search
main
0

Не надо меня гладить, я не собака. Непридуманная история

Пришло сообщение: «Дорогая Татьяна Ивановна. Вы мое самое лучшее и светлое воспоминание о школе, которую сколько живу, столько и буду ненавидеть. Маша». Далее указана ее теперешняя фамилия, в скобках – прежняя. И приписка: «Может, вы помните меня?»

Конечно, помню. Те пять лет, что я работала воспитателем в группе продленного дня, остались в моей памяти на всю жизнь. Таких золотых детей у меня не было больше никогда.В массовую школу я пришла после 8 лет работы в специнтернате для умственно отсталых детей. Тогда мой сын пошел в первый класс, и я решила, что надо быть рядом с ним. Ставки преподавателя не было, и я согласилась на должность воспитателя в группе продленного дня. С трудом набрала нужное количество ребят из трех разных классов.  (На второй год   заявлений было столько, что пришлось  взять  еще одного воспитателя.)После зимних каникул в группу пришла новенькая – Маша Петрова. Ее привела мама: «Я работаю на фабрике ткачихой. Сейчас нас переводят работать в две смены. И Маша будет дома одна.  Она очень бойкая, как бы чего не натворила. И в учебе одни двойки. Каждый день со слезами в школу провожаю». Я посмотрела на девочку, которая стояла рядом с мамой. Она была похожа на ежика. Взъерошенная, с короткой стрижкой. Держалась независимо, всем своим видом говоря: «Можете и не брать, мне все равно». – Ну что делать? У нас уже есть Маша Новикова, пусть будет еще и Петрова,-  сказала я, пытаясь  погладить по  голове новую воспитанницу. Девочка резко оттолкнула  руку и недовольно  произнесла: «Не надо меня гладить, я не собака». В это время  все ребята выполняли домашнее задание. Обстановка была деловая.  Действовало правило  – ты можешь делать все, только не мешать товарищам. Родители одного мальчика,  художники, по моей просьбе  изготовили  стенды со справочными материалами по математике и русскому языку. Во время подготовки уроков  каждый мог подойти  и  пользоваться этими справочниками. О строгой дисциплине речи не шло, тем не менее   стояла тишина.  Иногда кто-то из ребят подходил ко мне и тихонько о чем-то спрашивал. Большинство  были хорошистами или отличниками, двоечников не было. Однажды  произошел курьезный случай.      Я пошла   в столовую пить чай, когда дети делали уроки. Другой возможности перекусить у меня не было.  Заходит директор. Увидев меня,  удивленно спрашивает: – А где  дети?- В классе, делают уроки!- В каком классе? Какие уроки? Я  шла мимо, там полнейшая тишина! Я  опешила: куда могли деться 29 человек? Меня не было всего-то 15 минут! Подойдя к классу, за дверью которого стояла тишина, я и вправду  подумала, что ребята ушли.   И что же? Все сидели и занимались. Те, кто выполнил  задания, спокойно читали книги. У нас  действовало правило – книги, которые ребята  прочитали дома,  они потом   приносили в группу. Каждый вел свой читательский дневник.Надо было видеть лицо директора.  Растерянно разведя руками,  почему-то на цыпочках  она вышла из класса. Машу я  посадила  за последнюю парту. «Ну вот я и в классе сижу на последней», – начала бубнить она. Ко мне подошла Лена Галкина, моя первая помощница.  Круглая отличница была лидером в группе. Ребята ее уважали. Я доверяла ей проверять выполнение домашних заданий.- Татьяна Ивановна, зачем вы взяли Машу? Она  в классе себя плохо ведет.Первый раз меня Лена огорчила. «Садись на место, я сама разберусь», – строго сказала я. Неожиданно  Маша  с криками «Врушка! Ябеда!» ринулась к Лене. Я остановила ее, приобняла: «Ну чего ты раскипятилась? У каждого может быть свое мнение. Такое мнение у Лены. Она имеет право на него, как и ты на свое. Может быть, она не права, но кулаками ничего решить нельзя».  На другой день, придя в школу, я встретила  учительницу девочки Марину Николаевну. Та, еще не дойдя до меня, начала кричать: «Татьяна Ивановна, зачем вы взяли Петрову? Она неуправляемая. Это  несчастье мое, учиться совсем не способна, ей место  среди дебилов».-  Я пока не могу судить о ее умственных способностях, но то, что Маша не дебил,  могу сказать  с полной определенностью. Я проработала с ними 8 лет, – еле остановила я поток жалоб. День ото дня Маша  все больше прикипала к моему сердцу. Она была неординарным ребенком. Вожак  по натуре,   не могла претендовать на это в группе, где уже признанные лидеры превосходили  ее по многим качествам.  Зато  в играх ей  не было  равных.  Смотреть на Машку в зимней игре «царь горы» было сплошное удовольствие. С  сияющими  глазами победоносно   смотрела она  на всех сверху, и даже у мальчишек не было шанса столкнуть ее оттуда. У нас  был  кукольный театр. Дети  сами писали сценарии, изготавливали кукол. Вместе с родителями шили им костюмы. Спектакли показывали в школе,  на каникулах – в  детских садах. Когда пришла Маша, мы уже распределили роли. Девочка заявила, что согласна только на главную роль. Но с этим была проблема. У Маши была плохая дикция. Пришлось дать ей роль Ежика, у него почти не было слов, но появлялся  он во всех сценах. Маша  согласилась неохотно. Но я-то знала главную тайну кукольного театра. Когда дети сами делали кукол, то  влюблялись в них.  То же случилось и с нашей упрямицей. Она так полюбила своего Ежика, что часто просила разрешения взять  домой. А какой красивый костюм ему  сшили! Но каково было мое удивление, что, никому не говоря, Маша с мамой сшили и платье для  героини Лены Галкиной.   Кстати, девочки очень  подружились,  я сразу попросила Лену помочь Маше в учебе. Потом  Маша  сама стала  справляться, но они  остались лучшими подругами. Напротив  школы располагался небольшой цех кондитерских изделий.   Там работала мама  Володи Самошина, которая  предложила делать нам  коробки для торта. Я   принесла образец ребятам, сказав, что если мы  заработаем деньги, то поедем в Ленинград. Идея всем понравилась.  Все было по-взрослому. В бухгалтерии заключили договор. Нам привозили шаблоны,  и мы делали коробки.  Организовали бригады, выбрали бригадиров, создали ОТК. Был у нас   свой  бухгалтер  Володя Самошин, у него по математике были всегда пятерки. Машу выбрали бригадиром. Она готова была делать две нормы, чтобы ее бригада была лучшей. Учебный год подходил к концу. Я провела родительское собрание, как надо подготовить ребят к поездке. Пошла за разрешением к директору. В кабинете, случайно или нет,  оказалась Машина учительница Марина Николаевна.  Директор сказала: «Разрешение дам, если вы исключите из списка Петрову». –  У меня к ней претензий нет. – А вот у меня есть! – тут же вступила в разговор Марина Николаевна. – Да, Петрова стала лучше учиться, но  ее поведение… Как вы можете брать в поездку непредсказуемого ребенка?  Нельзя давать такое разрешение! Я очень расстроилась: что я скажу Маше? Да и как я ребятам  объясню? И тут у меня созрел план. Я решила поговорить с Машиной мамой.   Объяснила женщине ситуацию и  предложила поехать с нами. Это будет выглядеть так,  будто она сама везет своего ребенка в Ленинград.  Мама  радостно согласилась. Маша поехала с нами, и у меня появился помощник.  Это была замечательная и незабываемая поездка.После того как Маша нашла меня в Интернете, мы встретились. Маша  замужем, и у нее растет прелестная дочка.  У нее очень хороший и красивый дом. Маша показывала  его с гордостью. Мы пили чай, вспоминали нашу прежнюю жизнь и  золотых ребят, которые ходили в группу.      ​Татьяна БАДАНОВА, д. Хмельники, Родниковский район, Ивановская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте