Раньше я работала в Твери, преподавала граждановедение, обществознание, историю. Помню, как трудно привыкала к новому предмету. Сначала мне казалось, что это не мое, да и для ребят темы его довольно абстрактны, а значит, с трудом будут осваиваться. Хотя справедливости ради нужно сказать, что сам учебник «Граждановедение» написан более живо, с использованием наглядных примеров, нежели, скажем, учебник «Основы советского государства и права» в прежние времена. Сначала я даже отказалась его преподавать. Но часов для полной нагрузки не хватало, решила попробовать. И увлеклась. Пришла к завучу и попросила, чтобы в следующем году мне дали больше уроков по этой дисциплине. Теперь я ярый сторонник гражданского образования. Более того, я уверена, что им необходимо начать заниматься с детского сада и вплоть до окончания школы.
И у моих учеников, всех без исключения, это был самый любимый предмет. Даже история стала звучать по-другому, потому что приходится использовать для исследования какой-либо граждановедческой темы исторические события и факты. Мы часто говорили об искажении исторических отрезков и целых эпох, о том, как важно изучать историю своей страны и других не по устоявшимся мифам и домыслам, а по тем истинным событиям, которые происходили на самом деле, ибо как писал Гельвеций: «Всякий, кто пишет историю и искажает ее факты – дурной гражданин. Он обманывает читателей и лишает их неоценимой выгоды, которую они могли бы извлечь из чтения истории».
Чтобы докопаться до истины, ребята стали просиживать часами в областном архиве, областных библиотеках. Их интересовало все, вплоть до фактов нарушения прав человека в царское время и советское время. И они были крайне изумлены, что за одни и те же проступки в советское время наказывали суровее, жестче, нежели в ХIХ веке. Например, за призыв к свержению самодержавия во время царствования Николая II давали несколько суток, а в брежневскую эпоху лишали свободы на 10 лет.
Уроки граждановедения пробудили у моих учеников гражданское сознание, гражданскую ответственность, стремление участвовать в жизни общества взрослых.
Вот уже два года, как я уехала из Твери и живу теперь в Московской области. Но бываю, и нередко, в этом городе, где остались мои родители, и в своей школе. Меня заинтересовало, как сложилась судьба моих бывших воспитанников, которым в середине 90-х было по 14-15 лет, а сегодня за двадцать. Многие закончили вузы, обзавелись семьями.
Так ли они активны, деятельны, неравнодушны к тому, что происходит вокруг. И многие ребята из класса, где я была к тому же и классным руководителем, меня порадовали по-настоящему. Миша Сенцов вместе со старшим братом уехал в деревню, где у них жила старенькая прабабушка. Там они стали фермерами и довольно удачливыми. Сережа Глушко вместе с отцом и сестрой открыли свою парикмахерскую, причем это была Сережина инициатива, и он главный менеджер в этом деле. Маша Никитина уже кандидат наук и собирается писать докторскую. Кто-то уехал за границу и там преуспел. Словом, нет ни одного неудачника. Мама Миши Соловьева сказала: наши дети легче, чем их родители, находят себя в наше непростое время. Не зря вы их учили, побуждали вмешиваться, если нарушались права потребителя, учили проводить социологические опросы, делать из них правильные выводы, разбираться в информации, которую дают СМИ.
И вот что я думаю: гражданскому образованию нужно дать больший простор, ввести эти предметы во всей стране в школьное расписание. Поддерживать инициативу учителей, а не глушить ее.
Елена ЖУКОВСКАЯ, учитель обществознания, Московская область
Комментарии