Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

О-о-о-о-очень классно! Вдохновить коллег – миссия выполнимая

Учительская газета, №10 от 8 марта 2016. Читать номер
Автор:

В конце февраля в Казани на базе Лицея им. Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета состоялся традиционный, уже одиннадцатый, «Учительский субботник». Мероприятие объединило сразу несколько дружественных организаций – наших гостеприимных хозяев, а также «Учительскую газету», московские образовательные организации – детский образовательно-воспитательный комплекс «Пенаты», Ломоносовскую школу и некоммерческое партнерство «Столичный учитель» (Клуб учителей года Москвы).

Одна шестиклассница, уже ездившая с нами в экспедиции, но не бывавшая на «Учительском субботнике», абсолютно серьезно спросила, глядя в программу поездки: «А «Учительский субботник» – это когда учителя снег помогают разгребать?..»Не так уж она и не права. В принципе помочь коллегам разгрести накопившийся за полгода учебы сугроб рутины мы и пытаемся. Это похоже на педагогический слет или фестиваль педагогических идей. После таких мероприятий коллеги разъезжаются  по своим школам, заряженные здоровой энергией и позитивом, которыми мы и старались поделиться с ними. Мы – это достаточно большой круг «выпускников» конкурса «Учитель года России» из разных регионов, которым конкурс некогда подарил прекрасные узы товарищества и желание делиться тем, что мы умеем и нарабатываем из года в год. Собственно, из этого желания и появилась межрегиональная общественно-педагогическая акция «Учительский субботник», которую уже  шесть лет принимают многие города России: от Тюмени до Калининграда.  Настала очередь Казани.Первоначально «субботники» представляли собой мастер-классы для учителей. Но со временем они развились в настоящую школу одного дня, которая на этот раз возникла на несколько часов на базе лицея при Казанском федеральном университете. В этой школе для детей из разных городов и школ, объединенных в импровизированные смешанные классы, уроки проводят учителя с особым, необычным взглядом на предмет и само понятие «урок». Есть и мастер-классы для коллег, заинтересованных учеников и их родителей. Есть и внеурочка – межпредметные брейн-ринги для команд смешанного не только по регионам, но и по возрасту состава.Почему «субботник»? Ну просто же… Суббота чаще всего выходной день, и у педагогов-участников есть выбор: провести его с семьей или поучаствовать в «субботнике». Некоторые совмещают, что приятно. А так дело совершенно добровольное.  Никакой обязаловки. По крайней мере с нашей стороны.Зачем это нужно учителям? Это возможность подглядеть и перенять интересные приемы, стиль преподавания и общения, подход к предмету и педагогике. Возможность на человеческом языке поговорить о профессиональных проблемах и путях, приемах и инструментах их решения. Ведь чем больше подходов к решению одного и того же мы видим, тем богаче наша профессиональная палитра. Быть может, мы этой краской и не воспользуемся, но она у нас есть! Вдруг пригодится для решения проблемы обучения конкретного «веснушчатого»! Конечно, есть недовольные. Назовем их скептиками: «Ну и чего? Все это фокусы! Вы вот программу рабочую напишите и объясните так, чтобы ЕГЭ…» Ну мы ж тоже учителя и учим не только ТАК, а по-разному… Но ТАКОЙ урок дает запас интереса на несколько обычных. И это немало!Зачем это нужно ученикам? Увидеть любимый (или, чего греха таить, возможно, что и нелюбимый) предмет с иного ракурса, с иной точки обзора и, кто знает, возможно, увлечься им. Может статься, на всю жизнь…Тимофей Поминов, 6-й класс, НП ДВОК «Пенаты»: «Мне понравилось в «субботнике» все. На уроке естествознания я узнал об обмане зрения. На уроке истории, который проводил Константин Васильевич Лупиков, – о Греко-латинской академии, научился писать пером, запомнил несколько выражений на латыни. На уроке физики меня впечатлила информация о радуге как о привидении. Также я познакомился с умными и интересными лицеистами. В общем,  было здорово…»Володя Степанов, 6-й класс, НП ДВОК «Пенаты»: «Мы писали перьями на уроке арифметики. Трудно! Сегодня бы мы и половины того, что нужно, на уроке не записали… Удивительно, как представляли себе радугу в Средневековье. Мне бы в голову не пришло!»Ксения Резчикова, 6-й класс, НП ДВОК «Пенаты»: «О-о-о-о-очень классно! Замечательные казанские гимназисты, умнички! Совсем другие, хотя такие же школьники, как мы. Новая команда, способная творить. Разве не здорово?»Эфенди Атаев, 6-й класс, НП ДВОК «Пенаты»: «Брейн-ринг! Мы выиграли! И про иллюзии Юрий Владимирович Бобринёв волшебно рассказывал!»  Василиса Петухова, 6-й класс, НП ДВОК «Пенаты»: «Брейн-ринг – безумно интересно! Много нового. Запомнился вопрос про снегопад в Калифорнии. Мне бы и в голову не пришло, что верный ответ такой необычный!»Никита Зайцев, 9-й  класс, НП ДВОК «Пенаты»: «Все интересно! Даже не знаю, что выбрать! Урок про иллюзию – просто чудо. Обыкновенное…»София Федорова, 10-й класс, ГБОУ СОШ №141(Москва): «Во-первых, хочется сказать пару слов об отличительном признаке «Учительского субботника». Это уникальная возможность пообщаться с мастерами своего дела, людьми, отдающими себя профессии и заряжающими интересом к своему предмету. Урок географии с Иваном Сергеевичем Колечкиным показал, как сильно зависит внимание учеников от учителя. В течение сорока минут все наши мысли были о теме урока – «Остров невезения». Думаю, присутствовавшие узнали много нового, невольно запомнили на всю жизнь, сколько составляет площадь Земли, унесли с собой заряд хороших эмоций и оптимизма. На уроке истории мы ближе ознакомились с Полтавской битвой, прониклись уважением к этому событию и его героям, за что огромное спасибо Владимиру Владимировичу Кружалову. На уроке мы не только получали объем интересной и хорошо поданной информации, но выполняли увлекательное задание в группах. «Субботник» доказал: учиться можно в радость, с удовольствием и энтузиазмом». Ведь самое главное, что мы сеем (или разносим?) «субботниками», – вирус увлечения, интереса. Он опасен, он въедлив, этот вирус. Но без него любое обучение всего лишь монотонный процесс. А монотонность и есть причина выгорания, о чем я говорил вначале…Этот «субботник» в Казани был… ну, почти эталонным. Компактный (четко: два возрастных потока по два урока, третий – общий и общий же брейн-ринг),  многопрофильный (и уроки для всех, и семинары для профильников по физике и журналистике), полипредметный (история, физика, обществознание, география). Очень сильный состав выступающих. Впрочем, он всегда хороший, чего скромничать… И разнообразие возможностей: от решения сложных задач по физике до участия в создании импровизированного периодического издания, от погружения в наполненную скрипом гусиных перьев атмосферу Греко-латинской академии времен учебы в ней Ломоносова до прорубания сквозь неприятельский строй  в пороховом дыму Полтавской баталии, от головокружительного кругосветного путешествия в пространстве логики и земного шара в поисках вполне реального острова невезения до экспериментального подтверждения или развенчания хорошо, казалось бы, понятных фактов о природных явлениях через призму взгляда ученого или средневекового крестьянина… Все это  нотки, из которых складывается прекрасная партитура большого интерактивного действа – «Учительского субботника» в Казани. Обязательная составляющая «субботника» для гостей, учеников и учителей – экспедиционная программа. Это часть проекта «Школьная исследовательская экспедиция» детского образовательно-воспитательного комплекса «Пенаты», в рамках которой мы за два года объехали уже 15 регионов России: от Калининграда до Камчатки и от Тывы до Таймыра. Цель – в комплексном изучении регионов. Без привязки, например, только к географии. В рамках проекта мы говорим обо всем: о географии, истории, литературе, промышленном производстве, физических процессах… Ибо важная идея, не всегда сквозняком проходящая через наше образование: МИР НЕ ДЕЛИТСЯ НА ПРЕДМЕТЫ. Он един, и все в нем взаимосвязано. И нет предметов нужных и ненужных. И нет наук важных и не важных. Преподают порой по-разному… Под каждую экспедицию разрабатывается «Межпредметный компас экспедиции» с заданиями, направленными как на закрепление содержания, новой информации, так и на развитие таких важных познавательных механизмов, как память, внимание, мышление, воображение, восприятие.  Во многом именно эти экспедиции стали основой для проекта «Уроки географии» – одного из успешнейших телепроектов Русского географического общества, снятого для каналов «Моя планета» и «Россия-2». Героями передачи были наши ребята, многие из которых участвовали на этот раз в экспедиции и «субботнике» в Казани. Кстати, серия «Уроков географии» о Казани – одна из самых удачных в сериале. Это я как ведущий субъективно утверждаю.Казанский университет, Казанский кремль, Свияжск, Театр Камала, Васильевский стекольный завод, Дом-музей художника К.Васильева,  Музей советского быта и многое-многое мы успели увидеть за три дня в Казани. Есть перспектива. Вернемся?..​Иван КОЛЕЧКИН, учитель географии, зам. директора по НМР детского образовательно-воспитательного комплекса «Пенаты» Москвы, финалист конкурса «Учитель года Москвы-2010»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту