательно спланированный. В итоге при тщательно спланированном процессе эта педагогическая практика в состоянии ответить на один из вызовов времени.
Ранее Ирина Колиниченко, кандидат психологических наук, психолог, ведущий психологических тренингов на Всероссийской школе профсоюза (ВПШ), рассказала Сетевому изданию «Учительская газета» о песочной терапии и о том, как она поможет педагогам правильно отдохнуть.
Комментарии