search
main
0

Навстречу 1‑му классу

Они не ждут, что им сообщат, как надо делать, не боятся ошибиться

Еще не так давно детский сад и школа были совершенно разными образовательными организациями, и слово «преемственность» редко звучало в контексте «детский сад – школа».

В современной парадигме образование рассматривается как вертикаль, которая начинается в детском саду и заканчивается в вузе и включает в себя все уровни образования: дошкольное, начальное, основное, среднее и высшее.

Теперь преемственность между уровнями образования является необходимостью. Но на практике часто оказывается так, что детский сад остается все так же далек от школы, как и раньше, несмотря на то что сейчас это одна образовательная организация.

И в нашем коллективе педагогов дошкольной и начальной ступеней образования возник вопрос, как выстроить эту самую модель преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования.

В нашей образовательной организации мы начали с анкетирования учителей начальной школы и воспитателей. С его помощью дошкольные педагоги узнали, каковы ожидания учителей от выпускника детского сада. А воспитатели озвучили свои представления о том, каков должен быть первоклассник.

Результатом данного анкетирования стал образ первоклассника нашей школы. Конечно, основой для него стали не только анкеты (они скорее были вспомогательным инструментом), но и ФГОС дошкольного образования. Самое интересное, что ожидания учителей и представления воспитателей во многом совпали, и все это совпадало еще и со ФГОС дошкольного образования.

Следующим шагом был переход на новую программу дошкольного образования «ОткрытиЯ» как к первой ступени в концепции развивающего обучения, принятой за основу в нашей школе.

В ходе реализации данной программы педагоги стали осваивать новые формы работы с детьми-дошкольниками, такие как:

– новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации;

– переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанный на умении слышать голос ребенка и нацеленный на развитие детской инициативы;

– новые принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам;

– освоение предметного содержания (знания, умения, навыки), которое проходит не только в формате фронтальных и подгрупповых занятий, но и в новых формах, таких как проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности.

А чтобы понять принципы применения на практике данной программы, директор школы организовал для воспитателей обучение на базе школы. Его проводили разработчики программы.

Что это дало? Образовательный процесс на уровне дошкольного и начального образования теперь идет в одном ключе. Дети стали воспринимать взрослого не как транслятора новых знаний, а как помощника-проводника в их получении. И теперь принципы обучения детей стали более схожими и в саду, и в начальной школе. Учителя теперь отмечают в детях большую самостоятельность, умение работать парами и в мини-группах, дети умеют делать выбор и более активно участвуют в рефлексии. Они не ждут, что им сообщат, как надо делать (выдадут готовую инструкцию), не боятся ошибиться.

В нашей образовательной организации хорошо развита проектная деятельность, педагоги активно участвуют в проектных группах по типу эджайл-групп. В частности, несколько лет работали группы «Будущий первоклас­сник» и «Первоклассник». Работа этих групп очень помогла воспитателям и учителям начальной школы наладить диалог и тесное сотрудничество. Они активно посещали занятия и уроки друг друга, обсуждали не только общую концепцию, но и особенности отдельных детей как будущих первоклассников. Приятным открытием в процессе работы группы стало то, что не только воспитателям есть чему поучиться у учителей, но и наоборот – учителя взяли себе в работу многие приемы и секретики воспитателей.

Создавались образовательные события для дошкольников на территории школ, в классах. Участниками этих мероприятий были ученики 2‑х и 3‑х классов и воспитанники подготовительных групп, то есть будущие первоклассники. Учителями организовывались квест-экскурсии по школе, совместные уроки в формате проектирования, где школьники помогали дошкольникам в решении поставленных задач, совместные физкультурные праздники по типу «Веселых стартов», общие конкурсы чтецов, где принимали участие дошкольники и ученики начальных классов в разных номинациях.

Ученики приходили к дошкольникам с театральными постановками, творческими мастерскими, в которых совместно с дошколятами изготавливали мягкие игрушки, кукол для театра бибабо.

Данная работа помогла педагогам-дошкольникам опереться на те ожидания, которые начали транслировать учителя в диалоге с ними. При этом образ первоклассника менялся или дополнялся из года в год, потому что ставились новые задачи и выдвигались какие-то предложения, но теперь уже не только от учителей, но и от воспитателей.

Помимо этого в вопросах преемственности между детским садом и школой большую помощь оказывает СПС-служба комплекса. При переходе детей из детского сада в школу воспитатели и служба СПС заполняет таблицу по наблюдениям, где отмечаются особенности детей в их взаимодействии со сверстниками, с взрослыми, их предпочтения. Такая работа помогает учителям сделать адаптацию детей к школе более мягкой, щадящей, но в то же время не затянутой по срокам.

Михаил ШИРОКОВ, методист школы №1561;
Алла ЦИПЛАКОВА, Марина ЯШЕНЬКИНА, старшие воспитатели школы №1561

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте