search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Не экскурсией единой

Надежда БЕЛОУСОВА, директор школы №727: – Повышение качества образования предполагает развитие проектной и исследовательской деятельности школьников, коммуникативно-групповой работы на основе развития творческих способностей детей через создание разнообразных детско-взрослых объединений. В нашей школе создано несколько таких объединений, в том числе три музея: музей боевой славы, краеведческий музей, музей «Крылья Победы». В 2006 году появился историко-краеведческий комплекс, объединивший три музея и кабинет истории. Создание комплекса позволило реализовывать формы работы, заимствованные из разных сфер культуры.

В современных условиях культурно-образовательная деятельность включает несколько направлений: информирование, обучение, развитие творческих способностей, общение. Музейная же педагогика как междисциплинарная область научного знания находится на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения. «Всякий человек носит в себе музей: музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать ее», – считал Н.Федоров, и я с ним согласна.

Новая образовательная ситуация, сложившаяся в России в начале XXI века, меняет представления о задачах и принципах музейной деятельности в школе. Концепция монологического воздействия на аудиторию уступает место концепции коммуникационного подхода. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации. Учеными выделяются сегодня пять моделей формирования коммуникации:

Познавательная (К.Хадсон): посетитель общается с сотрудником музея (учащимся-экскурсоводом).

Эстетическая (Д.Осборн): посетитель общается с экспонатом, который приобретает самоценное значение. Цель – эстетическое восприятие.

Знаковая (Ю.Ромедер): посетитель через экспонат, который представляет собой некий знак социально-исторического содержания, общается с его создателем, восстанавливая тем самым связь времен.

Диалоговая (Р.Стронг, Е.Александер): посетители музея общаются между собой, а музей выполняет функцию центра культурной и общественной жизни.

Междисциплинарная: музей становится местом сотрудничества специалистов разного профиля – музееведов, психологов, педагогов, представителей различных организаций.

Музейная коммуникация предполагает организацию диалогического взаимодействия в триаде «педагог – музейный экспонат – обучаемый». Одной из методик, применяемых в музее учителями в процессе обучения, является «сократовский» способ интерпретации экспонатов. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в рамках музея развивает их аналитические и творческие способности через персонифицирование учебного материала, в ходе иллюстрирования событий, дат и судеб. Общение с культурными ценностями осуществляется учащимся не только через со-участие, со-бытие, со-переживание, но и через со-действие, заключающееся в собственной творческой проектной деятельности, что соответствует коммуникативно-деятельностному компоненту общекультурной компетентности. Антропологические исследования и практика убеждают в том, что эффективным образовательным пространством для развития подрастающего человека становится детское общественное объединение как составная часть детско-взрослой общности. Не случайно поэтому в современной практике функционирования общественных организаций намечается интерес общества к детскому движению с позиций развития в его рамках персональных способностей личности, целостного становления и успешного развития личности. Таким объединением может быть школьный музей, детская же аудитория – традиционно приоритетная категория музейной деятельности. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьный музей, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Возникнув как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов, – школьные музеи получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Музеи в нашей школе (а их три) как форма образовательной работы создавались по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникли как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей ученической, родительской, педагогической общественности (краеведческий музей «Головинский», музей «Крылья Победы») и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности (музей боевой славы). В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Будучи неформальными учебными подразделениями школы, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России. Но не только этим определяется значимость роли школьных музеев. Цель создания и работы школьных музеев – еще и содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музеи стали не просто особыми учебными кабинетами школы, но и центром открытого образовательного пространства. Деятельность школьных музеев направлена на формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, чувства сопричастности к жизни страны.

Как часть открытого образовательного пространства музеи координируют работу педагогического коллектива по гражданско-патриотическому воспитанию, выступают связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Существующая практика работы школьных музеев выявила необходимость реализации таких направлений деятельности, как систематическая связь с учебной деятельностью, осуществление учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития школьных музеев; использование в образовательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы (лекций, семинаров, научно-практических конференций), организация проектной деятельности. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся выступают важнейшим фактором работы музеев. В настоящее время ведущим признается принцип гуманизации образования, согласно которому задача интеллектуального и собственно личностного развития человека, его духовный рост становятся главными в образовании. Этот принцип наиболее полно реализуется в проектной и исследовательской деятельности учащихся. Традиционная классно-урочная система образования в недостаточной степени способствует становлению самостоятельности ребенка, не обеспечивает формирования таких необходимых для жизни умений, как умение делать выбор, принимать решения и нести ответственность за их реализацию. В условиях современного мира нашим детям требуются коммуникативные навыки, умение планировать свою деятельность, презентовать себя и результаты своего труда. Таким образом, появляется необходимость использования личностно ориентированных образовательных технологий, таких как проектная технология. Работа над проектом расширяет представление учащихся о предметных областях, дает возможность строить образовательный процесс на основе интеграции. Участие в проектной деятельности, основанной на взаимодействии школьников, педагогов, родителей, представителей различных учреждений, дает реальный жизненный опыт и способствует серьезным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности. Работа над проектами дает возможность нашим учащимся проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности и тем самым способствует формированию у детей позитивной самооценки. Одной из форм организации творческой деятельности школьников в условиях работы школьного музея стал общешкольный проект. Разработка общешкольного проекта «Школьное конструкторское бюро «Крылья» вызвана необходимостью соединения обучения школьников 7-11-х классов с творческим трудом через совместную деятельность школы с высшими учебными заведениями, конструкторским бюро им.Микояна в рамках работы школьного музея «Крылья Победы». Такая организация образовательного процесса будет существенно способствовать повышению качества профильного обучения, индивидуализации целевой подготовки школьников. Для усовершенствования предпрофильной и профильной подготовки школьников в рамках проекта предполагается решить следующие задачи:

создать на базе школьного музея «Крылья Победы» факультативное школьное конструкторское бюро, в котором совместно будут работать учащиеся 7-11-х классов, преподаватели школы и вузов, студенты, представители конструкторского бюро;

организовать подготовку школьников для выполнения ими совместно со студентами проектных и исследовательских работ;

выявить и выбрать объекты технического творчества у реальных заказчиков;

обеспечить повышение познавательной и интеллектуальной активности школьников;

сформировать банк методических приемов, направленных на повышение эффективности самостоятельной работы учащихся, расширение круга мотивации и интересов в учении, профессионализации, досуге;

повысить у школьников уровень интереса к техническому творчеству, современному производству, науке, технике;

совместно с преподавателями вузов, представителями конструкторского бюро в рамках предпрофильной и профильной подготовки школьников разработать и ввести в качестве программ дополнительного образования курсы «Техническое творчество», «Инженерно-технические кадры современного авиационного производства», «Авиастроение: вчера, сегодня, завтра»;

привлечь к работе с учащимися в профильном физико-математическом классе преподавателей вузов;

разработать методическое сопровождение деятельности школьного конструкторского бюро.

В качестве программно-методической базы предполагается использование результатов реализации программы ГЭП-1 «Организационные и психолого-педагогические условия проектной деятельности учащихся в образовательном процессе», имеющихся наработок по созданию детско-взрослого сообщества, программы работы школьного музея «Крылья Победы».

Необходимое условие реализации проекта – наличие договоров о сотрудничестве с вузами, конструкторским бюро, производством, а также совместных программ.

Развитие навыков проектирования и исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи рассматривается нами как одно из приоритетных направлений, так как проектная и исследовательская деятельность обучающегося есть действенное средство его личностного развития, что непосредственно отражает цель современного отечественного образования как она декларируется сегодня.

Социализация детей, развитие у них способностей и компетентностей деятельностного плана, включение их в существующую социальную, научную и предметно-профессиональную практику – вопросы, решение которых возможно в условиях работы школьных музеев через организацию проектной и исследовательской деятельности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте