Московская региональная система оценки образовательных достижений обучающихся по праву стала частью российской и реализуется в рамках таких основных процедур, как процедуры ЕГЭ и ОГЭ, независимая диагностика образовательных достижений, общегородская поддержка внутренней системы оценки качества образования (ВМКО) образовательных организаций.
Все эти процедуры базируются на требованиях образовательного стандарта. В настоящее время оценка качества образовательных достижений осуществляется в соответствии с ФГОС (для образовательных организаций, реализующих введение стандарта второго поколения) и в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 г.Зачем школе участвовать в независимых диагностиках? В каждой школе столицы существует система внутреннего мониторинга качества образования и оценка учебных достижений обучающихся – важнейшая часть этого процесса. Если такой мониторинг ориентирован только на использование внутренних материалов (контрольных работ, диктантов), которые готовят учителя школы, то у педагогического коллектива может сложиться субъективная картина оценки учебных достижений, что опасно, кроме того, в этом случае отсутствует возможность сравнивать успехи своих школьников с достижениями учащихся других образовательных организаций. Участие в независимых диагностиках учебных достижений позволяет школам Москвы получать объективную информацию о качестве обучения, сравнивать результаты своих обучающихся с результатами по городу или округу, знакомиться с достижениями лучших образовательных организаций и ориентироваться на них. При этом анализ ошибок и недочетов по результатам каждой из диагностик позволяет своевременно корректировать процесс обучения для достижения в дальнейшем более высоких результатов.Сложившаяся в последние несколько лет региональная система независимой диагностики образовательных достижений обучающихся включает пять основных направлений: мониторинг динамики индивидуальных учебных достижений; сопровождение введения ФГОС в начальной школе; диагностика метапредметных результатов обучения; диагностика предметных результатов обучения в рамках сопровождения введения ФГОС в основной школе и старшей школе; диагностика предметных результатов в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 г.).Одним из основных приоритетов стало обеспечение преемственности процедур оценки учебных достижений на ступенях начального, основного и среднего общего образования, которое позволяет оценивать индивидуальную динамику формирования основных образовательных результатов и выявлять тенденции развития московской системы общего образования. «Реперные» точки в этом случае – учебные достижения обучающихся на конец каждой из ступеней образования, поэтому в качестве наиболее важных образовательных результатов выбирают результаты итоговых работ за курс начальной школы, результаты ОГЭ и ЕГЭ. Кроме того, поскольку в основной школе традиционно прослеживаются две возрастные ступени, существенно различающиеся психолого-педагогическими особенностями обучающихся, то выделяется еще и промежуточная ступень – 7-й класс. Таким образом, обеспечивается мониторинг динамики индивидуальных учебных достижений.В условиях введения ФГОС Москва реализует диагностику предметных и метапредметных результатов на всех ступенях обучения. На ступени начального образования в рамках сопровождения введения ФГОС предлагают следующие процедуры: изучение готовности первоклассников к обучению в начальной школе; мониторинг адаптационного потенциала обучающихся; мониторинг учебных достижений в соответствии с требованиями ФГОС.Изучение готовности первоклассников к обучению в школе и мониторинг адаптационного потенциала обучающихся начальной школы – это многоаспектные измерения, ориентированные на использование в крупных образовательных комплексах Москвы, и включают обследование обучающихся, анкетирование родителей и учителей. В качестве объектов мониторинга выступают обучающиеся (фиксируются данные отдельно о каждом обучающемся) и класс (как устойчивая единица, имеющая свои показатели динамики в процессе обучения в начальной школе). Мониторинговые исследования включают процедуры определения готовности первоклассников к обучению в школе и итоговые исследования процесса адаптации учащихся к обучению в конце каждого года.Среди процедур оценки учебных достижений по основным предметам начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС можно выделить две основные части. Первая – диагностики по русскому языку, математике и чтению, которые проводят в конце каждого года обучения в 1-3-х классах. МЦКО предлагает единые проверочные работы, которые проводят ОО в рамках внутришкольного мониторинга качества образования. Результаты работ позволяют проследить динамику формирования основных учебных достижений на базе промежуточных планируемых результатов обучения. Вторая – итоговые работы по всем основным предметам учебного плана, которые фиксируют уровни достижения выпускниками начальной школы требований ФГОС к предметным результатам обучения. В 2013-2014 учебном году был разработан инструментарий по русскому языку, литературному чтению, математике, английскому языку и окружающему миру, который прошел апробацию в ОО, участвующих в пилотном проекте по введению ФГОС в начальной школе. В дальнейшем планируется его использование для оценки учебных достижений выпускников начальной школы.Важнейшим направлением, обеспечивающим оценку новых образовательных результатов, стал мониторинг метапредметных результатов обучения, который включает в себя такие процедуры, как: изучение готовности учащихся к обучению в основной и средней школе (на базе комплексной оценки познавательных универсальных учебных действий (УУД) как важнейшей части метапредметных результатов обучения); мониторинг сформированности метапредметных результатов обучения (познавательные УУД); диагностика регулятивных и коммуникативных УУД в проектной деятельности; диагностика читательской грамотности; межпредметные диагностики (сформированность межпредметных понятий как части метапредметных результатов) на базе различных образовательных областей; диагностика ИКТ-компетентности, которая планируется на следующий учебный год.Изучение готовности учащихся к обучению в основной и средней школе проводится в начале 5-го класса (по результатам обучения в начальной школе) и в начале 10-го класса (по результатам обучения в основной школе) и представляет собой наиболее важный компонент мониторинга метапредметных результатов обучения, так как позволяет оценить уровень сформированности познавательных УУД в соответствии с требованиями ФГОС и определить степень готовности учащихся к продолжению образования. Достоинство этой оценочной процедуры – ее комплексность (оценка всех блоков познавательных УУД).Мониторинг сформированности метапредметных результатов обучения, в рамках которого также оценивают комплекс познавательных УУД, проводят в конце года в школах, участвующих в пилотном проекте по введению ФГОС. Этот мониторинг позволяет сформировать промежуточные (на конец каждого года обучения) требования к 100% результатам. Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД используют проектную деятельность. Реализация этого направления была начата в 2012-2013 учебном году с 5-го класса и проводится ежегодно в классах с различием в 2 года.Диагностика читательской грамотности предлагается школам в виде отдельного инструментария в связи с важностью этого образовательного результата для изучения всех предметов.Межпредметные диагностики позволяют оценить овладение межпредметными понятиями. По поручению Департамента образования МЦКО разработал концепцию и ввел инструментарий для оценки межпредметных понятий на базе предметов естественно-математического цикла и на базе предметов социально-гуманитарного цикла. Как показали апробационные исследования, использование межпредметных диагностик оптимально в 8-10-х классах. Диагностика ИКТ-компетентности – новое направление в оценке метапредметных результатов. Со следующего года начинается введение этого нового инструментария. Исходя из разработанной концепции мы планируем оценивать сформированность умений по использованию ИКТ начиная с 5-го класса.Мониторинг предметных результатов обучения осуществляется по всем основным предметам учебного плана основной и средней ступеней образования. Результаты диагностики используются: предметными профессиональными сообществами для выявления сложных для усвоения элементов содержания и коррекции частных методик их преподавания; администрацией ОО для определения уровня преподавания отдельных предметов в сравнении с общегородскими показателями; в процессе аттестации педагогических кадров для оценки результативности работы учителя.Подробные аналитические отчеты по каждой из оценочных процедур прошедшего учебного года представлены на сайте МЦКО mcko.ru/Monitor/diagn13-14.Каковы же итоги диагностик метапредметных результатов обучения?В 2013-2014 учебном году проведены 7 метапредметных диагностик, в таблице 1 приведены данные об участии ОО в метапредметных диагностиках (в сравнении с предыдущим учебным годом).Таблица 1На диаграмме 1 приведены данные о выборе образовательными организациями вида метапредметной диагностики.Диаграмма 1Выбор образовательными организациями вида метапредметной диагностикиКомплексная диагностика познавательных УУДВ последние годы Москва проводит стартовую диагностику познавательных УУД в 5-х и 10-х классах, цель которой – оценка уровня их сформированности у выпускников соответствующей ступени и определение их готовности продолжить обучение на следующей ступени образования. В 2013-2014 учебном году в рамках сопровождения введения ФГОС в 6-х классах были разработаны измерительные материалы для итоговой диагностики, целью которых было определение продвижения учащихся в овладении универсальными учебными действиями.В рамках этих диагностик измерительные материалы конструируют на контексте различных предметов, изучаемых в соответствующем классе или на соответствующей ступени образования, с приоритетным использованием ситуаций практико-ориентированного характера и направлены на проверку всех блоков познавательных метапредметных умений:- умения, в основе которых лежит ознакомление учащихся с методами познания различных наук (наблюдение, опыты, измерения): формулирование идеи (предположения), которая проверяется в ходе наблюдения; описание хода опыта; формулирование выводов по результатам наблюдений;- умения, в основе которых лежит освоение школьниками логических приемов познания (определение структуры объекта; сравнение, анализ, объединение по общему признаку; классификация, ранжирование объектов; комбинирование известных алгоритмов деятельности), в том числе умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач (проблем);- чтение и понимание письменного текста (извлечение из текста информации, заданной в явном виде; сопоставление информации, содержащейся в разных частях текста; применение информации из текста и имеющегося запаса знаний для решения задач учебно-познавательного и учебно-практического характера);- работа с информацией (рисунками, схемами, таблицами, диаграммами, преобразование и интерпретация информации).Задания конструируют таким образом, чтобы проверить степень овладения способом деятельности: узнавание алгоритма и следование образцу, применение способа деятельности и преобразование способа деятельности (изменение известного алгоритма, самостоятельное установление последовательности действий при решении учебной задачи). При интерпретации результатов выделены три уровня овладения метапредметными умениями – низкий, средний, высокий. У 12% выпускников начальной школы и у 9% выпускников основной школы установлен низкий уровень овладения познавательными метапредметными умениями. Учащиеся узнают отдельные изученные способы действий и применяют их лишь для известных типовых ситуаций, на уровне простого воспроизведения действия. Для этих учащихся необходимы компенсирующие занятия по освоению всего спектра познавательных умений. 68% пятиклассников и 71% десятиклассников со средним уровнем сформированности метапредметных умений справляются с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно используют изученные алгоритмы действий на уровне их комбинирования, однако у каждого учащегося этой категории выявляются трудности в освоении тех или иных способов действий, по которым для дальнейшего успешного обучения необходима соответствующая целенаправленная коррекция. 20% тестируемых демонстрируют высокий уровень овладения познавательными метапредметными умениями. Эти учащиеся достаточно свободно владеют проверяемыми способами деятельности, могут комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач.Выпускники начальной школы успешно справляются с заданиями, проверяющими умения отвечать на вопросы по содержанию текста, используя явно заданную информацию, сопоставлять и интегрировать информацию из разных частей текста, делить текст на смысловые части, вычленять в тексте основные события, формулировать выводы по содержанию текста. Дефициты связаны с освоением умений находить и формулировать правила, закономерности, выводы, в том числе и по результатам наблюдений и опытов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формулировать элементарное обоснование высказанного суждения, а также простые оценочные суждения на основе текста.Десятиклассники успешно справляются с заданиями, проверяющими умения формулировать вывод по результатам исследований, выявлять причинно-следственные связи, сопоставлять информацию из разных частей текста, интерпретировать графическую информацию. По итогам диагностики отмечают дефициты в выполнении заданий, требующих самостоятельного описания хода опытов, классификации и определения структуры объектов познания, применения информации из текста при решении задач практико-ориентированного содержания и комбинирования алгоритмов действий с использованием математического аппарата при решении проблем.При проведении стартовой диагностики собирали дополнительную контекстную информацию, в частности, сведения об итоговых отметках каждого из участников по тем предметам, на базе которых конструировались задания диагностики. По результатам диагностики получена хорошая корреляция со средними школьными отметками. На диаграммах 2 и 3 показана зависимость среднего тестового балла школьников от средней школьной оценки по группе предметов, контекст которых использовался при составлении заданий диагностической работы. Линейный характер зависимости свидетельствует о том, что школьная успеваемость хорошо коррелирует с выявленным уровнем сформированности познавательных метапредметных умений.Диаграмма 2Диаграмма 3Это означает, что диагностика метапредметных результатов заменяет целый спектр предметных диагностик и при этом позволяет увидеть индивидуальные достижения и пробелы в интегрированном виде.Межпредметные диагностикиМежпредметные диагностики МЦКО проводит в течение двух последних лет. В таблице 2 представлено число участников двух диагностик 2013-2014 учебного года.Таблица 2Предмет проверки в рамках диагностики на базе предметов социально-гуманитарного блока – понятия высокого уровня обобщения, требующие конкретизации (государственная власть, семья, мораль, отношения человека и природы); многосмысловые понятия, требующие различения их значений в употребляемых контекстах; а также понятия, вклад в формирование которых вносит каждый из гуманитарных предметов. При выполнении заданий предполагалась работа с основным понятием на основе средств и способов, специфичных для каждого из предметов социально-гуманитарного цикла. Общим при этом было обращение к текстам как носителям информации. Опора на фрагменты текстов дает возможность минимизировать обращение к памяти учащихся и акцентировать внимание на проверке понимания содержания рассматриваемых понятий и их адекватного применения.В данной диагностике на базе предметов социально-гуманитарного цикла учащиеся продемонстрировали понимание содержания предложенных текстов (в большей мере тех, которые изучаются в рамках школьных программ), умение детализировать, правильно интерпретировать текст. Они достаточно свободно оперируют основными понятиями при работе с литературными и научно-популярными текстами на уровне общего понимания и простых логических операций с понятиями. Проблемными оказались задания, требующие развернутого высказывания, раскрытия конкретно-исторического и общечеловеческого содержания изученных понятий, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных суждений, объяснений, выводов, выражения собственной точки зрения по отношению к социальным реалиям, конкретизирующим понятие.Результаты этой межпредметной диагностики показывают, что необходимо активнее совершенствовать согласованность содержания образования по отдельным предметам, поскольку межпредметная интеграция важнейшее условие реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средство активизации их познавательной деятельности. В процессе обучения и текущего оценивания нужно по возможности использовать задания более сложного уровня (например, нахождение соответствия между высказываниями и их основными идеями), потому что задания с выбором одного ответа не всегда способствуют развитию мыслительных операций и активному формированию различных учебных умений и навыков.Освоение межпредметных понятий и закономерностей в рамках естественно-научного цикла направлено на понимание учащимися единства материи, форм ее движения, а также общих законов развития материального мира. Только на таком фундаменте возможно развитие у учащихся системного мышления и научного мировоззрения как ведущих критериев качества естественно-научного образования. Фактором выделения межпредметных понятий в естественно-научном цикле выступают признаки и свойства объектов познания и закономерности, существующие между объектами и процессами. Для проведения диагностики на базе предметов естественно-научного цикла выделены следующие группы понятий: вещество, молекулы, атомы (строение и свойства); энергия (источники энергии, преобразование и сохранение энергии); электромагнитное излучение (шкала электромагнитного излучения, свойства и применение электромагнитного излучения различных диапазонов).Результаты этого учебного года высокие: 94% обучающихся 10-х классов продемонстрировали овладение проверяемым спектром межпредметных понятий на базовом уровне, при этом 59% тестируемых достигли повышенного и высокого уровней подготовки.Московские десятиклассники успешно оперируют такими межпредметными понятиями, как молекула, атом, строение атома, вещество, различные виды энергии, в типичных учебных ситуациях на базе содержания одного учебного предмета. Отмечена положительная динамика по сравнению с аналогичной диагностикой учащихся 8-х классов в прошлом учебном году по выполнению заданий, которые проверяют основные модели, описывающие различные уровни строения вещества. Так же как и в диагностике прошлого года, отмечают серьезные дефициты при выполнении заданий, сконструированных на межпредметном контексте. Наибольшие трудности вызвали задания, которые требовали проведения комплексного анализа информации о различных свойствах веществ (физических, химических, биолого-химических), а также их физиологического воздействия на организм и грамотного использования в быту.При проведении диагностической работы на базе предметов естественно-научного цикла учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты, целью которой было получение контекстной информации о выборе десятиклассниками профиля обучения, а также мотивации к обучению в профильных классах. В анкете учащихся просили сообщить о том, сколько лет они учатся в данном образовательном учреждении, указать профиль класса, наиболее веские причины, которые послужили основанием для выбора именно этого профиля обучения, определить естественно-научный предмет, который труднее всего изучать в школе.Анализ результатов анкетирования показал высокий уровень мотивированности к обучению и сформированности профессиональных интересов у десятиклассников, принимавших участие в диагностической работе. Большинство из них добросовестно относятся к учебе, им интересно не просто изучать отдельные научные факты и явления, но и объяснять их, используя теоретические знания, решать творческие задачи (58%). Большая часть десятиклассников уверенно овладела умениями самостоятельного изучения материала.В анкете учащимся задавали два вопроса: о том, какой из естественно-научных предметов для них самый трудный и какие задания в тесте оказались наиболее сложными. Ответы на эти вопросы хорошо коррелируют друг с другом: 41% десятиклассников отметили, что самым трудным предметом естественно-научного цикла для них была химия, почти треть учащихся (29%) в качестве самого трудного предмета выбрали физику, а легче всего для большинства тестировавшихся оказалось изучение биологии. Соответственно и трудность заданий диагностики для учащихся распределилась примерно в таком же порядке. Труднее всего учащимся было отвечать на вопросы, которые были сформулированы на материале химии (63% десятиклассников) и физики (46% десятиклассников). Отмечу, что для значительной части учащихся (37%) существенные затруднения вызывает выполнение заданий, сформулированных на базе дополнительной текстовой информации. Иными словами, дефициты в данном случае лежат не столько в предметной области, сколько в области смыслового чтения.Результаты межпредметных диагностик, проводимых в Москве, позволяют говорить о необходимости совершенствования межпредметного взаимодействия на стадии проектирования учебного процесса внутри образовательной организации. В рамках предметного обучения необходимо увеличить долю заданий для текущего контроля, проверяющих читательскую грамотность, общелогические приемы познания, методологические умения, а также заданий, обучающих решению проблем, опирающихся на ситуации жизненного характера.Диагностика метапредметных результатов обучения в проектной и учебно-исследовательской деятельностиВ феврале 2014 года на базе материалов, подготовленных МЦКО, диагностику метапредметных результатов в проектной и учебно-исследовательской деятельности проводили в 8-х классах. В таблице 3 представлены данные об участии в диагностике за два учебных года.Таблица 3Рост числа участников в этом учебном году свидетельствует о заинтересованности школ в освоении инструментария оценивания метапредметных результатов обучения. Оценка сформированности универсальных учебных действий, прежде всего регулятивных и коммуникативных, требует организации непосредственного наблюдения за действиями детей в процессе выполнения какой-либо деятельности. Поэтому наиболее адекватной формой их оценки было проведение группового проекта. Такая форма позволяет оценить всю группу регулятивных действий, группу коммуникативных умений, связанных с особенностями взаимодействия при решении общей задачи, отдельные познавательные действия, например, навыки работы с информацией, а также умения использовать устройства и средства ИКТ для решения познавательной и/или коммуникационной задачи.Для проведения диагностики в этом учебном году школа могла выбрать один из трех видов групповой работы: познавательный проект «Москва глазами художника» (разработка концепции виртуальной выставки живописи, посвященной Москве); конструкторский проект «Любая игра будет интересной, если в ней есть идея» (разработка сценария познавательной настольной игры); исследовательский проект «Готовы ли мы к физическим нагрузкам?» (оценка функционального состояния системы дыхания).Более половины участников диагностики выбрали познавательный проект «Москва глазами художников» (или «Вернисаж»). Это может быть связано с тем, что этот проект требовал меньшей организационной подготовки, а также с тем, что познавательные проекты наиболее широко используются в учебном процессе.Проект «Москва глазами художников» предусматривал выполнение такого задания: придумать тематику и название выставки картин о Москве в рамках празднования Дня города, сформулировать цели и задачи выставки, отобрать картины и оформить выставочный стенд, а также провести презентацию выставки. Основной акцент при проведении этого проекта был сделан на работу с информацией (поиск, обработка, обобщение, структурирование, представление информации).Спектр тем, которые выбирали восьмиклассники для выставки картин, достаточно разнообразен: «Виды Москвы ХIХ века», «Московский Кремль. Прошлое и настоящее», «Зимняя Москва», «Москва православная», «Московские башни», «Такой разный Арбат», «Моя Москва», «Москва в гризайли».В конструкторском проекте («Настольная игра») основной акцент был сделан на владение навыками конструкторской деятельности. Учащиеся должны были продемонстрировать освоение различных логических действий в процессе разработки макета игрового поля и правил игры.В исследовательском проекте («Готовы ли мы к физическим нагрузкам?») от восьмиклассников требовалось владение методологическими умениями: проведение экспериментальных измерений, представление результатов в виде таблиц и графиков, формулирование выводов, адекватных полученным результатам. Восьмиклассники должны были измерить объем легких с помощью воздушного шара, измерить рост каждого участника проекта, сравнить полученные экспериментальные данные со средними расчетными данными для соответствующего возраста и роста и дать на основании сравнения рекомендации по выбору вида спорта. Этот проект выбрали 22% от общего числа участников. В перспективе исследовательские проекты должны стать востребованы, ведь формирование умений, связанных с пониманием методов научного познания, является одним из приоритетных направлений, наиболее полно реализующих деятельностный подход в преподавании предметов естественно-научного цикла.Диагностику проводили в рамках внутреннего мониторинга качества образования учитель и школьный психолог. Для оценивания ИКТ-компетентности учащихся рекомендовали привлечь также учителя информатики. Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдений приглашали наблюдателей (например, старшеклассников) – по одному-два человека на каждую группу. В ходе выполнения заданий учащиеся, работая в группах, создавали общий продукт, требующий вклада от каждого из участников группы. Согласно полученным результатам 83% учащихся достигли базового уровня сформированности регулятивных и коммуникативных УУД, из них 31,5% продемонстрировали способность к работе на повышенном уровне. Более 70% восьмиклассников овладели умениями работы с информацией, в том числе и средствами ИКТ. Между тем согласно протоколам экспертов на отдельных этапах выполнения проекта восьмиклассники испытывали затруднения. Наибольшие трудности учащиеся испытывали на этапе планирования, целеполагания и распределения обязанностей. Трудности на этапе планирования и распределения функций могли быть связаны с особенностями взаимодействия учащихся (давлением лидера, навязыванием позиций), однако скорее всего на этом этапе сказался иной фактор – восьмиклассники затруднялись спрогнозировать объем работы и выделить последовательность действий, соотнести свой замысел со временем, отведенным на выполнение работы. Как результат учащимся не хватило времени на выполнение проекта, в отчетах (протоколах) учителей часто встречались замечания о том, что «восьмиклассники работали медленно», «учащимся не хватило времени». Этот вид диагностики важен не только полученными результатами, но и тем, что учителя при этом осваивают грамотные способы оценки коммуникативных и регулятивных действий. То, чему они научились при организации диагностики, хорошо переносится в каждодневный учебный процесс. Ведь проектная и учебно-исследовательская деятельность одно из ведущих средств реализации новых требований стандарта второго поколения.Результаты всех диагностик в городе определяют отдельно по каждому заданию, группе заданий, проверяющих один и тот же элемент содержания или одно и то же умение. При этом анализ результатов проводят на нескольких уровнях: индивидуальные результаты каждого учащегося; результаты класса или школы в целом; средние результаты по округу и по всей выборке участников диагностике в городе.Статистико-аналитические формы по результатам каждого ученика, класса, образовательного учреждения размещены в Московском регистре качества образования (МРКО), в личных кабинетах образовательных учреждений и личных кабинетах обучающихся и родителей. Школы получают информацию не только о результатах каждого ученика, но и в целом о результатах каждого класса, о численности групп учащихся с разными уровнями подготовки, причем все эти данные приводят в сравнении со средними результатами по городу. Тем самым каждая диагностическая процедура ранжирует классы (или школы в целом) по полученным результатам.Московский регистр качества образования постоянно пополняется результатами диагностики образовательных достижений. Он может представлять результаты независимой оценки разным группам пользователей, в том числе и в динамике, обеспечивать руководителей и специалистов системы управления образованием разного уровня разнообразной аналитической информацией и создает условия для государственно-общественной оценки качества образования, включая осуществление контроля в формах общественного наблюдения.Алексей РЫТОВ, директор Московского центра качества образования
Комментарии