Школа №825 с декабря 2013 года работает как образовательный комплекс. Педагогическая гимназия Караковского под руководством его ученика Дмитрия Григорьева взяла курс на создание территориального воспитательного пространства, наполненного детско-взрослыми событиями – делами, проектами, инициативами, акциями, объединяющими учителей и учеников, детей и родителей, семьи и поколения.
27 учителей – выпускников педагогических классов школы и Московского государственного педагогического университета – составляют костяк педагогической команды комплекса. Недавно на научном симпозиуме, прошедшем в 825-й, научный руководитель школы народный учитель СССР, академик РАО Владимир Караковский напутствовал своих коллег-учеников манифестом, в котором выразил свое понимание ответственности педагога в современном мире. Не раз уже говорилось о разобщенности, крайностях и отсутствии меры в современном образовании России. Каждая школа преодолевает эти трудности по-своему. Мы предлагаем друг другу и нашим друзьям «педагогику здравого смысла». Что это такое? Каковы ее черты и особенности? Школа – это социально-педагогическая система, то есть органичное единство частей, блоков, подсистем, стремящихся к целостности, единству, гармонии. Все процессы в ней сбалансированы, ни один предмет не подавляет другие предметы и не может развиваться за счет других. Всю жизнь школы пронизывает педагогическая целесообразность, чувство меры. Ни одно действие учителя, воспитателя, администратора не может быть бесцельным. Ясные мотивы педагогического действия – залог индивидуального и общего успеха. В то же время не исключается наличие интегратора, объединяющего в одно целое части педагогического процесса. Таким фактором может быть воспитательная система, личность ребенка, ключевые дела школы. Существует мнение, что в школе все должно быть, как в жизни. Это спорно. Ведь жизнь гораздо сложнее школы. Школа – это одна из частей социума, которая может развиваться по своим правилам и законам. Важно о них добровольно договориться, и тогда они станут надежным средством сплочения и развития – вот почему здоровый образ жизни, уклад школы – предмет главной заботы ее населения. Школа здравого смысла – это ненасильственная педагогика. Нельзя допускать, чтобы в людях (особенно в детях) жил страх. Нет ничего более плохого, чем злое лицо педагога, постоянные окрики и угрозы. Это делает школьную жизнь детей несчастной. Надо, чтобы они шли в школу с желанием, удовольствием и радостью. Известно, что главную роль в школьном настроении ученика и его родителей играет оценка, школьный балл. В работе с оценкой проявляются главное мастерство и профессиональная тонкость учителя. Нельзя никогда забывать известную мудрость Януша Корчака: уважайте незнание ученика. Важно не превращать оценку в средство запугивания и оценки ребенка как человека. Опасна не двойка, а нежелание и отсутствие возможности ее исправить. И вообще оценка ставится за знания, а не за что иное. Плохой ученик не то же самое, что плохой человек. Вспомните недоброй памяти времена, когда в школе оценивалось поведение, прилежание, отношение к учителю, выполнение Правил для учащихся и т.д. Этого не нужно повторять. Творчество – внутреннее, глубинное свойство нашей профессии. Его нельзя превращать в самоцель, в средство делового успеха, в эффект. Разумное соотношение старого и нового, традиций и новаций обеспечивает стабильность и развитие школы. Нельзя забывать вечные ценности образования. Но и нельзя отказывать новому в праве на воплощение.Школа здравого смысла должна быть школой практического гуманизма. Главная цель школы – человек. Он же главная ценность школы. Именно в школьные годы в каждом члене коллектива формируется потребность в добротворчестве. Если в годы обучения и воспитания человек не привыкнет делать добро людям и испытывать от этого удовольствие – потом будет поздно. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. Пусть так и будет!
Комментарии