Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Спецрепортаж

Образование – это встреча

В Якутии приветствовали учителей, которые работают ради будущего
Учительская газета, №11 от 20 января 2021. Читать номер
Автор:

Якутская земля издавна славилась вкладом в развитие образования. По распоряжению атамана якутского казачьего полка А.И.Нарицына 3 ноября 1829 года была открыта первая казачья школа, которая в настоящее время одно из старейших учебных заведений республики. В XIX веке на становление Вилюйской казачьей школы оказали влияние декабрист-просветитель М.Н.Муравьев-Апостол, революционер-народник П.А.Грабовский. Репетитором учебного заведения был известный революционер-демократ и писатель Н.Г.Чернышевский. Одно из первых школьных попечительств в Якутии зародилось именно в Вилюйской казачьей школе по инициативе купца Н.А.Расторгуева.

Поэтому неудивительно, что и открылось самое масштабное педагогическое мероприятие года – Межрегиональный образовательный форум «ТУМЭР форум»-2020 – именно в Вилюйске. В прошлом году город отметил 190‑летие местной школы, а в 2022 году исполнится 100 лет Вилюйскому педагогическому колледжу. А с 29 февраля по 6 марта 14 площадок республики принимали абсолютных победителей, лауреатов и финалистов конкурса «Учитель года России» разных лет, а также учителей, подготовивших призеров ВОШ и стобалльников ЕГЭ.

Крупнейшим событием в рамках форума стал открытый профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Серебряный пеликан»-2020 памяти заслуженного работника народного хозяйства Республики Саха (Якутия) Александра Миронова. «Учительская газета» не раз писала об этом событии, так как имеет к его организации самое прямое отношение. Напомним красивую легенду о пеликане, который, чтобы прокормить своих птенцов, разорвал себе грудь и вскормил их своей кровью. В памятном 1989 году и было решено сделать птицу официальным символом конкурса «Учитель года», затеянного «УГ». Наша газета в 2013 году стояла у истоков конкурса «Серебряный пеликан», который назывался «Учитель года Западной Якутии» в 2013‑2017 гг. и проводился в Верхневилюйске. С 2018 года конкурс проводился в Намцах, Нюрбе и вот теперь в Вилюйске, а с 2018 года поменял название на «Серебряный пеликан», так как члены клуба «Учитель года» носят соответствующий знак. Профессионализм педагогов – как приглашенных членов жюри и лекторов, так и якутских участников конкурса – вновь доказал: не скудеет земля (не только якутская, но и в целом российская) педагогическими талантами, а нынешние учителя готовы отдать все силы во имя воспитания своих птенцов. «Не только состязание, но и праздник для ума и сердца педагога», «Да пребудет священно на всех языках твое гордое имя, учитель» – такие слова звучали в торжественный день открытия конкурса, а министр образования и науки Якутии Владимир Анатольевич Егоров подчеркнул: «Вы не обслуживающий персонал, вы те люди, которые работают ради будущего и на будущее. Надеюсь, что в обществе возродится уважение к учительской профессии».

День первый: спор с Дмитрием Быковым и почему химия может быть суперувлекательной

На целом спектре важнейших проблем сосредоточился Сергей Кочережко, постоянный автор «УГ», руководитель проекта при кафедре педагогики МПГУ «Самарский филиал», учитель истории и обществознания, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, член предметного и Большого жюри «Учителя года». «Перед нами, учителями, стоит объективная цивилизационная проблема – проблема культурного кода, от которой напрямую зависит единство нации», – подчеркнул Кочережко. В своем мегасодержательном выступлении педагог затронул незнание современными молодыми людьми элементарных понятий и исторических реалий: дети не понимают значения слова «цензура» («они думают, что это только запрет мата, и в итоге мы получаем множество молодых людей, которые ратуют за введение цензуры в России»), не смотрели знаменитый фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»; речь детей 1990 года, как свидетельствует продемонстрированный видеоролик с открытия первого в России Макдоналдса, разительно отличается от речи сегодняшних сложноустроенностью и отсутствием слов-паразитов. Но и учителя на собеседованиях, как говорит опыт Кочережко, регулярно называют «Евгения Онегина» самой известной поэмой Пушкина и отвечают, что Ломоносов «окончил МГУ».
По просветительской направленности и энергичному умению работать с аудиторией мастер-классы Кочережко ярко выделялись в рамках форума и переживались слушателями как истинное событие. С легкостью педагог развеял основные мифы и стереотипы учителей, выступающих с мастер-классами на конкурсе «Учитель года». Одним из таких стереотипов, по Кочережко, является высказывание «Я иду, чтобы повышать мотивацию»; никаких верифицируемых доказательств, что ты повышаешь мотивацию, нет. Среди сомнительных идей потенциальных учителей года и очищение русского языка от иностранных слов, давно заклейменное умнейшими лингвистами как пуризм. Сосредоточился лектор и на проблеме дизайна презентаций – порой перерастающей в недостаток и даже издевательство над залом, и на речевых ошибках – таких как «я думаю то, что» или «125 грамм» вместо «граммов». Неуместные вопросы учителей также задают неверный формат коммуникации: так, на вопрос «Хотите ли вы быть сегодня исследователем?» дети дружно отвечают «Нет», и после этого, сыронизировал Кочережко, только и остается, что заканчивать урок. Прозвучала и важная классификация показателей истинности урока: тот, на котором состоялся умный диалог между учителем и детьми; тот, на котором деятельность учителя и обучающихся осмысленна; урок не по учебнику; тот, на который интересно смотреть со стороны; тот, на котором ученики достигли конкретных образовательных результатов; урок о смыслах, о ценностях, о человеке (в том числе о проблеме выбора); урок, на котором видна личность учителя, а не только выполнение им различных функций. Функция не может воспитать личность и ответить на вопросы «Чему учить?» и «Как учить?»; важно не просто постулировать педагогические идеи, важно доносить индивидуальный мир, и этого, по Кочережко, конкурсантам явно не хватает. «Образование – это встреча. Встреча учителя и ученика. И она становится продуктивной, если за это время они хоть раз поменялись местами», – подчеркнул Кочережко. Но и внимания к ведущей педагогической идее своего выступления, сущности учительского опыта, которая должна находить воплощение во всех конкурсных испытаниях, у участников немного. Юрий Кынатов, идейный вдохновитель конкурса, председатель клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия»), главный организатор всех площадок форума, отметил роль Сергея Кочережко, Евгения Ковалева, Андрея Барашева, Александра Новгородова – победителей «Учителя года» в разные периоды его существования – в российской педагогике, призвав коллег равняться на них. Всего охват мероприятия составлял около двух тысяч учителей и детей; присутствовали начальник Управления образования Якутска Алексей Климентьевич Семенов, председатель Комитета по образованию Государственного собрания (Ил Тумэна) Феодосия Васильевна Третьякова и многие другие высокопоставленные лица.

С неотрывным интересом аудитория слушала Романа Оконова, учителя истории и обществознания Соттинской СОШ Усть-Алданского улуса, озаглавившего свое выступление «Осмысление исторических событий в контексте критического мышления». Педагог провел с фокус-группой игру «Правда или ложь?», напоминая о лучших традициях интеллектуальных ток-шоу. По версии педагога, есть несколько стадий урока по технологии критического мышления, такие как стадия вызова, стадия осмысления и другие. На примере нашумевшей лекции Дмитрия Быкова о «популярности Гитлера» после возможной победы в Великой Отечественной войне Оконов завел речь об искажении истории. Не все коллеги тем не менее согласились с включением Быкова в лекционный материал – возражения простирались в диапазоне от «это нашумевший герой, вас заклюют» (как тут не вспомнить знаменитого пеликана!) до «Быков излагает свою точку зрения, пользуясь харизмой и авторитетом, и в ответ на его бездоказательность нужно быть более аргументированным». Но со знаменитой фразой Эйнштейна, процитированной лектором, – «Самое правильное в жизни – это правильно задавать вопросы» – сложно не согласиться, и именно постановка вопросов – важнейшее в мастер-классе Оконова.

Евгений Ковалев, учитель химии лицея №5 имени Ю.А.Гагарина (г. Волгоград), победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016 и один из членов жюри «Серебряного пеликана», начал свое выступление с фразы: «Знание гораздо шире, чем химические формулы, оно выходит за рамки собственно предмета». И правда, для многих – особенно для таких отъявленных гуманитариев, как автор этих строк, – впервые открылась связь химии со множеством разных искусств, как с музыкой, так и с литературой. Слушатели мастер-класса Ковалева ознакомились с фрагментом известной оперы Александра бородина в новой постановке; осмыслили фрагмент из «Тихого Дона», где повествуется о газовой атаке, использованной немцами; окунулись в историю, биологию, бытовые знания… «Формирование целостной картины мира – цель учителя; ученик может быть более грамотным специалистом, если он будет осознавать, что мир един», – заключил педагог.

День второй: аккаунт Печорина в Инстаграме, или Почему нам нужно, чтобы они нас поняли

Смыслам и ценностям, к чему и призывал Кочережко, было уделено много внимания в нынешних мастер-классах – педагоги старались выходить за рамки своих предметов, говоря об обществе, о том, что волнует всех нас. Так, Диана Андреева, учитель информатики школы №20 г. Якутска, обратила внимание, что на современного школьника льется поток информации с разных сторон. «Надо научить его применять знания, синтезировать, надо развивать критическое мышление обучающихся», – постулировала Андреева, отметив роль учителя в развитии этого критического мышления, в направлении усилий учеников в определенное русло, постановке перед учениками различных проблем и необходимости совместных поисков их решения.

Как найти контакт с современным учеником из поколения Z (родившиеся после 2000‑х годов), если ты из поколения Y (родившиеся после 1990‑х)? Как решить проблему коммуникации с ребятами, сплошь сидящими в гаджетах, умеющими пользоваться смартфоном с малых лет, а значит, разительно отличающимися от своих старших товарищей? Всеми этими вопросами задавалась Туяра Слепцова, учитель физики Хоринской СОШ. Решение этих проблем педагог Слепцова видит в профессиональной организации групповой работы, когда ученик наблюдает конечный продукт своего труда и то, как воспринимают его работу одноклассники. Из зала интересовались, как оценить вопрос об индивидуальных образовательных результатах при такой работе. Однозначного ответа на этот вопрос педагог не дала, но несомненно, с ее точки зрения, что групповая методология действует на каждого ученика, ведь он в этом случае просто не может отмалчиваться на уроке. И слова Слепцовой: «Нам нужно, чтобы они нас поняли, потому что они лучше нас; у них больше информации, мы с ними воспитывались в разных цифровых средах» – в этот день остро отозвались в каждом из педагогов, присутствовавших в аудитории как если не истина, то, во всяком случае, предельно близкое к ней.

А лично для меня крайне интересным был мастер-класс Анны Васильевой, учителя русского языка и литературы Бердигестяхской средней школы им. С.П.Данилова, о ведении читательских дневников. В детстве я, как и многие, вел дневник читателя, но никогда не погружался в проблему глубоко и не думал, насколько она может быть важна в совместной работе с учениками. «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество осмысленных» – такой эпиграф из Фазиля Искандера Васильева предпослала своему выступлению. Обычный дневник, по ее словам, – это просто журнал для наблюдений, а автор творческого дневника творит вместе с писателем. Дневник творческого читателя помогает развить у учащихся активный интерес к теме, развить творческие способности ученика, он учится глубоко анализировать произведение, с творческим дневником читать книгу интересно и увлекательно. Отдельная проблема, затронутая членами жюри после выступления Васильевой, – заполняют ли ученики эти дневники самостоятельно или пользуются Гуглом; педагог также отметила, что девочки заполняют дневники более активно, чем мальчики.

Не всеми был воспринят с восторгом мастер-класс «Восприятие поэтических текстов в цветовой гамме». Так, от фразы «Дети понимают лирическое произведение не с позиции лирического героя, а так, будто пишет сам автор» (интереснейшая тема, которая могла быть развернута) лектор перескочила к простому изъявлению эмоционального состояния – мол, дети, воспринимая стихотворение, выражают свое ощущение с помощью «окраски» разными цветами. За что и заслужила упрек Сергея Кочережко в том, что такой подход способствует шаблонизации мышления: при стихотворении о Победе все будут выбирать красный цвет; ну а при работе с другим один выберет зеленый, другой – красный, и оба будут правы, что нивелирует саму выбранную игровую стратегию.

Одним из самых увлекательных в этот день стал мастер-класс Юлии Захаровой, учителя русского языка и литературы Октемского научно-образовательного центра Хангаласского улуса, под названием «Минус… плюс». В России, по статистике, приведенной Захаровой, около 80% несовершеннолетних интернет-пользователей зарегистрированы в социальных сетях; у каждого пятого подростка более 100 друзей в социальных сетях; таким образом, соцсети – важный фактор формирования современного ребенка, от которого нам не стоит отстраняться, а стоит использовать в своих целях и пытаться понимать. Вместе с фокус-группой учитель провела анализ инстаграма медийных персон, телеведущего Дмитрия Губерниева и актрисы Регины Тодоренко, предложив оценить стратегии достижения ими успеха; были отмечены позитивность, оптимистичность, любовь к жизни и даже… особая система смайликов (тут ставим смайлик). Захарова рассказала, что при работе с «Героем нашего времени» предложила ребятам создать в Инстаграме аккаунты персонажей произведения. Дети сами распределили, кого раскрывать, легко представили себя в роли героев, ведут теперь диалоги от имени Печорина и Бэлы, обмениваются комментариями, используют фотографии из фильма и иллюстрации, присутствующие в Интернете; чтобы вести такую деятельность, надо неизбежно обратиться к тексту, а значит, эмоционально воспринять его. Все это не могло не вызвать понимающую улыбку. Однако синонимы ли это – эмоциональное восприятие и знание произведения? В диалоге с членами жюри возникла полемика, не пародия ли это на русский классический текст, девальвирующая классические ценности; не является ли недостатком подобной игры отсутствие цитат из произведения (в комментариях ребята высказываются от имени героев в произвольном ключе). Да и сама система «инстаграмной» игры не была признана новой – мол, на протяжении последних десяти лет учителя обращаются к чему-то подобному. Но, как бы то ни было, ребята после предложенной Захаровой игры уже не забудут произведение и образы героев, а значит, первичная цель – читательское соприкосновение с книгой – достигнута.

А учителя и журналисты (в числе последних и автор этого репортажа) уже торопились в заснеженный, но не холодный Верхневилюйск, славящийся множеством народных учителей, чтобы и соприкоснуться с открытыми уроками заслуженных коллег, и самим выступить с мастер-классами…

Дни третий и четвертый: чего лишено дистанционное образование и почему не надо бояться говорить с детьми о сложном

Одной из самых важных бесед прошедшего форума стало интервью с Александром Андреевичем Егоровым, заслуженным учителем Российской Федерации, именем которого назван трехуровневый Кубок для учителей физики. Я задал вопрос, волнующий каждого учителя, – о задачах российского образования, и получил насыщенный, многослойный ответ.

«Когда говорят, что задачи образования меняются, – согласен. Но когда говорят, что люди будут сами выбирать себе педагогов, – в этом у меня большие сомнения. Учитель должен увидеть в ученике его слабые и сильные стороны, чтобы обучающийся был окрылен, а дистанционный диалог этого не дает, – поделился сомнениями относительно новых веяний времени пожилой педагог. – Для старших учитель должен быть добрым советником, поводырем, для младших – мотиватором. Сейчас мы вступаем в такое время, когда люди быстро думают и быстро принимают решения. И я стараюсь всегда давать такие задания, чтобы у ребят голова работала. Но, как и любой учитель, я прежде всего хочу, чтобы мои ученики были счастливы». Язык технических наук, по Егорову, всегда будет нужен, так как нужны основы техники, но преподавание этого, с его точки зрения, лишено связи с современностью. «Возьмите эту штуку, – показал он на смартфон, – в учебнике физики про это не пишут, там про транзистор, светодиод и прочее, а ведь осмысление современных технологий могло бы серьезно помочь познанию. Барьер между школьной математикой и нуждами современной техники огромен».

О необходимости соответствия системы образования новым вызовам времени говорила в этот день и Люция Тойтонова, заместитель главы администрации Верхневилюйска, отметив также, что Верхневилюйск стал престижной площадкой для международного роста учителей. А Юрий Кынатов оценил, какие расстояния были преодолены учителями ради приезда в Якутию, – географический диапазон и правда был огромным: от Магнитогорска до Ростова, от Москвы до Волгограда. Бодрее же всех был… 73‑летний заслуженный учитель РСФСР, учитель физики Ишеевского многопрофильного лицея имени Н.К.Джорджадзе Петр Петрович Головин, не устававший радовать присутствовавших добрым юмором, полный энергии и любви к своему делу. «Только те знания, которые вы добыли сами, будут вашими», – процитировал Головин слова Конфуция в рамках своего содержательного мастер-класса, а подчеркивая связь физики с другими науками, процитировал наизусть отрывок из лермонтовского «Демона». Головин подчеркнул также свою связь с якутским народом: «Саха – это люди высокоинтеллектуальные, которые любят свой край, которые настолько человечны, у них есть какое-то противоядие… Это меня восхищает и удивляет».

Не могла на форуме не проявиться и добрая традиция наставничества, передачи лиры от учителя к ученику, без чего невозможна не только современная педагогика, но и, пожалуй, искусство вообще. Сразу вспомнилось, как в 2008 году наш руководитель творческого семинара в Литинституте пожелал нам радости учительства, и у автора этого репортажа пожелание сбылось… Юрий Васильевич Кынатов сейчас директор школы №4 Верхневилюйска, в которой проходили профессиональные состязания в честь его бывших классных руководителей, учителей с большой буквы Надежды Ивановны Николаевой и Светланы Георгиевны Егоровой. Надежда Ивановна работала учителем русского языка и литературы в Верхневилюйской средней школе имени Ю.Н.Прокопьева 53 года, а сейчас находится на заслуженном отдыхе; из выпускников Надежды Ивановны более 30 учащихся стали учителями разного профиля, 8 человек выбрали специальность «учитель русского языка и литературы». Светлана Георгиевна почетный работник общего образования РФ, отличник образования РС (Я), а также обладательница многих других наград, неоднократный призер республики по шахматам среди работников образования. Кубок Надежды и Света – так с любовью был назван I открытый конкурс учителей русского языка и литературы, на который подали заявку 25 учителей из разных школ улусов республики. На начальном этапе соревнующиеся выполняли тестовые задания ЕГЭ, во втором этапе участвовали в викторине по произведениям классической русской литературы: звучали цитаты из Грибоедова, Некрасова, Карамзина, задавались простые и не очень простые вопросы… Наталья Бурнашева, учитель МБОУ СОШ №4 имени Д.С.Спиридонова, ставшая абсолютным победителем и обладателем Кубка Надежды и Света, призналась: «Для меня огромная честь защищать родную школу. Я молодой учитель, и подобные конкурсы вдохновляют меня на самосовершенствование, помогают в творческом становлении и личностном росте. Я учусь у других педагогическому мастерству и думаю, что, если приложить к этому творчество и желание, у меня все получится».

Всего в Верхневилюйске проходили три турнира – в том числе 4‑й розыгрыш Кубка Семенова – турнир учителей математики. Специальные открытые уроки и мастер-классы провели Вита Кириченко, директор школы №1520 имени Капцовых, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, и Анна Стельмахович, учитель литературы, основ религиозных культур и светской этики СОШ №5 г. Магнитогорска Челябинской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014. Автор этого репортажа представил «Учительскую газету» и литературный проект «Они ушли. Они остались», ознакомив якутских учителей с важнейшими авторами антологии безвременно ушедших поэтов позднесоветской поры «Уйти. Остаться. Жить» – Владимиром Полетаевым (1951‑1970), Любовью Татишвили (1958‑1983), Клавом Элсбергом (1959‑1987), Михаилом Фельдманом (1952‑1988) и другими…

Неосторожная звезда,
свалившаяся из гнезда,
покатится по рукаву, –
живу я или не живу? –

Часы. Прозрачный циферблат.
Идут они или стоят?

(Владимир Полетаев)

А участники и гости конкурса не стояли на месте и переместились на мастер-класс учителя физики, заслуженного учителя Кубани Андрея Семке, посвятившего свое выступление методическим рекомендациям по организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях. «Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа деятельности. Исследовательская деятельность – инструмент повышения качества образования. Сейчас актуальны вопросы о снижении нагрузки детей; уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований», – заключил педагог.

Впереди нас ждало торжественное награждение призеров «Серебряного пеликана» (интервью с абсолютным победителем конкурса Валентиной Третьяковой читайте в настоящем номере), затем столица гостеприимной республики – Якутск и прошедшая там Межрегиональная педагогическая мастерская, на которой победители и финалисты «Учителя года России» разных лет, известные среди педагогического сообщества имена, поделились своим опытом и провели профессиональные мастер-классы. Среди особо запомнившихся – лекция Анны Стельмахович, буквально вибрировавшей в эмоциональном и взвешенном диалоге с залом, призвавшей к отсутствию косных трактовок патриотизма, к тому, чтобы говорить с детьми сложно о сложном и не бояться многослойного понимания современных политических проблем. Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы, абсолютный победитель «Учителя года»-2019, сосредоточила внимание на игровых стратегиях работы с учениками, среди которых интернет-мемы, необходимость работать именно с собственными (а не взятыми из Интернета, что чревато ошибками) презентациями. «Ты, к сожалению или к счастью, не центр жизни учеников. Твоя цель – чтобы они хотели что-то у тебя взять. Получилось – ты молодец, не получилось – попробуешь завтра еще раз», – заметила Арачашвили.

А безусловным эпиграфом к этому дню можно поставить мудрые слова Петра Головина: «Любой учитель, который хочет расти, должен видеть, как другие это делают. Потому что сок сам по себе скиснет, и его надо разбавлять». Думаю, это относится не только к педагогике, но, безусловно, «Серебряный пеликан» делал все для такого саморазвития.

До новых встреч в гостеприимной Якутии, до новых педагогических состязаний и праздников сердца, и, конечно, всем серебряных пеликанов в качестве хранителей!

Верхневилюйск, Республика Якутия


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt