Тема «Государственная символика Российской Федерации». 8-й класс
Игра «День символа»
Проводится как обобщающий урок
Цель: Патриотическое воспитание учащихся.
Задачи:
Образовательные:
Обобщение знаний по истории государственной, региональной, школьной символики.
Выявление роли государственной региональной, школьной символики.
Развивающие:
Развитие интереса к истории символики.
Развитие умения работать с историческими источниками.
Развитие умения работать с дополнительной литературой.
Развитие умения самостоятельно добывать и обрабатывать информацию.
Воспитывающие:
Воспитание интереса к истории.
Патриотическое воспитание.
Эстетическое воспитание.
Оборудование:
Звукозапись Гимна Российской Федерации.
Видеозапись фильма «Герб Твери»; «Символы Родины».
Телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Карты Тверской области, гербы городов области.
Схема результатов.
Оформление зала: флаги России, г.Твери, гимназии №44.
Шары, ленты, плакаты с изображением гербов.
Предварительная подготовка:
Разбивка участников на команды.
Подготовка участниками названий и символики команд.
Подготовка оформления зала.
Подготовка знаменной группы.
План игры
План Время
1. Вступительное слово ведущих 5 мин.
2. Вступительное слово учителя. Представление жюри. 4 мин.
3. I тур «Символы России» 25 мин.
4. Слово жюри. Результаты тура. 3 мин.
5. II тур «Символ Твери», «Символы школы» + просмотр фильма «Герб Твери» 25 мин.
6. Слово жюри. Результаты II тура. 10 мин.
7. Награждение победителей. 2 мин.
8. Заключительное слово учителя. 1 мин.
9. Заключительное слово ведущих. 1 мин.
1-й ведущий: Родина – какое родное и знакомое с детства каждому человеку слово.
2-й ведущий: Родина дана каждому человеку судьбой, завещана его предками. Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи.
1-й ведущий: В «Слове о полку Игореве» читаем: «О светлая и прекрасно украшенная земля Русская. Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, бесчисленными городами великими. Всем ты преисполнена, земля Русская!»
2-й ведущий: Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это – Россия.
1-й ведущий: Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. Это – Россия.
2-й ведущий: Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это – тоже Россия.
1-й ведущий: Двуглавый орел, распластавший широко свои могучие крылья, бело-сине-красный флаг – и это Россия. А для нас Россия – это еще и корона на престоле, и символ мудрости – сова.
2-й ведущий: Это символы нашей Родины, ее неотъемлемая часть.
1-й ведущий: Они окружают нас повсюду. Мы видим их, и они служат нам.
2-й ведущий: Тайная, незримая, великая работа геральдических символов, которые помогают сохранить в душе гражданина все то, что уже, наверное, не выразить словами.
1-й ведущий: Что такое символ? Это знак, вобравший в себя суть всей предшествующей истории именно этой земли.
2-й ведущий: Это образ идей, которым дорожили, ради которых жили наши соотечественники. Это как имена близких людей.
1-й ведущий: И сегодняшний праздник мы посвящаем нашей Родине и ее символам.
Учитель: Государственный флаг Российской Федерации, флаг города Твери, флаг гимназии №44 г.Твери.
Звучит Гимн Российской Федерации, выход знаменной группы.
Учитель: «Праздник символа» прошу считать открытым.
Представление команд;
Представление жюри;
Розыгрыш ходов.
Вопросы I тура:
1. Сейчас в государственной символике используется герб образца 1993 года. Он похож на герб Российской империи. Но это не точная копия. В чем отличие? (С крыльев исчезли гербы городов, входивших в полный титул царя; орел поменял свой цвет).
2. При каком русском государе появился двуглавый орел? (Иван III объявил Русское государство Третьим Римом, женился на Софье Палеолог и взял гербом Византийского двуглавого орла).
3. Что символизируют две головы орла? (Единство Востока и Запада).
4. С чем связано появление императорских корон над головами орла? (Претензии Петра I на получение Россией титула империи).
5. Как сегодня трактуются короны, скипетр и держава в лапах у орла? (Три короны – три ветви власти, скипетр и держава – суверенитет и независимость России).
6. Что должен был символизировать созданный в 1944 году новый Гимн Советского государства? (Победы на фронтах Великой Отечественной войны).
7. Как трактовались цвета бело-сине-красного флага первоначально? Как трактуются сейчас? (Первоначально: красный – мир телесный, физический, синий – мир небесный, белый – мир божественный; сейчас: красный – кровь, синий – небо, белый – чистота, духовность).
8. Какая мелодия использовалась в качестве государственного гимна при Петре I? (Марш Преображенского полка).
9. Что ответил, согласно распространенному в те дни историческому анекдоту, Алексей Михайлович Романов на вопрос капитана первого русского корабля, построенного голландцами, какой флаг вывешивать на корабле? («А у вас какой? Такой и вешайте»).
10. Какие цели преследовал Петр I, окончательно утверждая бело-сине-красный флаг в качестве торгового флага России? (Россия должна была встать в ряд ведущих европейских держав).
11. В 1990 году, когда в нашей стране уже развернулся процесс демократического обновления, Съезд народных депутатов РСФСР утвердил в качестве Государственного гимна республики «Национальный гимн» Михаила Глинки. Это произведение, известное также под названием «Патриотическая песнь», было написано в 1834 году, но находилось среди набросков и до 1944 года не исполнялось. В течение десятилетия музыка Глинки являлась гимном нашей страны. Но в «Патриотической песни» был очень существенный недостаток. Назовите его. (Отсутствие слов).
12. Что в переводе с греческого языка означает слово «гимн»? (Петь, славить, хвалить).
13. Почему черно-желтый флаг в годы I Мировой войны резко теряет свою популярность в России? (Цвета кайзеровской Германии).
Вопросы II тура:
1. Разложить изображения тверских гербов в хронологическом порядке.
2. Когда впервые в тверской геральдике появляется «стул без спинки, на нем корона»? Кто является автором этого изображения? (В XVII веке, на завесе трона царя Михаила Федоровича Романова; «живописных дел мастер» Станислав Лопуцкий).
3. В чем различия между гербом Тверской области и гербом Твери? (На гербе Тверской области – императорская корона, напоминающая шапку Мономаха).
4. Описание гербов каких городов представлены? (Командам раздаются карточки с описанием городов Тверской области).
5. Разложите на карте Тверской области гербы городов.
6. Как читается герб гимназии №44?
Просмотр видеофильма «Герб Твери»
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение команды-победительницы.
Елена КОБОЗЕВА, заместитель директора гимназии №44, Тверь
Комментарии