Пришло сообщение: «Дорогая Татьяна Ивановна. Вы мое самое лучшее и светлое воспоминание о школе, которую сколько живу, столько и буду ненавидеть. Маша». Далее указана ее теперешняя фамилия, в скобках – прежняя. И приписка: «Может, вы помните меня?»
Конечно, помню. Те пять лет, что я работала воспитателем в группе продленного дня, остались в моей памяти на всю жизнь. Таких золотых детей у меня не было больше никогда.В массовую школу я пришла после 8 лет работы в специнтернате для умственно отсталых детей. Тогда мой сын пошел в первый класс, и я решила, что надо быть рядом с ним. Ставки преподавателя не было, и я согласилась на должность воспитателя в группе продленного дня. С трудом набрала нужное количество ребят из трех разных классов. (На второй год заявлений было столько, что пришлось взять еще одного воспитателя.)После зимних каникул в группу пришла новенькая – Маша Петрова. Ее привела мама: «Я работаю на фабрике ткачихой. Сейчас нас переводят работать в две смены. И Маша будет дома одна. Она очень бойкая, как бы чего не натворила. И в учебе одни двойки. Каждый день со слезами в школу провожаю». Я посмотрела на девочку, которая стояла рядом с мамой. Она была похожа на ежика. Взъерошенная, с короткой стрижкой. Держалась независимо, всем своим видом говоря: «Можете и не брать, мне все равно». – Ну что делать? У нас уже есть Маша Новикова, пусть будет еще и Петрова,- сказала я, пытаясь погладить по голове новую воспитанницу. Девочка резко оттолкнула руку и недовольно произнесла: «Не надо меня гладить, я не собака». В это время все ребята выполняли домашнее задание. Обстановка была деловая. Действовало правило – ты можешь делать все, только не мешать товарищам. Родители одного мальчика, художники, по моей просьбе изготовили стенды со справочными материалами по математике и русскому языку. Во время подготовки уроков каждый мог подойти и пользоваться этими справочниками. О строгой дисциплине речи не шло, тем не менее стояла тишина. Иногда кто-то из ребят подходил ко мне и тихонько о чем-то спрашивал. Большинство были хорошистами или отличниками, двоечников не было. Однажды произошел курьезный случай. Я пошла в столовую пить чай, когда дети делали уроки. Другой возможности перекусить у меня не было. Заходит директор. Увидев меня, удивленно спрашивает: – А где дети?- В классе, делают уроки!- В каком классе? Какие уроки? Я шла мимо, там полнейшая тишина! Я опешила: куда могли деться 29 человек? Меня не было всего-то 15 минут! Подойдя к классу, за дверью которого стояла тишина, я и вправду подумала, что ребята ушли. И что же? Все сидели и занимались. Те, кто выполнил задания, спокойно читали книги. У нас действовало правило – книги, которые ребята прочитали дома, они потом приносили в группу. Каждый вел свой читательский дневник.Надо было видеть лицо директора. Растерянно разведя руками, почему-то на цыпочках она вышла из класса. Машу я посадила за последнюю парту. «Ну вот я и в классе сижу на последней», – начала бубнить она. Ко мне подошла Лена Галкина, моя первая помощница. Круглая отличница была лидером в группе. Ребята ее уважали. Я доверяла ей проверять выполнение домашних заданий.- Татьяна Ивановна, зачем вы взяли Машу? Она в классе себя плохо ведет.Первый раз меня Лена огорчила. «Садись на место, я сама разберусь», – строго сказала я. Неожиданно Маша с криками «Врушка! Ябеда!» ринулась к Лене. Я остановила ее, приобняла: «Ну чего ты раскипятилась? У каждого может быть свое мнение. Такое мнение у Лены. Она имеет право на него, как и ты на свое. Может быть, она не права, но кулаками ничего решить нельзя». На другой день, придя в школу, я встретила учительницу девочки Марину Николаевну. Та, еще не дойдя до меня, начала кричать: «Татьяна Ивановна, зачем вы взяли Петрову? Она неуправляемая. Это несчастье мое, учиться совсем не способна, ей место среди дебилов».- Я пока не могу судить о ее умственных способностях, но то, что Маша не дебил, могу сказать с полной определенностью. Я проработала с ними 8 лет, – еле остановила я поток жалоб. День ото дня Маша все больше прикипала к моему сердцу. Она была неординарным ребенком. Вожак по натуре, не могла претендовать на это в группе, где уже признанные лидеры превосходили ее по многим качествам. Зато в играх ей не было равных. Смотреть на Машку в зимней игре «царь горы» было сплошное удовольствие. С сияющими глазами победоносно смотрела она на всех сверху, и даже у мальчишек не было шанса столкнуть ее оттуда. У нас был кукольный театр. Дети сами писали сценарии, изготавливали кукол. Вместе с родителями шили им костюмы. Спектакли показывали в школе, на каникулах – в детских садах. Когда пришла Маша, мы уже распределили роли. Девочка заявила, что согласна только на главную роль. Но с этим была проблема. У Маши была плохая дикция. Пришлось дать ей роль Ежика, у него почти не было слов, но появлялся он во всех сценах. Маша согласилась неохотно. Но я-то знала главную тайну кукольного театра. Когда дети сами делали кукол, то влюблялись в них. То же случилось и с нашей упрямицей. Она так полюбила своего Ежика, что часто просила разрешения взять домой. А какой красивый костюм ему сшили! Но каково было мое удивление, что, никому не говоря, Маша с мамой сшили и платье для героини Лены Галкиной. Кстати, девочки очень подружились, я сразу попросила Лену помочь Маше в учебе. Потом Маша сама стала справляться, но они остались лучшими подругами. Напротив школы располагался небольшой цех кондитерских изделий. Там работала мама Володи Самошина, которая предложила делать нам коробки для торта. Я принесла образец ребятам, сказав, что если мы заработаем деньги, то поедем в Ленинград. Идея всем понравилась. Все было по-взрослому. В бухгалтерии заключили договор. Нам привозили шаблоны, и мы делали коробки. Организовали бригады, выбрали бригадиров, создали ОТК. Был у нас свой бухгалтер Володя Самошин, у него по математике были всегда пятерки. Машу выбрали бригадиром. Она готова была делать две нормы, чтобы ее бригада была лучшей. Учебный год подходил к концу. Я провела родительское собрание, как надо подготовить ребят к поездке. Пошла за разрешением к директору. В кабинете, случайно или нет, оказалась Машина учительница Марина Николаевна. Директор сказала: «Разрешение дам, если вы исключите из списка Петрову». – У меня к ней претензий нет. – А вот у меня есть! – тут же вступила в разговор Марина Николаевна. – Да, Петрова стала лучше учиться, но ее поведение… Как вы можете брать в поездку непредсказуемого ребенка? Нельзя давать такое разрешение! Я очень расстроилась: что я скажу Маше? Да и как я ребятам объясню? И тут у меня созрел план. Я решила поговорить с Машиной мамой. Объяснила женщине ситуацию и предложила поехать с нами. Это будет выглядеть так, будто она сама везет своего ребенка в Ленинград. Мама радостно согласилась. Маша поехала с нами, и у меня появился помощник. Это была замечательная и незабываемая поездка.После того как Маша нашла меня в Интернете, мы встретились. Маша замужем, и у нее растет прелестная дочка. У нее очень хороший и красивый дом. Маша показывала его с гордостью. Мы пили чай, вспоминали нашу прежнюю жизнь и золотых ребят, которые ходили в группу. Татьяна БАДАНОВА, д. Хмельники, Родниковский район, Ивановская область
Комментарии