Еще зимой в Царском Cеле прошел Всероссийский семинар в рамках программы «Развитие общероссийской сети тренеров правового и гражданского образования», организованный комиссией по демократии Отдела культуры Посольства США, Партнерством Сивитас-Россия, Национальным фондом в поддержку демократии, Санкт-Петербургским институтом права имени Принца П.Г.Ольденбургского, Центром правового и гражданского образования «Живое право». При участии Виктора Пронькина – председателя совета Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, Аркадия Гутникова – заместителя председателя совета Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, Татьяны Ефремовой – заместителя директора школы №147. Среди слушателей были работники Астраханского областного центра гражданского образования и информационного обеспечения и астраханского областного ИУУ.
Семинар был посвящен дальнейшему распространению интерактивных методов преподавания в учебных курсах: «Правоведение», «Граждановедение», с использованием учебно-методического комплекса «Живое право». «Живое право» – это учебный курс практического права для неюристов с использованием интерактивных методик преподавания, внеудиторной деятельности и общественных ресурсов.
В 1993 году Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г.Ольденбургского, возрождая традиции Императорского Училища Правоведения по раннему правовому воспитанию и образованию, начал осуществлять проект правового обучения школьников на базе школы №29 Санкт-Петербурга. Эти идеи оказались созвучны с концепцией американской образовательной организации Street Law, Inc., которая более тридцати лет занимается разработкой и внедрением программ практического правового образования школьников. Опыт Street Law (что дословно переводится как «Уличное право», то есть «право в реальной жизни, практическое право») нашел также применение во многих странах Европы, Южной Америки, Африки.
В 1996 году Институт права при активном сотрудничестве со Street Law, с другими международными и российскими образовательными организациями и благотворительными фондами начал разработку курса практического правового образования для школьников «Живое право». По мере работы над курсом и учебно-методическими материалами стало понятно, что он может быть использован не только в старших классах школ, но и в средних специальных учебных заведениях, в вузах, а также среди всех, кто желает иметь практические правовые знания и навыки. Материалы «Живое право» за эти годы были представлены на более чем 50 семинарах в Санкт-Петербурге и Иркутске, Москве и Махачкале, Кирове и Новгороде, Перми и Ставрополе, Красноярске и Самаре, а также в других городах России, на которых около 1000 педагогов, студентов, активистов общественных организаций из более 50 регионов России познакомились с «Живым правом». Материалы «Живого права» публиковались в «Граждановедении» (приложение к «Учительской газете»), журнале «Твой адвокат», «Преподавание права в школе», размещались в интернете. Около 100 школ в разных регионах России уже ведут пилотное преподавание по этому курсу или используют материалы «Живого права». Несколько тысяч учащихся участвовали в программе «Живое право». В более 10 юридических вузах страны по примеру Санкт-Петербургского института права организовано преподавание «Живого права» для студентов первого курса в рамках предмета «Введение в специальность», в 4 из них созданы клиники «Живое право», где студенты проводят занятия по праву и организовывают внеклассные мероприятия в школах.
Курс «Живое право» с 2001 года реализуется и в Астраханской области. Экспериментальной площадкой данного международного проекта является школа одаренных детей. Материалы его используются в лицее №1, школах №№6, 33, 28, 12 и др.
В чем же ценность «Живого права»?
Оно позволяет: получить систематические знания о праве и государстве; освоить практические навыки, необходимые каждому для жизни в современном обществе; развить желание и способность участвовать в общественной жизни. Дает самые необходимые в повседневной жизни каждого человека практические знания о праве и его отраслях, об устройстве государства и его органов, о юридических организациях и юридической профессии, о правовых и иных мирных процедурах решения проблем, о важнейших правах и обязанностях гражданина, а также дополнительные сведения из истории и философии права и государства. Все эти знания делают человека компетентным гражданином.
Благодаря этому курсу подростки осваивают практические навыки общения, публичного выступления, ведения переговоров, заключения договоров, написания деловых писем и юридических документов, обращения в суд, работы с юристом, разрешения конфликтов, решения личных и общественных проблем. Интерактивные методики помогают учащимся побывать в роли судьи, адвоката и прокурора в учебном судебном процессе, в роли клиента и юриста на переговорах, в роли государственных служащих и общественных активистов в общественных и законодательных слушаниях. Эти навыки дают в руки человеку действенные инструменты решения личных и общественных проблем.
Атмосфера интерактивных занятий, встречи с приглашенными специалистами, экскурсии в государственные и общественные учреждения, участие в общественных проектах формируют позитивное отношение к юристам и представителям государства, к правовым и государственным механизмам. Участник программы «Живое право» приобретает желание и способность участия в жизни гражданского общества, становится активным гражданином своей страны.
«Живое право» – это также учебно-методический комплекс, включающий в себя книги для ученика, методические руководства для преподавателя (книги для преподавателя) и дополнительные учебно-методические материалы (например, образовательная настольная игра «Государство»). Оно вобрало в себя многие современные идеи в правовом образовании и объединило многих преподавателей и активистов образования со всего мира. Поэтому можно также сказать, что это система инновационных творческих идей в сфере права, образования и социальных проектов (лучший способ знакомства с этими идеями). Это международный социальный проект по развитию правового образования и становлению гражданского общества.
Термином «Живое право» авторы попытались охватить определенную жизненную философию, соединенную с философией права. Право как объективное явление имеет «цель» – целостность общества, которую, по-видимому, человек может почувствовать через атмосферу доброжелательности, сотрудничества, гармонии, любви, мира. Конечно, законы, создаваемые государством, а также частные интересы отдельного человека могут противоречить с этой целью права (или, иначе, с сутью права, его объективными закономерностями). Это противоречие создает ситуацию выбора, в которой постоянно находится человек, особенно когда попадает в сложные правовые ситуации. Делая тот или иной выбор, человек либо действует в гармонии с объективными правовыми закономерностями, либо идет вразрез с правом. Авторы проекта попытались выразить те условия, которые, на их взгляд, наиболее адекватно отражают суть реального, живого права.
Атмосфера доброжелательности и сотрудничества: с этого должны начинаться любая деятельность и обучение; ведь сама природа права – в сотрудничестве, поэтому и нужно создавать в классе и в своей повседневной работе эту живую ткань права, иначе мы будем учить чему-то другому, а не праву. Позитивное решение общественных и личных задач: деятельная природа права выражается именно в таком опыте; приобретение такого опыта и такая жизненная установка – одна из важнейших составляющих участия в проекте «Живое право», а также один из важнейших учебных результатов курса; поэтому важно практиковать этот подход как в классе, так и в своей деятельности, пытаться получить самим и дать возможность получить обучающимся хотя бы один положительный опыт позитивного решения той или иной личной или общественной задачи или проблемы.
Совместное обучение и изменение себя: все вышесказанное невозможно практиковать без постоянного самообучения, обучения вместе с коллегами и учениками, а это означает постоянное изучение и изменение себя, самосовершенствование, поиск и обретение смысла жизни, а только при таком настрое и возможны настоящая атмосфера доброжелательности и сотрудничества, настоящее позитивное решение личных и общественных задач, настоящее понимание глубинной сути права. Философия «Живого права» – это та жизненная среда, в которой должны проходить любое занятие и любая деятельность по проекту «Живое право». Эти компоненты философии можно также назвать сверхзадачами или целями, которые стоят перед каждым участником правового или гражданского образования. Данные цели раскрываются в содержании «Живого права». Содержание курса включает в себя целую систему правовых, политических, обществоведческих, философских, воспитательных, практических и иных вопросов. Ядро их составляют: систематические знания о праве и государстве; практические навыки, необходимые каждому человеку в современном обществе; формирование внутреннего отношения к правовым и демократическим ценностям. Кроме того, в каждой теме присутствуют и следующие аспекты: анализ правовой политики (попытка дать ответы на вопросы: каков должен быть закон и право, справедлив ли закон и т.д.); обсуждение общественных проблем, которые сейчас волнуют страну; приобретение навыков применять различные способы разрешения конфликтов; приобретение навыков определения конфликта ценностей, который, как правило, присутствует в каждой жизненной ситуации, и обучение работе с ними.
Включая эти составляющие содержания курса «Живое право», авторы надеялись, что после изучения курса «Живое право» участники программы смогут: участвовать в развитии гражданского общества в России и разрешать встающие перед ними и обществом задачи, используя право и различные ненасильственные способы разрешения конфликтов, задумываясь над вопросами нравственности и общего блага местного сообщества, России и всех людей.
На занятиях по «Живому праву» особое место занимают так называемые интерактивные методики, в основе которых – совместное обучение (сообучение), или обучение во взаимодействии. Кроме того, важную роль играет система внеаудиторных (внеклассных) занятий – клубная работа, социальные проекты, благодаря которым обучающийся погружается в мир настоящего, живого права (практикует право). Использование общественных ресурсов – привлечение различных специалистов в области права, общественной деятельности и политики, проведение уроков в судах, органах местного самоуправления и т.д., экскурсии в общественно значимые места – также помогают обучающемуся раздвинуть горизонты курса, а участнику проекта «Живое право» – почувствовать себя членом более широкого сообщества.
Таким образом, философия «Живого права» выступает в роли сверхзадачи или цели правового и гражданского образования. Эти цели конкретизируются в задачах, отраженных в содержании «Живого права». Цели и задачи реализуются через инструменты и средства – методики «Живого права». Продвижением курса «Живое право» в Астраханском регионе занимается Астраханский областной центр гражданского образования.
Ирина ЯЦУКОВА, директор Центра гражданского образования, Астрахань
Комментарии