Самоизоляция, дистанционное обучение обнажили серьезные проблемы в организации труда и отдыха работников системы образования. 2021 год в Общероссийском Профсоюзе образования посвящен охране и укреплению здоровья, занятиям физической культурой и спортом, чтобы повысить качество и продолжительность жизни в условиях новых вызовов.
Большая часть рабочего времени педагога протекает в эмоционально-напряженной обстановке: постоянная концентрация внимания, усталость от больших групп детей, конфликтов с родителями, высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Эти факторы оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства. Однако подавление эмоций не приводит к успокоению, а, напротив, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Мы буквально «сгораем» на работе, не давая отрицательным эмоциям разрядки, не освобождаясь от них. Эмоции тлеют, а затем превращаются в «пламя».
Синдром эмоционального выгорания развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Говоря простым языком, мы теряем силы, ничего не хочется делать… «Запах горящей психологической проводки» – метко охарактеризовал синдром выгорания американский писатель-эссеист Ланс Морроу.
В первичной профсоюзной организации нашего детского сада насчитывается более 20 педагогов. Я председатель первички, по основной должности – педагог-психолог. Поэтому мне, как никому другому, важно эмоциональное благополучие наших сотрудников. Организую цикл тренингов по профилактике эмоционального выгорания для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний. Педагоги знакомятся с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения, обучаются методам саморегуляции, психотехническим приемам, которые способствуют стабилизации эмоционального состояния и помогают изменить отношение к стрессовой ситуации. В ходе тренингов используются игровые, арт-терапевтические методы, релаксационные техники и психогимнастические упражнения.
Тренинг способствует снижению уровня эмоционального выгорания педагогов, формированию позитивного отношения к себе, к жизни и повышению мотивации к профессиональной деятельности.
Сохранение физического и особенно психологического здоровья педагога – необходимое условие повышения качества образовательного процесса. Будьте здоровы!
Екатерина КИЧАЙКИНА, педагог-психолог детского сада №170 города Иваново
Комментарии