search
main
0

Нелепицы, лабиринты, квазипространство

Нейропсихологические приемы в работе логопеда

Ежегодно в школу поступают обучающиеся с самыми разнообразными особенностями развития, для которых необходимо создать максимально комфортные условия, способствующие успешному обучению. Однако данная категория учеников в силу нарушений развития различной степени тяжести достаточно сложно поддается эффективному воздействию специалистов в рамках массовой школы. Тем не менее, работая с разноуровневым контингентом ребят (как по нозологии, так и по степени тяжести проявлений), специалисты школьных психолого-педагогических служб вырабатывают достаточно успешные методы коррекционного воздействия, адаптируя их индивидуально, с учетом личностных особенностей.

Яркими и довольно частыми особенностями младших школьников, препятствующими успешному обучению, могут быть следующие проявления:

– органическая недостаточность ЦНС (нарушение баланса процессов возбуждения/торможения; синдромы гиперактивности и/или дефицита внимания, повышенная эпиготовность);

– слабость нервных процессов (утомляемость, низкая концентрация внимания, слабая переключаемость);

– нарушения эмоционально-волевой сферы (нарушения поведения и общения, импульсивность, агрессивность, обидчивость, злопамятность);

– психическая неустойчивость (эгоцентризм, быстрая смена настроения);

– несформированная произвольная саморегуляция.

Поскольку ни одна проблема психического развития не является изолированной, коррекционная работа должна охватывать многие звенья нарушенной функциональной системы и приобретать комплексный характер воздействия. Видимый «фасад» больше акцентирует наличие, например, речевых нарушений или СДВГ. На самом деле в той или иной степени страдают все формы и уровни поведения ребенка. Это связано с системно-динамическим строением психических процессов (психические функциональные системы строятся из многих звеньев; эти системы формируются в онтогенезе (не врожденные), они произвольны и при необходимости включают компенсаторные процессы; все психические функциональные системы опосредованы речью).

Для повышения эффективности логопедической работы в коррекционный процесс мы включаем упражнения по развитию навыков планирования и организации деятельности, произвольного внимания, самоконтроля, рефлексии. Видимые результаты в такой работе приносит применение упражнений в рамках концепции метода замещающего онтогенеза.

Это задания, направленные на развитие координации и общей моторики, произвольного внимания, базовых сенсомоторных взаимодействий, графической деятельности, глазодвигательных операций, различных видов памяти, пространственных и квазипространственных представлений, различных видов гнозиса, номинативных процессов и вербальной памяти, развитие интеллекта и смыслообразующей функции речи.

Всем известные задания для развития восприятия, внимания и мышления (поиск предмета на картинке, упражнения по типу корректурной пробы, поиск отличий на картинках, прохождение лабиринтов, работа с зашумленными и наложенными изображениями, работа с нелепицами, выборочное чтение букв/слогов/слов) включаются в материал логопедических занятий и обязательно оречевляются: в процессе выполнения заданий ребенок может проговаривать вслух свои действия и размышления; по окончании задания логопед с ребенком беседуют по отработанной картинке, уточняют сложные моменты.

Особое внимание уделяется толкованию слов, непонятных для ребенка. В процессе индивидуального занятия учитель-логопед может заметить по поведению школьника, какие слова вызывают у него сомнение, и понятно объяснить их ученику. Для закрепления объяснения сразу же предлагаются задания с целью активизировать память и наблюдательность ребенка: вспомнить, в каких ситуациях употребляется растолкованное слово, где и когда ребенок его слышал раньше, подумать над происхождением данного понятия, воспользоваться этимологическим словарем, подобрать родственные слова. При этом логопед должен стараться выбрать материал, максимально приближенный именно к социальной ситуации ребенка, чтобы тот увидел «доказательства» частого использования данного понятия в своей собственной жизни. Именно подробное толкование непонятного слова с максимально широким спектром примеров его употребления упрочивает в памяти обучающегося и смысл нового слова, и его связи с другими понятиями, что помогает ребенку эффективнее осваивать систему родного языка и успешно применять материал в речевой практике.

Для успешной логопедической работы с данной категорией детей обязательным будет пункт развития III функционального блока мозга, так как практически у всех категорий ОВЗ страдает произвольная регуляция. Это проявляется:

– в трудностях вхождения в задание (замедленное по сравнению с другими детьми включение в работу), ориентировки в требованиях, контроля за выполнением задания;

– в затруднениях или невозможности построения программы, ее упрощении;

– в повторении программы или ее частей, то есть инертности;

– в импульсивности и высокой отвлекаемости;

– в трудностях переключения между заданиями.

Для коррекции перечисленных нарушений мы применяли задания на удержание программы, например: работа с ритмическим кругом (выкладывание последовательностей фигур на «циферблате» ритмического круга по заданной закономерности), выборочная запись по заданному правилу (из прочитанного вместе с логопедом слова ребенок записывал только гласные звуки); корректурные пробы на картинном и буквенном материале; чтение слоговых таблиц по правилам (построчно, столбиками, через ячейку); работа на речевом материале с подключением движений общей моторики (поднятие левой/правой руки, ноги, приседания).

Неожиданным для нас стал опыт довольно успешного выполнения детьми с ОВЗ заданий из тренажеров по обучению скоро­чтению, которые рассчитаны на категорию успешных школьников с высокой мотивацией к обучению. Некоторые нестандартные задания, разработанные для хорошо читающих детей или первоклассников, твердо знающих буквы (например, чтение разноразмерных перепутанных местами букв в слове по принципу от большой к маленькой, корректурные пробы на буквенном материале с вырисовыванием определенных фигур, чтение буквенных паутинок), с удовольствием были приняты первоклассниками с ОВЗ (ТНР, РАС, ЗПР) и достаточно успешно выполнялись.

Поиск специалистом материала для логопедических занятий не следует ограничивать ассортиментом коррекционно-развивающих заданий, но надо пробовать упражнения и более сложного уровня, ведь каждый ребенок уникален, невозможно спрогнозировать заранее, какая подача учебного материала окажется для него наиболее удобной и доступной.

Наталия ТУБА, учитель-логопед школы №113

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте