search
main
0

Носитель, преобразователь, творец

Развитие ресурсного потенциала учителя в контексте общей профессиональной культуры

В палитре педагогического развития есть множество направлений. Учитель может совершенствовать не только узконаправленные специальные компетенции в предметных областях, но и двигаться в более широком культурологическом образовательном направлении, формируя метапредметные универсальные способы деятельности.

Подобный «ресурсный пакет» (М.А.Холодная, Н.Н.Кли­менкова) создает и стимулирует способность к самосовершенствованию, которая является важнейшим условием успешной самореализации педагога, учителя, преподавателя. И.А.Зимняя в этой связи отмечает именно культурологическую основу подобного развития. Образованность становится феноменом актуализированной профессиональной культуры учителя, а возникший тезис «культура – внутренняя культура – образованность – компетентность» впоследствии приобретает все большее значение для понимания механизма движения развития учителя. Именно учитель, педагог изначально аккумулирует, а впоследствии становится носителем ценностей и смыслов человека культуры: гуманности, духовности, ответственности, чувства собственного достоинства и чести, уважения к мнению других людей, самодисциплины, способности к самоопределению в мире культуры (О.В.Ромах).

Несомненно, педагог имеет огромный духовный ресурс и способен влиять на самоидентификацию учеников в культурном пространстве, объясняя и разрешая противоречия между духовным и природным, социальным и личным. Подобное «бережное окультуривание» способствует обретению духовной сущности и духовных качеств у учеников. Известный философ Освальд Шпенглер писал: «Если человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа».

Почему именно культура является ядром педагогического труда? Известно, что культура – это не только специфический способ организации и развития человеческой деятельности, которая проявляется как в духовных, так и материальных продуктах труда. Это система образцов, ориентиров, идеалов, идей, мнений, инициирующая движение смыслов и действий, творческий поиск, открытия и преобразования, комплекс представлений о себе и мире в целом. Учитель обладает культурой социального взаимодействия, интеллектуальной деятельности, психологической и информационной культурой, даже культурой саморегуляции. Они описаны многими исследователями. Тем не менее возникают новые научные направления, основанные на прикладных разработках. Можно говорить не столько о культуре педагогической деятельности, сколько о внутренней личностной позиции учителя как аккумуляторе, преобразователе, творце и носителе ценностей образовательной культуры.

Анализируя образовательные компетенции как индикаторы образовательной культуры учителя и педагога, мы отмечаем, что возникают новые типы целеполагания учителя, сдвиг от формализма и академической нормированности к оценке социальной и профессиональной готовности. Так, В.И.Байденко отмечает, что «образовательная компетенция может рассматриваться как совокупность содержательных и смысловых ориентиров, знаний, умений и опыта». Поэтому изучение образовательных компетенций обусловлено потребностью исследовать новые тенденции в профессиональной культуре педагога. В научной литературе описан феномен культурной компетентности (CQ – англ. cultural quotient – «коэффициент культурного развития»), характеризующийся как способность адаптироваться и эффективно развиваться в различных культурах. Авторы Сун Анг, Линн Ван Дин (Сингапур), П.Кристофер Эрли, Е.Мосаковски отмечают, что существует культурный интеллект (CI – англ. cultural intelligence), который включает в себя 4 блока компонентов.

На основе развитого культурного интеллекта формируется новая компетенция – способность взаимодействовать между культурами – межкультурная компетентность (Е.Г.Грушевская, В.Д.Попков, А.П.Сорокина). Учитель в данной ситуации становится носителем культуры понимания и взаимодействия с учениками и родителями как представителями различных культур. Поэтому так важны не только общекультурные знания (когнитивный компонент) и умение общаться (деятельностный компонент), но и наличие межкультурной психологической восприимчивости, эмпатии, понимание мотивов поступков, способность четко формулировать позицию, быть понятным, объяснять и разъяснять, вести переговоры с позиции социальной справедливости (мотивационный компонент). При этом, как отмечают исследователи, особенно важен баланс опыта, уважения, чуткости и уверенности в своих силах, эмоциональной стабильности и умения предвидеть последствия общения (стратегический компонент).

Рефлексия педагога помогает корректировать малоизвестные практики и адаптироваться в сложных ситуациях. Появляется потребность в развитии такого профессионального качества, как межкультурная восприимчивость, которое позволяет педагогу, учителю не просто общаться с учениками, родителями, коллегами, но и понимать малоизвестные контексты и смыслы, а следовательно, мотивы. Это помогает предвосхищать поведение ученика и адаптироваться к учебной ситуации. Впоследствии учитель приобретает уникальный опыт создания культурно-когнитивных профилей учеников, моделирования траекторий обучения, подбора релевантных форм и стилей преподавания.

Естественная потребность учителя и педагога к саморазвитию может дать необходимый мотивационный ресурс, который следует правильно использовать. Благодаря подключению к новым обучающим информационным источникам аккумулируется позитивная энергия, дающая силы для включения в новые тематики и развития новых способностей и навыков, приносящих педагогу не только новые знания по востребованным профессиональным вопросам, но и положительные эмоции от самореализации и взаимодействия с коллегами. В проекте «Университетские среды» для учителей в Президентской академии создан цикл образовательных встреч, ориентированный на развитие потенциала педагога в контексте общей профессиональной культуры.

Опыт показывает, что в процессе обучения удается не только внедрять актуальные психологические знания, но и реализовывать практические разработки, побуждающие педагога к развитию таких востребованных качеств, стратегий и компетенций, как способность к сопереживанию, рефлексивность, гибкость, умение эффективно взаимодействовать с представителями различных культур, распознавать и понимать малоизвестные контексты, сигналы и знаки в процессе коммуникации, воспринимать особенности межкультурных взаимодействий и гибко налаживать конструктивный образовательный процесс.

Елена УЛУНЯН, ведущий сотрудник Центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте