Во многих регионах страны вводится новая система оплаты труда педагогов. Директорам школ придется теперь дифференцированно подходить к оценке деятельности своих подчиненных. Делить, умножать, вычитать… Причем не только арифметическими действиями озабочены сегодня руководители образовательных учреждений.
Алексей КАМЕНСКИЙ, директор лицея №590, Санкт-Петербург: Инфляция, увы, не дремлет
Должен заметить, что ничего принципиально нового в новой системе оплаты труда петербургских педагогов нет. За исключением новой формы как таковой и новых коэффициентов. К сожалению, система не стимулирует достижения человека. На своем примере скажу, моя кандидатская диссертация и звание «Заслуженный учитель РФ» не суммируются. Если звание на зарплату влияет, то кандидатская нет. Конечно, зарплата учителя стала выше, хотя за те полтора года, прошедшие с момента введения новой системы оплаты труда, инфляция тоже не дремлет и «съедает» это повышение. Если полтора года назад зарплата учителя в восемь-девять тысяч рублей воспринималась как приличная, то сегодня в любом супермаркете «мастер по чистоте», то есть уборщица, получает четырнадцать тысяч. Да, говорили когда-то о зарплате учителя в 18-20 тысяч рублей. Но это тогда, когда педагогов не хватало и многие были вынуждены работать на две ставки. Как доставались эти деньги?! Если актер после трехчасового спектакля выходит весь в мыле, то что говорить об учителе после пяти уроков, причем публика у него далеко не самая благодарная…
К зарплате вообще нужно подходить очень осторожно, поскольку это инструмент создания климата. Если передовики будут получать в пять раз больше, чем отстающие, есть риск возникновения нездоровых отношений в коллективе. Учитель – профессия творческая, и в ней трудно определить, кто лучший, кто худший. Кто лучше: Достоевский или Толстой? Глупый вопрос. Также с учителями. Все разные, и каждый занимает свое место.
Я думаю, средняя зарплата учителя по Петербургу должна быть порядка двадцати тысяч рублей. Сегодня потолок – девять тысяч. Со всеми надбавками. Если учитель с регалиями и огромным стажем, то чуть больше. А если говорить о молодых специалистах… Мой ребенок поступил в университет на первый курс. Мы посчитали, что если бы он сейчас пришел работать в школу, то получал бы шесть тысяч рублей.
Чтобы реально изменить положение, мне кажется, нужно проводить реформы, касающиеся не только технологических вещей. Очень мало говорится о содержательных вещах, философии образования. Если индивидуализация образования станет приоритетным направлением национального проекта, то, наверное, сразу возникнут идеи ее успешного претворения в жизнь. Образование – это штучный процесс. Нельзя суммировать нас всех, поскольку мы все разные. Как только мы осознаем, что образование направлено не вообще на всех, а конкретно на Петю Иванова, то сразу появится необходимый индивидуальный компонент. Чтобы каждому ребенку хотя бы раз в неделю уделять внимание. Не всему классу, а отдельному ребенку.
Любовь ВОРОНКОВА, директор школы №20, Тольятти, Самарская область: 18 часов в неделю – это слишком скучно
В Самарской области эксперимент по введению отраслевой системы оплаты труда начался в апреле 2006 года. Конечно, новый механизм пока несовершенен, но положительные результаты есть. Молодая учительница, только пришедшая из института в начальную школу, получает около 10000 рублей. Это разве мало? У некоторых зарплата 12000 -15000 рублей в месяц. Правда, работать надо на две ставки… Но наши учителя могут и хотят трудиться. 18 часов в неделю – это слишком скучно для педагогов.
Переход на новую систему оплаты труда повысил зарплату, а следовательно, повысил престижность учительской профессии в обществе. Сейчас мне звонят бывшие педагоги, которые в свое время ушли из школы из-за безденежья, – они хотят вернуться. В школу приходят мужчины. Эти факты не могут не радовать.
Ирина КУРБАТОВА, директор школы №13, Тамбов: Больше плюсов, чем минусов
На мой взгляд, переход на штатно-окладную систему в нашем регионе несет в себе больше положительного, чем отрицательного. Я имею в виду следующее: учет рабочего времени учителя – это очень сложная задача. Потому что творческий преподаватель, занимающийся с детьми так, как этого требует дело, не всегда укладывается в рамки часов, определенных для него расписанием. Учитель находится в школе гораздо дольше. Конечно, я имею в виду педагогов, которые кропотливо, серьезно занимаются своим делом.
А в рамках той ставки, которая на сегодня определена, уместились и поурочная работа, и дополнительные часы. Плюс еще учитываются удорожающие коэффициенты и надбавки. Естественно, когда человек знает, что получает деньги за весь свой труд, а не только за его часть, это стимулирует.
С другой стороны, новая система оплаты труда позволяет не только учесть реальные затраты времени, но и проконтролировать, чем конкретно человек в это время занимался.
Одна из проблем, которая возникла в связи с введением новой системы, – это деятельность управляющего совета. Ведь на него возлагается задача согласования распределения стимулирующего фонда оплаты труда. Справится ли он с этой задачей, и как директору выстраивать свои отношения с советом?
Здесь есть определенный риск, точнее, несколько. Первый – такое согласование может стать чистой формальностью. Потому что демократизм директора не всегда реален, и есть вещи, которые родитель со стороны увидеть не может. Существуют внутренние механизмы, которые человек без педагогического образования просто не сможет учесть на профессиональном уровне.
Но есть нюансы, которые и руководителю учреждения, и администрации не всегда бывают видны. Например, комфортность ребенка на уроке. Этот фактор часто неуловим для администрации. Я могу прийти на урок и отметить: в классе приятная атмосфера. Но это может быть разовым случаем, а совсем не показателем ежедневного труда учителя. С этой точки зрения управляющий совет должен помочь директору, подсказать, как в реальности чувствуют себя дети на уроках того или иного учителя.
С другой стороны, надо понимать, что в оценках управляющих советов может присутствовать родительский субъективизм.
Учитель – это такой же человек, как, например, врач или священник. И насколько он объективен сам к себе, сказать сложно. Поэтому очень многим учителям стимулирование со стороны родителей необходимо. Но я не исключаю, что оценка труда педагога со стороны коллеги-учителя может отличаться от оценки, которую дадут родители и дети. Поэтому директору важно уметь выслушать всех и сделать правильные выводы.
Алексей ОСИНЦЕВ, директор школы №162, Новосибирск: Прибавляю, отнимаю, умножаю…
До сих пор ставка начинающего учителя у нас в регионе составляла 2500-3000 рублей. Зарплата директора – около 9000 рублей. Теперь нам предлагают совершенно новые условия. В течение нескольких месяцев нас готовили к тому, как постепенно будет вводиться новая система оплаты труда.
Появляется гибкость в расчете зарплаты: если раньше ставки были фиксированны и нам нечем было привлекать молодых специалистов, то сейчас мы можем маневрировать, выбирать наилучшие варианты. Был назван четкий норматив: на каждого ребенка в год отпускается сумма 12500 рублей. 1,5 процента от общей суммы поступает в распоряжение директора, это фонд стимулирования руководителя. 7 процентов от всей суммы отводится на чисто учебные расходы – учебники, пособия. А вот всю остальную сумму нужно учиться по-новому рассчитывать. Сейчас у нас будет одна постоянная величина на год: количество детей. На это число я и умножаю 12500 рублей в год. Отнимаю 8,5 процента. 70 процентов оставшейся суммы – это базовая зарплата учителей, 30 процентов – стимулирующие выплаты.
Далее снова идут расчеты: санитарные нормы предполагают 25 учеников в классе. Нужно рассчитать, каким образом будет оплачиваться труд каждого педагога. Что делать, например, с традиционным для специализированных языковых школ делением учеников на группы во время уроков иностранного языка? Вести уроки без деления на группы? Тогда ухудшится качество обучения. Наша школа много лет держит первенство в городе и области на олимпиадах по французскому языку, не хочется это терять. У нас идут международные программы, все учителя плодотворно работают. Конечно, больше всего учеников имеют учителя физкультуры, например, а меньше всего может оказаться учеников у учителя информатики. Нужно внимательно смотреть, как все организовать, чтобы образование дети получали качественное и чтобы каждый учитель-предметник имел возможность нормально работать.
Раньше мы все считали «от часов», то есть от количества уроков, которые учитель проводит в неделю. Теперь нужно считать от количества детей. Однако нельзя превратить новую систему в гонку за количеством учащихся. Мне кажется, ситуация будет развиваться постепенно. Пройдет время – увидим и плюсы, и минусы. Тогда можно будет обмениваться опытом. Хорошо, что наше руководство не стало в приказном порядке переводить сразу все образовательные учреждения на новую систему. У нас в городе десять районов, а на новую систему оплаты труда переходят пока только два, и это правильно.
Комментарии