search
main
0

Не экскурсией единой

Надежда БЕЛОУСОВА, директор школы №727: – Повышение качества образования предполагает развитие проектной и исследовательской деятельности школьников, коммуникативно-групповой работы на основе развития творческих способностей детей через создание разнообразных детско-взрослых объединений. В нашей школе создано несколько таких объединений, в том числе три музея: музей боевой славы, краеведческий музей, музей «Крылья Победы». В 2006 году появился историко-краеведческий комплекс, объединивший три музея и кабинет истории. Создание комплекса позволило реализовывать формы работы, заимствованные из разных сфер культуры.

В современных условиях культурно-образовательная деятельность включает несколько направлений: информирование, обучение, развитие творческих способностей, общение. Музейная же педагогика как междисциплинарная область научного знания находится на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения. «Всякий человек носит в себе музей: музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать ее», – считал Н.Федоров, и я с ним согласна.

Новая образовательная ситуация, сложившаяся в России в начале XXI века, меняет представления о задачах и принципах музейной деятельности в школе. Концепция монологического воздействия на аудиторию уступает место концепции коммуникационного подхода. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации. Учеными выделяются сегодня пять моделей формирования коммуникации:

Познавательная (К.Хадсон): посетитель общается с сотрудником музея (учащимся-экскурсоводом).

Эстетическая (Д.Осборн): посетитель общается с экспонатом, который приобретает самоценное значение. Цель – эстетическое восприятие.

Знаковая (Ю.Ромедер): посетитель через экспонат, который представляет собой некий знак социально-исторического содержания, общается с его создателем, восстанавливая тем самым связь времен.

Диалоговая (Р.Стронг, Е.Александер): посетители музея общаются между собой, а музей выполняет функцию центра культурной и общественной жизни.

Междисциплинарная: музей становится местом сотрудничества специалистов разного профиля – музееведов, психологов, педагогов, представителей различных организаций.

Музейная коммуникация предполагает организацию диалогического взаимодействия в триаде «педагог – музейный экспонат – обучаемый». Одной из методик, применяемых в музее учителями в процессе обучения, является «сократовский» способ интерпретации экспонатов. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в рамках музея развивает их аналитические и творческие способности через персонифицирование учебного материала, в ходе иллюстрирования событий, дат и судеб. Общение с культурными ценностями осуществляется учащимся не только через со-участие, со-бытие, со-переживание, но и через со-действие, заключающееся в собственной творческой проектной деятельности, что соответствует коммуникативно-деятельностному компоненту общекультурной компетентности. Антропологические исследования и практика убеждают в том, что эффективным образовательным пространством для развития подрастающего человека становится детское общественное объединение как составная часть детско-взрослой общности. Не случайно поэтому в современной практике функционирования общественных организаций намечается интерес общества к детскому движению с позиций развития в его рамках персональных способностей личности, целостного становления и успешного развития личности. Таким объединением может быть школьный музей, детская же аудитория – традиционно приоритетная категория музейной деятельности. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьный музей, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Возникнув как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов, – школьные музеи получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Музеи в нашей школе (а их три) как форма образовательной работы создавались по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникли как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей ученической, родительской, педагогической общественности (краеведческий музей «Головинский», музей «Крылья Победы») и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности (музей боевой славы). В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Будучи неформальными учебными подразделениями школы, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России. Но не только этим определяется значимость роли школьных музеев. Цель создания и работы школьных музеев – еще и содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музеи стали не просто особыми учебными кабинетами школы, но и центром открытого образовательного пространства. Деятельность школьных музеев направлена на формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, чувства сопричастности к жизни страны.

Как часть открытого образовательного пространства музеи координируют работу педагогического коллектива по гражданско-патриотическому воспитанию, выступают связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Существующая практика работы школьных музеев выявила необходимость реализации таких направлений деятельности, как систематическая связь с учебной деятельностью, осуществление учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития школьных музеев; использование в образовательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы (лекций, семинаров, научно-практических конференций), организация проектной деятельности. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся выступают важнейшим фактором работы музеев. В настоящее время ведущим признается принцип гуманизации образования, согласно которому задача интеллектуального и собственно личностного развития человека, его духовный рост становятся главными в образовании. Этот принцип наиболее полно реализуется в проектной и исследовательской деятельности учащихся. Традиционная классно-урочная система образования в недостаточной степени способствует становлению самостоятельности ребенка, не обеспечивает формирования таких необходимых для жизни умений, как умение делать выбор, принимать решения и нести ответственность за их реализацию. В условиях современного мира нашим детям требуются коммуникативные навыки, умение планировать свою деятельность, презентовать себя и результаты своего труда. Таким образом, появляется необходимость использования личностно ориентированных образовательных технологий, таких как проектная технология. Работа над проектом расширяет представление учащихся о предметных областях, дает возможность строить образовательный процесс на основе интеграции. Участие в проектной деятельности, основанной на взаимодействии школьников, педагогов, родителей, представителей различных учреждений, дает реальный жизненный опыт и способствует серьезным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности. Работа над проектами дает возможность нашим учащимся проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности и тем самым способствует формированию у детей позитивной самооценки. Одной из форм организации творческой деятельности школьников в условиях работы школьного музея стал общешкольный проект. Разработка общешкольного проекта «Школьное конструкторское бюро «Крылья» вызвана необходимостью соединения обучения школьников 7-11-х классов с творческим трудом через совместную деятельность школы с высшими учебными заведениями, конструкторским бюро им.Микояна в рамках работы школьного музея «Крылья Победы». Такая организация образовательного процесса будет существенно способствовать повышению качества профильного обучения, индивидуализации целевой подготовки школьников. Для усовершенствования предпрофильной и профильной подготовки школьников в рамках проекта предполагается решить следующие задачи:

создать на базе школьного музея «Крылья Победы» факультативное школьное конструкторское бюро, в котором совместно будут работать учащиеся 7-11-х классов, преподаватели школы и вузов, студенты, представители конструкторского бюро;

организовать подготовку школьников для выполнения ими совместно со студентами проектных и исследовательских работ;

выявить и выбрать объекты технического творчества у реальных заказчиков;

обеспечить повышение познавательной и интеллектуальной активности школьников;

сформировать банк методических приемов, направленных на повышение эффективности самостоятельной работы учащихся, расширение круга мотивации и интересов в учении, профессионализации, досуге;

повысить у школьников уровень интереса к техническому творчеству, современному производству, науке, технике;

совместно с преподавателями вузов, представителями конструкторского бюро в рамках предпрофильной и профильной подготовки школьников разработать и ввести в качестве программ дополнительного образования курсы «Техническое творчество», «Инженерно-технические кадры современного авиационного производства», «Авиастроение: вчера, сегодня, завтра»;

привлечь к работе с учащимися в профильном физико-математическом классе преподавателей вузов;

разработать методическое сопровождение деятельности школьного конструкторского бюро.

В качестве программно-методической базы предполагается использование результатов реализации программы ГЭП-1 «Организационные и психолого-педагогические условия проектной деятельности учащихся в образовательном процессе», имеющихся наработок по созданию детско-взрослого сообщества, программы работы школьного музея «Крылья Победы».

Необходимое условие реализации проекта – наличие договоров о сотрудничестве с вузами, конструкторским бюро, производством, а также совместных программ.

Развитие навыков проектирования и исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи рассматривается нами как одно из приоритетных направлений, так как проектная и исследовательская деятельность обучающегося есть действенное средство его личностного развития, что непосредственно отражает цель современного отечественного образования как она декларируется сегодня.

Социализация детей, развитие у них способностей и компетентностей деятельностного плана, включение их в существующую социальную, научную и предметно-профессиональную практику – вопросы, решение которых возможно в условиях работы школьных музеев через организацию проектной и исследовательской деятельности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте