search
main
0

Обмен опытом: в Сириусе рассказали, как сделать образование востребованным, а развитие – гармоничным

На федеральной территории Сириус впервые прошел съезд директоров школ технологического лидерства России. Целью стало обсуждение особенностей применения разработанных здесь образовательных методик в разных регионах страны. Предлагаемые практики могут заинтересовать любую российскую школу, при этом единого рецепта их использования не существует. Каждая по-своему привлекательна и эффективна.

Фото предоставлено пресс-службой Сириуса

Образовательный центр Сириус собрал на своей площадке руководителей 175 школ из 54 российских регионов. В этих учебных заведениях дети углубленно изучают точные науки, занимаются проектной деятельностью. Участники съезда поделились опытом организации образовательного процесса, направленного на воспитание гармонично развитой личности и формирование условий для выбора профессии, развития базовых профессиональных качеств и знаний.

Съезд собрал как членов Ассоциации школ-партнеров Сириуса, так и представителей примкнувших к ним образовательных организаций, которые планируют развиваться в данном направлении. Их объединяет расширенное изучение предметов естественно-научного цикла, партнерство с компаниями, вузами и научными организациями, помогающими ребятам в выборе профессионального пути. Участники Ассоциации (это 209 образовательных организаций в 44 регионах) обучают детей по материалам, разработанным под руководством Сириуса. Съезд директоров планирует стать ежегодным, подать заявку на участие в нем желающие смогут и в следующем году.

Как отметили директор СУНЦ НГУ Людмила Некрасова и директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич, участниками первого съезда стали не только лидеры в технологическом образовании, но и школы, которые согласились взять на себя такую роль: кого-то попросили об этом региональные органы образования, кто-то еще сомневается, но хочет войти в проект, находится «в режиме развития». Съезд дал им возможность найти коллег-единомышленников, лучше понять возможности участия в проекте, способы и особенности применения предлагаемых образовательных методик в своих школах.

«Сегодня Сириус стремится распространить накопленный опыт, особенно обращая внимание на работу с педагогами. Потому что именно в школе (а вернее, в детском саду) начинается подготовка будущих уникальных отраслевых специалистов, научно-технологических лидеров, на которых равняются и которые сегодня необходимы России»», — отметила на открытии съезда председатель Совета федеральной территории Сириус Елена Шмелева.

О задачах образования и партнерстве

Задача технологического лидерства, которую призваны решить предлагаемые Сириусом методики, является комплексной: изменить позицию страны в технологической сфере. Для ее решения важен диалог образовательных организаций с представителями индустрии. Съезд позволяет им услышать друг друга, поскольку, помимо руководителей школ, здесь присутствовали и представители различных компаний-партнеров. Речь, в частности, шла о том, как находить таких партнеров и взаимодействовать с ними, какие их возможности можно использовать школам.

Партнерами образовательных организаций могут выступать не только крупные, богатые ресурсами компании (банки или корпорации), но и менее масштабные – ближайшее к сельской школе депо, например. Любую потребность в кадрах полезно обращать к школе: для общения с ребятами и вовлечения их в профессию предприятию стоит выделять специалистов. Их мотивация на общение с подрастающим поколением при этом может быть разной, не обязательно материальной.

Фото предоставлено пресс-службой Сириуса

Отраслевым партнерам важно учитывать мультипликативный эффект: отрывая от производственного процесса одного специалиста, через несколько лет предприятие может получить десять. Как выяснилось из общения с участниками съезда, до понимания такого эффекта и возможностей мотивации сотрудников на работу с молодежью, индустриальному партнеру нужно «созреть», осознать потребность взаимодействия со школами и колледжами.

Что благодаря опыту Сириуса получают дети

Получателем образования является ребенок, именно ему в конечном счете адресованы все нововведения для повышения качества знаний, социализации и дальнейшего выбора профессии. При этом процесс обучения должен быть интересным и гармоничным. Именно так он выстроен в образовательном центре Сириус. Помимо углубленных профильных занятий с педагогами и специалистами, ребята вовлечены в проекты дополнительного образования. Кроме олимпиадных кружков, учащиеся занимаются в различных спортивных секциях, знакомятся с геймдизайном, пробуют себя в парусном спорте, туризме, робототехнике, творческих занятиях (рисование, керамика, пение, танцы), уроках 3D-волшебства.

Фото предоставлено пресс-службой Сириуса

Благодаря проектам Сириуса у школьников появляется возможность под руководством наставников совершать настоящие научные открытия и создавать наукоемкие технологии. Так, ребята, увлекающиеся биологией и химией, разработали препарат, необходимый для поддержания страдающих редкими заболеваниями. А юные инженеры запустили в космос созданные своими руками спутники. К слову, от увлеченных наукой ребят требуются не только глубокие знания, но и элементарная усидчивость.

Например, чтобы в специальной мастерской создать и затем на полигоне запустить модель двухступенчатой ракеты, в течение месяца нужно терпеливо производить множество расчетов с учетом самых разных факторов. Как рассказал педагог Владимир Прилепский, такая модель весит 3,5 г, бороться приходится за каждый миллиграмм – чем легче модель, тем выше она взлетит. Для запуска ракет ребята учатся улавливать движение воздушных потоков, собственной кожей чувствовать изменение температуры даже на один градус. В инженерной мастерской у учащихся 5 и 8 классов проходят уроки технологии, данный предмет преподается модулями – одинаковыми для мальчиков и девочек. Стоит отметить, что моделирование ракет для ребят – это не просто технические занятия, а вид спорта, по итогам соревнований грамоты их участников украшают стену мастерской.

Помимо профильного круглогодичного обучения, в Сириусе каждый месяц проходят смены по программам профильной подготовки в рамках дополнительного образования, которые длятся 24 дня. Здесь подростки не только развивают навыки и знания в конкретной сфере, но и социализируются. Ведь многие в силу своей увлеченности остаются не у дел среди собственных одноклассников, из-за трудностей в общении и отсутствия общих интересов сверстники иногда считают их «белыми воронами». На профильной смене в Сириусе, где ежедневно ребята заняты по 10 часов, они понимают, что не одиноки, учатся коммуницировать, выстраивать отношения в коллективе, помогать друг другу и раскрываются. По рассказу одного из педагогов образовательного центра, перед важным выступлением ребят она заметила, как девочки-балерины помогали улучшить внешний вид мальчику-музыканту, который до этого не слишком интересовался своим образом: они подшивали ему пуговицы на пиджаке, делали прическу.

О распространении опыта

Чтобы использовать эффективный опыт Сириуса в образовательных организациях разных регионов, необходимо приложить усилия. Именно желание и действия педагогов оказываются необходимы в первую очередь. Как отметил Александр Гладилин, директор Университетской гимназии МГУ, если часть полезного опыта можно перенять без заметных денежных трат, то без трудозатрат это сделать невозможно: «Если хочется сделать что-то хорошее, надо начинать это делать», необходимы проактивная позиция и исследовательский подход, эксперименты и анализ.

Из наиболее важных практик Сириуса Александр Кириллович назвал проектную деятельность – школьную, но неурочную. Она позволяет ребятам подготовиться к взрослой жизни, даже на бытовом уровне, дает возможность попробовать себя в профессии. Зачастую дети плохо представляют особенности профессии, которой собираются себя посвятить по совету родителей или из-за ее популярности в социуме. Проектная деятельность позволяет понять, подходит ли подростку выбранная работа. Так, благодаря спецкурсу «Живое право» учащиеся университетской гимназии осознают, что работа юриста заключается, в основном, в работе с документами. Часть из них решает, что такая деятельность не совсем им подходит. Лучше это понять в школьном возрасте, чем в студенчестве.

К слову, вопрос поиска школами партнеров сегодня является одним из наиболее актуальных и непростых. Для его решения нет единого алгоритма. Школе стоит обращаться не только к бизнесу и предприятиям, но и в университеты, куда этот бизнес и производство приходят в поисках сотрудничества для решения кадровых проблем. По словам Александра Кирилловича, Роснефти, например, требуется по 150 геологов в год – разных специализаций. Подобная ситуация кадрового голода не единична. Поэтому многие компании стали сотрудничать с вузами и колледжами, а некоторые уже обращаются к школам, развивая лояльность к своему профилю. Например, в Университетской гимназии МГУ благодаря попечительскому совету и партнерам создаются классы для будущих специалистов Росатома, Роснефти, Сибура. Так что горизонт планирования работы этой образовательной организации – до 2035 года.

Фото предоставлено пресс-службой Сириуса

Ректор партнера Сириуса – Адыгейского государственного университета – Дауд Мамий отметил, что работа федерального образовательного центра направлена на то, чтобы каждый школьник в любом регионе мог получить хорошую подготовку. Система стажировок, повышения педагогами квалификации, а также съезды учителей-предметиков – все это помогает формировать профессиональное сообщество и создавать условия для повышения качества образования в регионах.

О дополнительном образовании и любви к математике

В Адыгейском госуниверситете уже второй год реализуется программа дополнительного математического образования, по ней здесь обучают ребят из разных регионов. Цель программы – дать молодежи компетенции, которые бы позволили ей работать в своем регионе со школьниками, вести кружки, олимпиады, составлять задания, популяризировать математику. Первый выпуск состоял из ребят из шести университетов. В настоящее время обучается второй набор. По окончании университета участники программы получают удостоверение о переподготовке, оно дает возможность заниматься деятельностью в сфере дополнительного образования. По словам Дауда Казбековича, сегодня для студентов не только педагогических, но и классических направлений (биология, химия, математика) важно получить подготовку, позволяющую прийти работать в школу.

В АГУ создан Кавказский математический центр, где реализуют различные проекты для школьников и студентов – в частности, Кавказская математическая олимпиада, летняя математическая школа, математическая олимпиада для девочек «Ассара». Идея математической олимпиады для девочек – вовсе не в отделении девочек от мальчиков. Их математические способности одинаковы, в младшем возрасте результаты не отличаются. Однако в старших классах призеров среди девочек становится мало. Возможно, сказывается влияние социума, расхожее мнение о том, что математика – не тот путь, который сделает девочку счастливой. Ученые АГУ стараются показать, что это не так, создавая особую атмосферу, организуя встречи с успешными женщинами-учеными, с дизайнерами и другими специалистами. Ассара – самая южная точка Адыгеи в горах, версии происхождения слова разнятся, так что его этимология, по словам Дауда Казбековича, остается такой же загадочной, как сами девочки и математика.

Кроме того, Кавказский математический центр АГУ и университет Сириус организовали первый в горах Кавказа научно-туристический интенсив «Тридцатка с математикой». Его участники сначала занимаются в летней математической школе в предгорьях Адыгеи, затем совершают трехдневный переход через Кавказский хребет, затем два дня на площадках Сириуса снова занимаются наукой.

Как рассказал Дауд Казбекович, без внимания не остаются не только увлечения ребят точными науками, но и культурой. Так, работающий в республике образовательный центр «Полярис-Адыгея» имеет свою особенность: он первый организовал смену по режиссуре и анимации. В регионе проводится День адыгской культуры. Летние математические школы АГУ также привлекают артистов, чтобы познакомить представителей других регионов с местной культурой.

На федеральной территории Сириус педагоги обмениваются опытом и полезными практиками для того, чтобы сделать развитие российских школьников гармоничным, образование – качественным, детство – счастливым. Второй съезд директоров школ технологического лидерства и образовательных организаций, желающих двигаться в этом направлении, ждет своих участников уже в следующем году.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте