search
main
Топ 10
Признаки нехватки витамина В12: не хочется есть, быстро устаешь, теряешь вес Алису Теплякову не зачислили на бюджет в университет «Синергия» Сборы в школу: как справиться и на что могут рассчитывать родители Стирка вещей после покупки: от каких болезней она может спасти Продукты для хорошего зрения: что нужно есть, чтобы сохранить здоровье глаз Польза и вред кабачков: стоит ли включать этот овощ в свой рацион Минобрнауки: зачисление в вузы в одну волну исключает преимущества для высокобалльников В новом учебном году комплекты тем для итогового сочинения будут формироваться иначе Штраф в 40 тысяч рублей заплатит завуч екатеринбургского лицея из-за скандального танца выпускников Российские вузы начали проводить дополнительный набор первокурсников Подростки и вейпы: нарушение развития мозга и снижение когнитивных способностей – только верхушка «айсберга» Не все то золото, что блестит: как выпускники не досчитались медалей В Волгограде школьница по неосторожности подожгла школу Дополнительный набор в вузы продлится до 16 сентября В поселке Шаховская воспитатель детского сада купила квартиру по программе «Социальной ипотеки» Бегом от рака: Артем Алискеров рассказал, как побороть болезнь и помочь другим В «Просвещении» обсудили меры по снижению документарной нагрузки на учителей Сбой на госуслугах лишил медалиста из Новосибирска шанса поступить на бюджет Живых лабораторных мышей ученые предложили заменить на 3D-модели

Нижегородские школьники почтили память жертв политических репрессий

День памяти всех невинно пострадавших в годы сталинских репрессий начал отмечаться с 1974 года, но только в 1991 году был признан официально. Уже восьмой год подряд его отмечают в нескольких школах Нижнего Новгорода.

Учителя истории, обществознания и литературы стали участниками проекта, призванного не только увековечить память жертв репрессий, но и рассказать школьникам всю правду о масштабе трагедии. Государственно-правовым департаментом Нижегородской области было решено собрать и издать воспоминания детей \”врагов народа\”, которым сегодня от 65 до 96 лет. \”Пока не ушло поколение россиян, чьи родители были без всякой вины обречены на мученическую смерть, страдания и лишения, мы должны успеть зафиксировать их свидетельства. Пусть они прозвучат как обвинительный приговор тоталитаризму. Если нам удастся возбудить в сердцах молодежи сострадание к семьям репрессированных, мы сможем сформировать органическое неприятие любых форм насилия и диктатуры. В этом случае будущие поколения будут избавлены от террора, станут больше ценить человеческую жизнь\” – поясняет Инга Фаворская, председатель Комиссии при Губернаторе Нижегородской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Именно она стала одним из инициаторов и организаторов издания воспоминаний нижегородцев, детей репрессированных. Серия справочно-информационных сборников, содержащих рассказы детей \”врагов народа\”, фотоматериалы и копии официальных документов, писем сосланных и заключенных своим родным, получила название \”Линия судьбы\”. К настоящему времени вышел уже 11 том.

30 октября, начиная с 1994 года, на Бугровском кладбище, расположенном в центре Нижнего Новгорода, у памятника жертвам тоталитарного режима проходит траурный митинг, и уже восемь лет подряд в этот же день в нескольких нижегородских школах проходит торжественная презентация очередного сборника \”Линии судьбы\”. На мероприятие, которое заранее готовят участники проекта – учителя и старшеклассники, приглашаются родственники жертв репрессий со всей Нижегородской области. Учителя истории и обществознания вместе с литераторами пишут сценарии, проводят со старшеклассниками репетиции, учителя изо и технологии готовят с учащимися среднего звена подарки для гостей, учителя информатики помогают начинающим видеоинженерам работать над монтажом, нередко выступают в качестве звукорежиссеров.

На вчерашней презентации в нижегородской школе №186 было много гостей. Вначале всем показали фильм, смонтированный из кадров кинохроники 1937-1938 годов. Основным мотивом первых и финальных минут фильма был оптимизм. Бодрый голос молодой девушки, уверял зрителей в том, что нигде людям не живется лучше, чем в СССР, что нет мудрее и гуманнее руководителя, чем \”дорогой Иосиф Виссарионович\”. Но центральная часть фильма, закольцованная кадрами пропагандисткой сладкой лжи, была совсем о другом: наряду с улыбающимися лицами зрители видели измученных людей, испуганных и плачущих детей, нужду, холод и голод. Голос за кадром читал воспоминания детей \”врагов народа\”, вошедшие в десятый сборник. Большинство авторов воспоминаний присутствовали здесь, в актовом зале школы. Когда фильм закончился, старшеклассники на сцене воспроизвели эпизод, который помнят многие из присутствовавших. За столом сидят гости и хозяева, пьют чай, весело разговаривают, танцуют. Вдруг дверь открывается и входят люди в черных кожанках. Немая сцена. Звук патефона резко обрывается. Отца семейства уводят. Гости в ужасе тут же убегают из \”неблагополучной\” квартиры. Плачущие жена и маленькая дочь арестованного остаются одни. Они стоят, прижавшись друг к другу…

Боль, страх, отчаяние и, несмотря ни на что, надежда на то, что \”там\” разберутся и отпустят, что все закончится благополучно — всю эту гамму чувств удалось передать юным актерам. Неудивительно, что почти все зрители плакали — слишком правдивой была сцена.

Слезы стояли в глазах школьников. Они почувствовали, каким страшным бывает горе. И, наверное, не забудут.

Сценарий этой встречи готовили учителя истории и обществознания нижегородской школы №186 Виктория Золина и Елена Калыганова. Они обе с самого начала участвуют в проекте —  уже восьмой год подряд. На помощь им в этот раз пришла учитель литературы Татьяна Полонская. Сценарии Дней памяти никогда не повторяются. Каждый раз педагогам приходится искать новые формы работы с материалом. Каждый раз приходится искать слова, убеждающие детей участвовать в проекте. \”Вначале дети в большинстве своем относятся к готовящемуся мероприятию как к скучной обязанности. Но по мере вхождения в тему их отношение меняется — начинается подлинная работа души, включаются разум и сердце. Мы это видим и, собственно говоря, ради этого и работаем\”, – признается Виктория Александровна.

Одна из участников встречи – Зинаида Адамовна Бондарь, внучка \”врага народа\”, учительница географии школы №4 города Бора Нижегородской области (в настоящее время на пенсии) делится впечатлениями:

– Я не первый раз в этой школе. Огромное спасибо педагогам и детям. Это очень важно — не забывать и не замалчивать страшные страницы истории. Мой отец Адам Бондарь, белорус по национальности, был сыном раскулаченного. На самом деле его отец и мать были очень трудолюбивыми людьми, они работали с утра до ночи. Большую и крепкую семью сослали на Север, в Коми. Выживать было очень тяжело. Спасла прежняя закалка и врожденное трудолюбие. Когда папе исполнилось 17 лет, ему разрешили выехать из поселения. Но ни документов, ни денег у него не было. С волчьим билетом сына \”врага\” было трудно найти работу и тем более жилье. Он смог устроиться лишь на Урале на строящемся Чусовском металлургическом заводе. Там он познакомился с моей мамой. Там и я родилась.

Ада Альфредовна Пентка рассказывает:

– Я совсем не помню своего отца. Его арестовали за польское происхождение, когда мне был всего один месяц от роду. В то время он был студентом Горьковского строительного института, готовился стать инженером. Но тогда арестовывали всех, имеющих польские или немецкие фамилии, всех поголовно подозревали в шпионаже. Целый год папу продержали в тюрьме, пытали, избивали, выколачивая признание в шпионской деятельности. В 1938 году он был расстрелян и похоронен на Бугровском кладбище. Маме было тяжело, и мое детство окрашено совсем не в радостные тона…

Наталья Романовна Долгачева (Вагнер):- Мне посчастливилось родиться в прекрасной интеллигентной семье. Мой дед, Егор Егорович Вагнер, был известен во всем мире как выдающийся ученый-химик, о нем написано во многих энциклопедиях. А папа, Роман Егорович Вагнер, возглавлял кафедру органической химии Индустриального института в Нижнем Новгороде. Я была окружена любовью и теплом. Моего отца арестовали 3 июля 1941 года. Ему инкриминировали контрреволюционную деятельность и \”шпионаж\”. Папа после годового заточения и \”следственных действий\” погибв тюрьме. У нас с мамой началось \”хождение по мукам\”. Денег не было. Мама не могла найти работу. Голодали мы очень. Мне, дочери \”врага народа\”, да еще и с немецкой фамилией было подчас очень тяжко. В зубной поликлинике, куда я обратилась с нестерпимой болью, врач, взглянув на мою фамилию, спросила: \”Ты немка?\” \”Нет\”, – ответила я. Тогда она кивнула своим соседкам: \”Идите сюда, посмотрите! Вот типичная немка!\” – и снова повернулась ко мне: \”Нет у нас лекарств!\”

Подобных воспоминаний в сборнике \”Линия судьбы\” множество. И очень правильно, что нижегородские школьники не только читают и слушают их, но общаются с людьми, пережившими горе. История, запечатленная болью в сердце, не изгладится из памяти.

В заключение встречи ученики подарили гостям подарки, созданные своими руками – это были розочки и сделанные из фанеры и с любовью расписанные деревенские домики – символ возвращения разрушенного много лет назад родного очага.

– Из похожего дома нас выселили во время раскулчивания в 1933-м году, – с горькой иронией заметила Валентина Васильевна Козлова, получая подарок. – Трогательно получить напоминание о нем.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте