Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наталья Яковлева, Омск: 70 процентов взрослых – инфантилы. Чего же мы хотим от детей?.

Дата: 31 января 2012, 17:08
Автор:

Учителя бьют тревогу – дети становятся все более инфантильны. Не хотят учиться, брать на себя ответственность, принимать решения… Каждый разговор с педагогом обязательно сводится к инфантилизму нынешнего поколения.

По определению инфантилизм – незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой его поведение не соответствует возрасту. Есть инфантилизм психический, обусловленный, кроме прочего, физиологическими причинами, есть психологический, в котором виновато исключительно воспитание. Я заметила – среди учителей как-то принято считать, что виноваты в подростковом инфантилизме родители, мешающие ребенку принимать самостоятельные решения. Мол, добренькие мамы и папы стараются облегчить чаду жизнь, чересчур опекают его, а ведь за пределами дома судьба не будет так бережно к нему относиться. В общем, трудностей детям не хватает, и из инфантильного малыша вырастает инфантильный взрослый. Вот в наше время мы все сами делали, никто с нами не нянчился, в 7 лет уже печку топили, а в 14 – зарабатывали… И что получилось?По официальным данным, каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем. 80 процентов убийц в момент совершения преступления были пьяны. На каждые три брака приходится один развод. Более полутора миллионов отцов в нашей стране предпочитают не платить по родительским счетам и становятся клиентами судебных приставов. Это похоже на ответственных людей? А ведь это как раз «то» большинство, с которым никто не нянчился. Взрослых инфантилов у нас – процентов семьдесят по подсчетам психологов. Жить трудно, но принимать решения еще тяжелее. Легче спрятаться в алкоголь, болезни или веру в «барина», который всех рассудит, в Господа, который всем воздаст по заслугам. И это очень удобно – для государства. «Взрослые дети» легко верят обещаниям, тихо голодают на нищенские зарплаты и голосуют отнюдь не умом. А в школах сокращают часы литературы, выбрасывая из программы произведения, развивающие душу. Меньше стало химии, физики, совсем исчезла из программы астрономия – наука, как утверждают специалисты, очень способствующая мышлению. И учителя не против, не выходят на митинги, не пишут лозунгов. Так спокойнее. И ответственность не наша. Семья и школа меж тем все спорят, кто должен воспитывать детей. Учителя не могут справиться с учениками и потому вызывают в школу родителей по каждому поводу. Наверное, правильно – с мамами и папами надо работать, только самостоятельности и ответственности детям это не добавляет. Гиперопека – это такая малость по сравнению с большинством родителей, воспитывающих детей по Домострою. Очень удобно, когда рядом растет послушный ребенок, четко выполняющий указания. Правда, в итоге вырастает бездушный и бездумный робот, которому нужны четкие инструкции. Человек становится не способным размышлять самостоятельно, ему постоянно нужен тот, кто будет давать четкие указания, и виноваты у него всегда будут другие. Психологи говорят, что главное – воспринимать ребенка как личность. Много ли у нас взрослых, уважающих детей? Учителям бить детей запретили, а родителям – можно. И даже нужно, как часто уверяют герои разных телепередач – мы до сих пор публично спорим об этом. Почему-то никто не спорит о том, нужно ли бить взрослых. Хотя некоторых – очень хочется. И учителя, и родители лучше знают, что нужно ребенку. Ну кто будет спрашивать детей, нужно ли им ЕГЭ? Что они понимают? А они давно уже поняли, что единый экзамен – это технология, которую можно отработать, и умение мыслить тут ни при чем. Многие мамы знают, о чем мечтают их дети? А учителей таких – еще меньше. Зачем? Где это учитывается? Тут дай бог, с отчетностью разобраться – не до детских душ. Недавно я побывала на конференции научного общества учащихся 1-4-х классов в одной замечательной школе. Доклады были хорошими, работы – глубокими и… совершенно неинтересными. Ну не могут малыши интересоваться процессом брожения дрожжей (если дома самогонку не гонят) или токсичностью снега методом биотестирования. Хотя бы потому, что слов таких не знают. Учителя сами придумали темы, сами нашли материал… Выявить интересы ребенка, нащупать тему, от которой он загорится и захочет сделать что-то сам, куда сложнее. Только кто это оценит? А как педагоги ни возмущаются, они уже привыкли к формальным оценкам своего труда. И отвыкли от человеческих. Положа руку на сердце, много ли вы видели учителей, искренне отвечающих за каждого своего ребенка? Я каждое утро иду мимо школы вместе с педагогами, отправляющимися на работу. «Здрасте, Марь Иванна!» – бодро кричат старшеклассники, смолящие цигарки рядом со школьным забором. И не всегда, судя по запаху, цигарки эти с табаком. Марь Иванна здоровается – и только. Вот если бы дети курили в школьном дворе!Так чего же мы хотим от наших детей, не желающих взрослеть? Они уходят от нас в другие миры – Интернет, наркотики, алкоголь. Наверное, там, в созданных ими реальностях, им кажется, что их любят, уважают, слушают. И главное – понимают.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt