search
main
0

Не оскорби ближнего своего. ​Записки Виктора Болотова

Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, выступая на заседании Всемирного русского народного собора, заявила, что в будущем было бы неплохо включать в ряды экспертов школьной учебной литературы представителей различных религиозных конфессий. В первый момент, услышав такое, недолго и испугаться. Но не стоит паниковать, лучше внимательно разобраться, что имеется в виду и есть ли в этой идее рациональное зерно.

Экспертиза учебной литературы – серьезный многоступенчатый процесс, рассматривающий каждый учебник, каждое пособие, каждый УМК с разных сторон. Специалисты РАН проверяют, насколько та или иная книга соответствует современным научным представлениям о мире. Эксперты РАО отвечают на вопросы дидактической сообразности издания, оценивают,  комфортно ли будет работать с ним учащимся определенного возраста. Бессмысленно ведь предлагать малышам информацию, изложенную сухим языком энциклопедий, точно так же как нельзя преподавать физику в старшей школе с помощью комиксов. Рецензируя учебники, можно принимать во внимание множество нюансов и деталей. Так, однажды мне попалось исследование, сделанное в США, где авторы, проанализировав ряд учебников, пришли к выводу, что многие из них провоцируют гендерное неравенство, формируя у детей стереотипы поведения. Потому как девочки, упоминания о которых встречаются в заданиях, все как одна хорошие и прилежные, а мальчики, напротив, бестолковые хулиганы, сделанные, если вспомнить Маршака, «из колючек, ракушек и зеленых лягушек». Я сейчас не обсуждаю, правы были американские коллеги или нет, но сам угол зрения весьма любопытен и имеет право на существование.В наше взрывоопасное время, полное нетерпимости и межнационального непонимания, авторы учебной литературы должны быть особенно осторожны в своих оценках и высказываниях. Вы помните, наверное, скандал, разразившийся несколько лет назад вокруг одного из учебников, где в связи с военными средневековыми конфликтами некоторые наши народы-соседи описывались весьма нелицеприятно. Еще в одном пособии черным по белому было написано, какая именно нация распяла Христа. На мой взгляд, подобные выпады недопустимы: известно ведь, что все столкновения и войны начинаются по границам религий и национальностей. Поэтому, думаю, было бы правильно привлечь представителей основных вероучений к экспертизе учебников по литературе, истории, краеведению, обществознанию с целью выяснить, нет ли в книгах нападок на ту или иную религию, оскорблений по национальному признаку, не возбуждают ли они негативное отношение к отдельным конфессиям. Предвижу возражения: в России церковь отделена от государства, а школа – это светский институт. Все так. Но веротерпимость – аспект государственной политики. Поэтому перед священнослужителями надо ставить конкретный вопрос, относящийся исключительно к «политкорректной» составляющей того или иного учебника. Не в их праве будет запретить преподавать в школе теорию Дарвина, но лишний раз обратить внимание на то, соблюдаются ли в учебной литературе принципы взаимного уважения и веротерпимости, вполне разумно.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте