В новом государственном образовательном стандарте экологическое образование представлено во всех трех группах программ: предметных, формирования универсальных учебных действий, воспитания (духовно-нравственное развитие в начальной школе и социализации и воспитания в основной школе).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России к базовым национальным ценностям относят патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд, науку, творчество, искусство и литературу, человечество и природу с ее разнообразием и эволюцией. Согласно этой концепции экологическое воспитание направлено на формирование экологической ответственности, гражданственности, социальной толерантности.В Москве с 2000 года введен учебный курс для учащихся 10-х и 11-х классов «Экология Москвы и устойчивое развитие». Понятно, что к 10-11-м классам личность школьников уже сформирована, поэтому экологическое воспитание и образование необходимо начинать значительно раньше. В школах Юго-Запада столицы проводят довольно много мероприятий по экологическому воспитанию школьников, традиционными из них стали «Ярмарка идей на Юго-Западе», конкурсы и конференции «Лучи звезды Вернадского», «Родная Земля» «О Земле с тревогой и надеждой», «Спасем окружающий нас мир», «Экологическая культура вчера, сегодня, завтра», «Нанотехнологии на службе человека», «Ресурсосбережение и окружающая среда», экологическая эстафета «Бутовский лес» на базе школы №1825, система обучающих семинаров и мастер-классов на базе ОУ №930, 1065, 2006, 192, экологические акции «Час Земли», «Москва – город сирени», «Помоги птицам», «Час Земли». Четыре года в округе работает разновозрастный детско-взрослый клуб «ЭКОМИР», в состав которого входят представители администрации, педагоги, занимающиеся экологическим образованием или использующие элементы экологизации в своих образовательных программах, инициативные учащиеся, родители учащихся из 30 образовательных учреждений.Клуб – добровольная творческая группа, включающая также учащихся 1-11-х классов, стремящихся совершенствовать свои знания в области экологии, развивать интеллект, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской деятельности. Задачи клуба – разработка программ развития образовательных учреждений на основе идей экологического образования, пропаганда идей устойчивого развития, рационального ресурсопотребления, охраны природы в среде молодежи и их родителей, создание творческого коллектива (единой команды) педагогов-единомышленников и учащихся, работающих в области совершенствования экологического образования и неравнодушных к экологическому состоянию города, формирование подхода к диагностике результатов экологического образования в ОУ ЮЗАО, их отслеживание и анализ результативности, развитие творческого потенциала педагогических работников, занимающихся экологическим образованием в ЮЗАО, обобщение положительного опыта работы учащихся и педагогов, ведущих практическую учебную экологическую деятельность.Результатами работы клуба можно назвать методические пособия по экологии «Изучаем экологию города: пособие по организации практических занятий» для учителей и педагогов дополнительного образования, универсальные пособия по экологии, биологии, географии и химии «Таблица Менделеева в живых организмах», «Таблица Менделеева в неживой природе» для учителей, педагогов дополнительного образования, учащихся и их родителей, сборники статей «Культурологические аспекты экологического образования в условиях информационного развивающегося пространства», «Экологическое образование как направление духовно-нравственного развития и воспитания школьников», «Опыт реализации экологического образования на деятельностной основе в условиях детской общественной организации по месту жительства и учебы», метапредметные лабораторные практикумы «Металлы в живых организмах», «Неметаллы в природе», «Металлы в неживой природе». В клубе устраивают выставки фоторабот по экологии: «Мир глазами ребенка» на базе ЦО №2006 (2010 год), «Нам дороги эти позабыть нельзя…» на базе школы №1163 (2011 год), «Я и окружающий мир» на базе Экологического центра «Воробьевы горы» (2012 год), «Ресурсосбережение и окружающая среда» на базе ЦО №2006 (2013 год).Многие фотоработы учащихся опубликованы в периодической печати в нашей стране и за рубежом, в материалах VI Международного симпозиума «Водородная энергетика будущего, нанотехнологии и металлы платиновой группы в странах СНГ», в книге «Я и окружающий мир». Победители конкурсов стали участниками таких экологических международных выставок, как «Здесь птицы не поют» (город Валево, Сербия, 2011 год), «Московский зимний пейзаж» (Москва, посольство Эфиопии, 2012 год).В марте 2012 года в Сочи состоялась I Международная научно-практическая конференция школьников «Инновационные технологии и экология», которая стала формой взаимодействия образовательных учреждений России, Беларуси, Украины, Казахстана в области исследовательской деятельности учащихся для совместного решения актуальных вопросов экологии и энергетики. На первый, заочный тур конференции принимали работы проблемного характера, включающие этапы исследовательской работы, обработки, анализа и интерпретации собранного материала, имеющие обзор литературы по выбранной теме. Все представленные в оргкомитет работы прошли экспертную проверку. Второй тур был очным, защита отобранных работ состоялась на секциях «Энергетические системы будущего», «Техносфера: экология, проблемы, методы защиты», «Инновационные технические проекты» и «Нанотехнологии на службе Олимпиады-2014». В заочном этапе конкурса приняли участие 107 человек из 36 образовательных учреждений Российской Федерации, Украины, Казахстана, Республики Беларусь, на втором этапе 85 человек представляли на суд жюри 75 проектных и исследовательских работ, в работе жюри принимали участие 33 преподавателя высшей школы, методиста, руководящих работников ОУ Москвы, Сочи, Санкт-Петербурга. Многие московские школьники получили награды и призы. Победителями стали ученики из Юго-Западного округа столицы (ОУ №2003, 2006, 200).В секции «Инновационные технические проекты» победителями стали ученик 8-го класса Алексей Караваев и ученица 5-го класса Лада Доманевская (школа №2003) с проектом «Три уровня организации общественного транспорта в Москве». В своей работе ребята представили новый вид транспорта, который они назвали «Двилетр» (ДВИ – движение, ЛЕ- ленты, ТР – труба), это движущаяся лента с пассажирскими сиденьями в стационарной трубе. Алексей и Лада считают, что их инженерное решение существенно повлияет на состояние транспорта в столице, обеспечивая при этом огромную экономию энергоресурсов, экологическую безопасность, ослабление интенсивности пассажирского потока на традиционных видах общественного транспорта. Ребята показали созданный своими руками макет, представляющий собой уменьшенное изображение трехуровневой системы транспорта Москвы. Вместе со своим руководителем, учителем химии Н.Вдовиной, они провели сравнительную характеристику подземного метрополитена, легкого метро и двилетра, после чего сделали вывод: двилетр – безопасный, бесшумный, требующий небольшое количество энергии вид транспорта. Алексей и Лада за свою инновационную деятельность получили ценные призы, учрежденные ЗАО «Синергия Инновации», – ноутбуки.Десятиклассникм ЦО №2006 Артемию Куренкову и Ольге Пичугиной жюри присудило победу за проект «Исследование содержания глюкозы в различных соках» в секции «Техносфера: экология, проблемы, методы защиты». В наше время школьники и их родители употребляют в пищу самые разнообразные напитки, но не предполагают, какое влияние они оказывают на их организм и что входит в их состав. Ребята провели исследование различных соков и безалкогольных напитков, используя школьную лабораторию «Архимед», под руководством своих руководителей – учителя химии и учителя биологии – пришли к выводу, что самые полезные напитки – свежевыжатые соки фруктов и овощей, подготовили рекомендации по употреблению соков для школьников старших классов и книжку-малышку для учащихся начальной школы, подготовили и провели беседы в школе; приняли участие во Всероссийском семинаре «Мой лучший урок» для 230 учителей и преподавателей естественных наук РФ.Одиннадцатиклассники школы №200 Виктор Погорилый и Борис Каморзин получили первое место за проект «Получение гибридных материалов на основе наночастиц золота для хроматографического разделения энантиомеров лекарственных препаратов» в секции «Нанотехнологии на службе Олимпиады-2014». Вместе со своим учителем химии В.Тиханушкиной они провели исследование на базе лаборатории активных органических соединений МГУ им. М.В.Ломоносова, где был разработан новый тип гибридных материалов на основе неорганических носителей и наночастиц золота, модифицированных органическими лигандами; полученный материал был успешно применен в хроматографии для анализа смесей лекарственных препаратов.Дипломы 3-й степени получили одиннадцатиклассники ЦО «Самбо-70» Департамента физической культуры и спорта Виталий Мцариашвили, Сергей Кабанов, Роман Ошеров, Умалат Табиев за проект «Проверка результатов, полученных в виртуальной лаборатории, на опыте с цифровой регистрацией данных» (руководитель – учитель химии Т.Попова), Алибек Нуржанов, Евгений Тарасов, Иван Дятлов, Артем Смирнов – за проект «Сплав» нанотехнологий, медицины и спорта» (руководитель – учитель физики Е.Конорева).В номинации за ораторское искусство диплом получил семиклассник лицея №1561 Михаил Гойхман за проект «Инновационные подходы к переработке и использованию твердых бытовых отходов».Сертификат на обучение в течение года в Московском финансово-промышленном университете получила десятиклассница ЦО №2006 Дарья Строгонова за проект «Кофе и кофеиносодержащие продукты и их влияние на здоровье людей».Оканчивая школу, каждый выпускник обязан получить соответствующее нравственное образование, то есть тот минимум нравственных знаний, без которых затруднено его общение с окружающими людьми. Нравственные знания определяют мировоззрения людей, их деятельность, поведение, дела, поступки, поэтому мы, педагоги, должны способствовать этому, используя различные формы, приемы, методы обучения и воспитания.И.ШАПОШНИКОВА, руководитель лаборатории МЦ ЮЗОУО
Комментарии