Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Научно-исследовательский проект на тему «Создание пришкольной теплицы».

Дата: 30 мая 2012, 14:30
Автор:

Нашей школе нужна теплица, чтобы школьная столовая обеспечивала учеников полноценным и сбалансированным питанием. В теплице школьники на уроках биологии могут проводить практические занятия и опыты. Мы ведь не знаем, что едим. Не знаем, какие продукты привозят в наши магазины. В теплице сами школьники могут выращивать экологически чистые овощи, богатые витаминами.

Цель проекта: создание пришкольной теплицы для выращивания овощей и фруктов круглогодично.

Задачи:

– ознакомление с овощами и фруктами, выращиваемыми в нашем районе и Республике Татарстан;

– изучение особенностей выращивания овощей и фруктов в наших климатических условиях в теплицах;

– ознакомление с конструкциями теплиц;

– создание условий для экспериментальной работы;

Объект исследования – пришкольный участок Кутемелинской ООШ.

Предмет исследования – теплица для выращивания овощей и фруктов.

Гипотеза исследования – выращенные овощи и  фрукты будут экологически чистыми, будут способствовать укреплению здоровья учащихся и окажут школе финансовую поддержку.

Методы исследований – оптимального проектирования, экспериментальный, конструирование, метод опроса и т.д.

Место исследований – пришкольный участок Кутемелинской ООШ.

Материал исследований – круглогодичная теплица для выращивания овощей и фруктов

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный этап – теоретические знания.

Чтобы построить теплицу, надо много знать. Я посмотрел много видеороликов и прочитал книги, посвященные этой теме. В нашем районе в деревне Мурбашево  успешно занимаются тепличным хозяйством. Весной мне довелось побывать у них в теплице и ознакомиться с их работой. Они выращивают рассады огурцов, томатов, капусты разных сортов, укроп, петрушку, салат, редиску, лук, рассаду цветов и разные цветы (роза, лилия, хризантема и др.). В городе Набережные Челны агрокомбинат «Весенний» производит до 15 тыс. тонн свежих овощей (огурцы, томаты, перец, баклажан, зеленые культуры и прочее). Агрокомбинат «Майский» в Казани производит в основном зелень и овощи, которые быстро растут в весенний и осенний  сезоны. В нашем районе в селе Сарманово, в селе Мурбашево, Ново-Ахметове имеются теплицы для выращивание цветов, рассады огурцов, томатов, капусты.

В основном в теплицах выращивают овощи – томаты, огурцы, перцы, баклажаны, салат, редис, а также укроп, шпинат, капусту, петрушку, декоративные культуры (роза, астра, петуния, бархатцы, цинния, сальвия и т.п.), ну и разную экзотику – клубника, земляника.

2. Изучение особенности выращивание овощей и фруктов.

Один сорт клубники славится крупными ягодами, другой ранним сроком созревания, третий – способностью давать по два урожая, четвертый может вообще плодоносить длительное время без перерыва и.т.д. Ремонтантные сорта – это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, за сезон можно собирать по 2 -3 урожая. За ними нужен уход, им нужна систематическая влага, постоянные подкормки. Клубника бывает мелкоплодной, крупноплодной.  Мелкоплодная плодоносит беспрерывно, начиная с июня до заморозков, ягоды бывают красного, желтого цветов. Крупноплодная дает  по 2 – 3 урожая в сезон, летом и осенью. Мелкоплодная бывает с усами и безусая. Клубника характеризуется  высокими урожаями, крупными ягодами, размножаются как с помощью усов, так и семенами. При посеве семян сорта «Виктория» в феврале, ягоды можно попробовать уже в начале июля. На зиму надо укрывать утепляющими материалами, проводить снегозадержание на участке, чтобы ягоды не вымерзли. Главные условия – хорошее освещение, постоянная температура воздуха, полив и правильный подбор сорта.

Семена огурца сеют 20 апреля, а затем через 20—22 дня (примерно 10—12 мая) рассаду рассаживают на всю площадь теплицы, то есть на постоянное место. Семена на рассаду высеивают в горшочки, стаканчики или пакетики размером 8X8 или 10Х10 см. Рассаду выращивают 22—25 дней, не более.

Прежде чем семена томата засеять в почву, их замачивают на 15-20 минут, в теплом растворе марганцовке (в расчете на 0,5 стакана воды 1 гр. марганцовки). После замачивания семена проращивают, чтобы на них образовались корешки. Выращивать рассаду лучше в небольшом ящике, при температуре +22+25 С.

Болгарский перец высаживается в горшки (по 2 семени) или в ящики для рассады при температуре +21+24°C, с диаметром 8 см. При необходимости можно пересаживать растения в горшки большего размера, диаметром до 23 см, или же по 2-3 в мешки для рассады.

Редис — однолетнее растение. Он светолюбив, при затенении формирует мелкие корнеплоды. Это растение длинного светового дня. Всходы редиса переносят заморозки до минус 3°С, а взрослые растения — до минус 5°С. Оптимальная температура для роста корнеплодов +18+20°С.

3. Ознакомление с конструкциями теплиц.

По технологии выращивания овощных культур различают стеллажные, бесстеллажные (грунтовые) и гидропонные теплицы.

Для каркаса в теплицах используют стальные, оцинкованные и алюминиевые профили, деревянные клееные элементы. По виду светопрозрачного покрытия теплицы делят на остекленные теплицы и с покрытием из жестких полимерных материалов. Для сохранения тепла и экономии энергии применяют также специальные двухслойные жесткие полимерные материалы с воздушным промежутком между слоями 5-25 мм.

Теплицы можно также разделить на ангарные и блочные, односкатные и двускатные с равными цилиндрическим и гиперболическими скатами. Место для теплицы на усадьбе выбирают с таким расчётом, чтобы оно было защищено с северной стороны каким-либо прикрытием высотой около  2 м.  По длине теплицы обычно располагают с  запада  на восток, чтобы они всегда были подставлены под лучи солнца.

Урожай растений в теплицах во многом зависит от условий освещенности.  Именно из-за недостатка солнечного освещения во многих районах нашей страны невозможно выращивать в теплицах такие светолюбивые  овощные культуры, как огурцы, томаты, перец.

Лучше ориентировать зимние теплицы коньками в направлении восток – запад,  весенние теплицы коньками на север – юг.

4. Экспериментальная работа.

Для эксперимента я выбрал пришкольной участок на территории  Кутемелинской  школы, место старого парника 5×8. Каждый раз весной мы высаживаем рассаду томата и болгарского перца. Этот парник нам  приносит каждый год 4000 рублей дохода. Так как почва на участке плодородная, я увеличиваю площадь до размеров 20×10.  Старая теплица  каждой весной закрывается пленкой, которая под солнцем теряет свою прочность. Каждый год приходится покрывать новой. Это невыгодно. Для уменьшения затрат новую теплицу надо покрыть прочным поликарбонатом.

Лучше ориентировать теплицу коньками на север – юг. Наиболее светопропускающую стенку теплицы лучше всего ориентировать прямо на юг, так как наибольшая высота солнца всегда будет с южной стороны и интенсивность солнечного излучения здесь максимальна. Если невозможно ориентировать теплицу в южном направлении, то можно ориентировать ее в восточном направлении. В современных условиях для организации эффективности важно внедрять инновационные технологии, обеспечивающие оптимальный микроклимат в теплицах, и, соответственно,  высокие урожаи качественной и экологически чистой продукции.

Из каких материалов состоит теплица? Каркас теплицы делается из металлических труб и из сотового поликарбоната. При выращивании растений в теплице температура будет 25С.  Отопление – газовое. Каркас теплицы делается из труб разных сечений. Длина одной секции 2,1 м. Площадь будет составлять 200 кв.м. Ширина теплицы 10 м, длина 20 м.   Высота будет около 3 м. В теплице надо установить емкость для воды с подогревом для  полива растений, вместимость емкости – 2-3 кубических метра. Для постоянного обеспечения водой надо бурить скважину. Глубина скважины до 30 метров и надо  установить глубинный насос для подкачки воды.

Ожидаемые результаты

Учащиеся расширят свои знания в области  растениеводства.

На уроках биологии будут проводиться практические занятия по разделу «Растения».

Учащиеся научатся выращивать овощи и фрукты в теплице.

Теплица обеспечит школьников и население деревни экологически чистыми овощами и фруктами.

В результате продажи и реализации  продукции, выращенной в школьной теплице, школе будет оказана финансовая помощь для поощрения лучших учеников, занимающих призовые места на олимпиадах, конкурсах и  конференциях. Часть вырученных денег пойдет на проведение школьных мероприятий и праздников.

Если эта теплица даст хорошие ожидаемые результаты, то в дальнейшем мы будем  расширять ее площадь, и она будет использоваться как питомник для выращивания   лиственниц, плодово-ягодных деревьев с целью продажи и реализации выращенной нами продукции.

Экологические чистые продукты в меню учеников будут способствовать укреплению здоровья школьников.

С помощью цветов мы сможем озеленить пришкольный участок.

Заключение

В ходе работы над исследовательским проектом, я понял, что любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине: родному дому, деревне, окружающему живому миру. Земля дает человеку все, и нужно уметь этим грамотно воспользоваться. У нас есть все возможности для того, чтобы воплощать свои мечты в жизнь, нужно только желание, трудолюбие. Работая над созданием школьной теплицы, я научился проектной деятельности и конструированию.

Я надеюсь, что начатая  мною работа будет продолжена и в будущем. На примере школьной теплицы я смогу создать свое собственное дело, свой бизнес. На сегодняшний день наша республика заинтересована в частном фермерстве и предоставляет субсидии и гранты для открытия своего дела.

Список литературы

1. «С чего начинается сад» Х.Г. Кучушев. Казань. Татарское книжное издательство. 1984.

2. « Парники и теплицы», Белоконь Е.П. и др. Парниковое хозяйство на приусадебном участке. М: Агропромиздат, 1991.

3.Климов. В.В. Оборудование теплиц для подсобных и личных хозяйств. М.: Энергоатомиздат, 1992.

4.Кузнецов.А. И. Сельская усадьбе. М.: Росагропромиздат, 1988.

5.Поройков. Ю. В. Садово – огородные  теплицы и парники. М.: Росагропромиздат, 1991.

6.Ченыкаева. Е. А., Спиридонова А.И. Советы огородника: Справочное пособие. М.: Колос, 1983.

7.«Огород у дома», В.Г.Шайкин. Москва, «Нива России».

8. «Парники и теплицы в хозяйстве» Н.А. Смирнов. Казань. Татарское книжное издательство. 1983.

9. «Ваш дом», В.И.Борисов. ИПП « ПРОМЕТЕЙ», Татарское книжное издательство. 1994.

10«Благоустройство приусадебных участков» В.П.Шматов. Россельхозиздат. 1985.

Адреса Интернет-ресурсов

11.  tatarstan.sunbow.ru

12.  tatarstan.tatar.ru

13.  invest.tatar.ru

Ринат Давлетов, учитель биологии Кутемелинская основной школы Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Во вложенном файле – смета проекта.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt