search
main
0

Не имитация, не профанация, а серьезное дело

​Сегодня диалоги и дискуссии об инклюзивном образовании связаны с широким спектром социальных, политических и профессиональных контекстов.

Инклюзивное, или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (но не только с особенностями психофизического развития) в общеобразовательных (массовых) школах.В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы.Подобное упрощение рождает много противоречий между специальным и общим образованием, приводя к необратимым и разрушительным решениям, связанным с планомерным сокращением числа коррекционных школ.Российскую модель определяют как модель «поглощения» и высказывают серьезные опасения относительно неготовности системы общего образования принять принципы инклюзии.Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого образования, условий для обучения разных детей с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.Что же нужно изменить в образовании, чтобы оно стало инклюзивным? Хорошо понимая, что массовая школа имеет границы допускаемых в ней изменений, назову основные критерии соответствия:- наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, закрепляющего инклюзивное образование и обеспеченность его экономической основы;- системные преобразования учебно-воспитательного процесса, его организационных форм и ценностных установок;- наличие индивидуальной системы поддержки и специальных образовательных условий для нуждающихся детей;- налаженная система ранней комплексной помощи;- наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и специалистов сопровождения, в том числе тьюторов;- методическая поддержка массового учителя со стороны коррекционных педагогов;- инклюзивное образование сможет достичь своей цели только тогда, когда оно будет реализовано на всех ступенях образования – от детского сада до вуза.Сложность и необеспеченность задачи построения включающего образования рождает тенденцию упрощения, примитивизации необходимых изменений. Самым отрицательным эффектом стихийности внедрения инклюзии может стать восприятие проблемы инклюзивного образования как модной темы, изменения образования только на организационном и административно-управленческом уровне. Это рождает опасность имитации инклюзии и через это дискредитации самой идеи инклюзивного образования.На сегодняшний день, так как инклюзивное образование не определено никакими нормативными актами, а российский опыт инклюзии связан с длительным этапом экспериментального режима работы и авторской адаптацией условий образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, остро встает вопрос качества самого процесса включения, профессиональной оценки его эффективности относительно различных категорий детей.В условиях административной стратегии внедрения инклюзии в образование важным становится оценка готовности того или иного образовательного учреждения к реализации инклюзивного подхода, работа с рисками, корректировка ошибок. Теперь мы хорошо понимаем, что школа проходит два основных этапа – этап подготовки к инклюзивной стратегии развития и этап реализации изменений в управлении, культуре и практике образовательного процесса. Даже при наличии приказов сверху и общей установки не каждая школа готова стать по-настоящему инклюзивной школой. Наличие ребенка с инвалидностью в школе не делает ее инклюзивной. Зачастую определение школы как инклюзивной приобретает формальный характер и основывается только на подсчете детей с ОВЗ, что приводит к искажению реального представления об инклюзии. Необходима экспертная оценка степени готовности школы и существующих в ней условий.Инклюзивной школа становится только тогда, когда в ней созданы специальные образовательные условия для обучения детей с различными образовательными потребностями, подготовлен коллектив, выстроена разновариативная (универсальная) образовательная среда.Мониторинг Института проблем инклюзивного образования МГППУ показал, что на существование в школе специальных образовательных условий рассчитывают 88% от группы родителей детей с ОВЗ. Наиболее актуальны специальные образовательные условия:- система психолого-педагогического сопровождения,- индивидуальная программа обучения ребенка,- доступная архитектурная среда.Необходимо разрабатывать Стандарт специальных условий общего образования или минимальные пакеты СОУ под разные потребности детей с ОВЗ.На фоне развития инклюзивных процессов меняется роль родителей. Родитель стал основным заказчиком образовательной услуги, и его отношение определяет не только финансовую состоятельность школы, но и программу ее развития. Но в этом отношении тот договор, который образовательное учреждение заключает с каждым из своих родителей, родителей учеников, к сожалению, не имеет сегодня юридической силы. Эта ситуация очень влияет на установление механизма социального партнерства и действительно заинтересованную и ответственную позицию родителей. Хотя, с другой стороны, именно родители на сегодняшний день приводят в школу вслед за своим ребенком тьютора или сопровождающего специалиста, потому что у школы нет такого специалиста – подготовленного тьютора, или сами становятся такими тьюторами, а без тьютора очень многим детям, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата, конечно, крайне сложно и добраться до школы, и обучаться в этой школе.Под влиянием активности средств массовой информации постепенно меняется отношение родителей обычных детей к совместному обучению. Исследования показывают, что родители обычных детей в наибольшей степени опасаются переключения внимания педагогов на детей с ОВЗ в ущерб их детям. Родители особых детей ожидают от образовательного учреждения специальных условий и индивидуальной поддержки и склонны видеть основной результат инклюзии в повышении адаптационных возможностей своего ребенка. Механизмы социального партнерства и взаимной ответственности за развитие и обучение детей должны стать основными правилами взаимодействия школы и родителей.Сейчас про образование говорят многие, важно, кто делает это образование. Именно учитель – «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику. Ключевой проблемой стала профессиональная и психологическая неготовность учителей массовых школ к включению детей с инвалидностью в обычный класс. По-прежнему основной акцент на том человеке, который делает это образование. А делает это образование сегодня обычный учитель массовой общеобразовательной школы. Этот учитель внутри себя имеет очень много психологических, профессиональных барьеров для того, чтобы принять принципы инклюзии. В Москве работают уникальные учителя, а когда мы ездим по регионам Российской Федерации, общаемся с другими учителями, те задают нам абсолютно правомерные вопросы: во-первых, я не получал такого специального образования, я получил общепедагогическую подготовку по конкретному предмету, который преподаю в школе; во-вторых, я никогда не обучал таких детей, научите меня, как они воспринимают, как они мыслят и как мне нужно с ними общаться (это очень серьезные вопросы), в-третьих, почему я должен это делать, если я 20 лет обучал одних и тех же 20 одинаковых детей, а сейчас вы хотите, чтобы эти дети были разными? Это барьеры очень серьезного и профессионального, и психологического свойства, свидетельствующие о неготовности учителя. Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Наблюдения показывают, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи ребенка и принятие его в среде сверстников. Для этого его необходимо подготовить к такой практике, обеспечить необходимыми методическими и программными материалами.МГППУ разработал федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», в котором впервые определена необходимость подготовки специалистов для инклюзивного образования. Открыта магистратура, разработаны программы повышения квалификации для категорий слушателей. В рамках Учебно-методического объединения вузов, работающих по этому стандарту (а их 73), открыта секция «Психология и педагогика специального и инклюзивного образования», основной задачей которой является разработка и рассмотрение основных образовательных программ, учебных пособий и учебников для подготовки педагогических кадров в сфере инклюзивного образования.Какова цена инклюзии? Этот вопрос – один из самых острых вопросов развития инклюзивного образования. Типичное мнение по этому вопросу – суждение о том, что инклюзивное образование крайне дорого. Да, если рассматривать масштаб необходимых изменений на сегодняшний день, да еще в ведомственных границах финансирования.Нет, если рассчитать экономический эффект от того, что дети, прошедшие опыт инклюзивного образования, вырастут и уже не будут находиться на иждивении у государства, а смогут включиться в экономику страны и быть полезными ей, а главное – будут принятыми теми, с кем они когда-то вместе учились.Для того чтобы принципам инклюзии соответствовала каждая школа, каждое образовательное учреждение, они должны измениться. Это очень глубокие изменения, они не только организационного, административно-управленческого свойства, они прежде всего ценностного и нравственного свойства, в этом отношении, конечно же, общее образование сегодня крайне сопротивляется этим изменениям.Говорить сегодня о готовности образовательных учреждений, о полной готовности системы к восприятию инклюзивных требований крайне преждевременно. Но здесь нужна определенная эволюционность, а не какое-то очень резкое революционное изменение системы образования. Ожидать того, что инклюзивное образование заменит собой специальные условия полностью, тоже очень сложно. Хотя я не согласна с тезисом о том, что инклюзия не предполагает существования в общеобразовательном учреждении специалистов. Нет, как раз наоборот, именно специалисты и наличие системы психолого-медико-педагогического сопровождения, в том числе прежде всего психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении, есть главное требование осуществления инклюзивных принципов в системе общего образования.Поэтому приоритетнейшая задача в развитии инклюзивного образования заключается не только в повышении квалификации педагогических кадров. Те программы, которые сегодня разработали в российских вузах, нацеленные на повышение квалификации педагогов, руководителей школ, заведующих и методистов детских садов, обычных воспитателей, уже недостаточны. Хотя, безусловно, это очень важная мера, и государство, и регионы уделяют этому очень большое внимание. Нужно говорить о подготовке, о введении определенных модулей в общепедагогическую подготовку кадров. Говорят, если мы будем готовить учителя к инклюзии, то потратим на это 15 лет, а если мы изменим программу подготовки этого учителя, его обучения в вузе, мы потратим на это пять лет. Это очень важный вопрос.Сегодня в рамках федерального государственного образовательного стандарта разработаны программа и направление, психолого-педагогическое направление – психолого-педагогическое образование, разработана программа «Организация инклюзивного образования». В семи вузах Российской Федерации набраны магистратуры, реализуются магистерские программы. И в двух вузах, в Новосибирске и Красноярске, уже открыт бакалавриат по подготовке таких специалистов.Другой вопрос, конечно же, где взять учебно-методические комплекты, разработаны ли учебники для реализации этих основных образовательных программ подготовки педагогов?Я полностью поддерживаю важное замечание, связанное с экспертизой готовности образовательного учреждения к реализации инклюзивной практики и с профессиональной экспертизой, профессиональной экспертной оценкой инклюзивных образовательных условий в системе образования региона или отдельного города. Почему? Потому что инклюзивная практика в течение многих лет развивалась действительно спонтанно. Есть определенные феномены имитации инклюзий и отсутствия по-настоящему грамотно выстроенной инклюзивной практики, эксперименты и апробации, которые наложили какие-то интерпретации на инклюзивное образование. И если мы хотим не сфальсифицировать, не дискредитировать идею инклюзивного образования, а по-настоящему выстроить наше образование как инклюзивное, необходимо делать это сразу правильно под определенной профессиональной экспертизой этого процесса.Светлана АЛЕХИНА, директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте