Помощь ребенку во время урока или после него считалась в советское время обычным педагогическим приемом. Сегодня он уже не работает. Или работает, но у тех, кто еще считает себя поколением «СССР». Генетику ведь сразу не убьешь.
Сейчас все чаще оглядываюсь назад. И все чаще говорю спасибо тем людям, чья педагогическая щедрость подарила мне желание не остановиться, не сдаться, не запаниковать при неудаче и сделать шаг в простор мысли, слова, дела. Их было немного, этих людей, но я всех их помню и неутомимо все годы храню в сердце благодарность.
Если разобраться, ничего такого сверхъестественного они не совершили. Просто оказались рядом, посмотрели теплым и участливым взглядом, поступком или беседой направили туда, куда считали полезным направиться мне. И эта роскошь переплетенных ниточек человеческого общения присутствовала во многих образовательных учреждениях периода моего детства. Как данность. По большому счету практически все взрослые старались помочь детям. Это была какая-то советская генетика. Помощь считалась не зазорным и единственно правильным педагогическим приемом. Но это было раньше. Сегодня этот прием уже не работает. Или работает, но у тех, кто еще считает себя поколением «СССР». Генетику, так сказать, сразу не убьешь. Если сформулировать сегодняшний педагогический прием, то он может звучать так: «Дойди до всего сам». К примеру, ребенок учит английский язык в начальной школе по картинкам, а в средней школе от него уже требуют формулировки заданий перевести самому. Без знания грамматики и при бедном словарном запасе. «Ничего страшного», уверяет учительница, «для этого есть словари». Если в домашнем задании присутствуют новые слова, также найди и узнай значения сам. Запутался – позвони маме, другу, по телефону доверия. На физкультуре в начальной школе появляются игровые виды спорта. Не знаешь правила волейбола, баскетбола, пионербола? Найди в Интернете, позвони маме, другу, по телефону доверия. Ничего, что кто-то что-то напутает, не ответит, не вспомнит. Завтра сверстники научат на уроке. Правда, сначала они в силу возраста обидят тебя за то, что подвел по незнанию, но не сахарный, не растаешь. Пресловутые электронные журналы – это тоже часть большой и современной программы под лозунгом «Дойди до всего сам». Как-то разговорились с молодой учительницей. Она посетовала: «Три месяца, как заполняю электронные дневники, но ни один родитель из класса, а у меня 30 второклассников, не попросил пароль». А затем немножко раздосадованно учительница добавила: «Зато домой звонят часто, то одно спрашивают, то другое. Может быть, не нужно было сообщать свой номер телефона?» Может быть, и не нужно было. Родители, как и дети, должны до всего дойти сами. С таким анахронизмом, как реальное человеческое общение, в свободный виртуальный мир будущего не уедешь. Бесспорно, современная молодежь ориентируется в электронном мире как рыба в воде. Видя, как их пальцы с невероятной быстротой стучат по клавишам, ощущаешь себя первобытной амфибией, застрявшей на начальной ступени эволюции. Но даже самые мотивированные на самопознание, на самостоятельный поиск нуждаются в своевременной подсказке, в определении вектора. Наш опыт, в том числе в получении знаний, складывается не только из теоретической азбуки, но и с помощью наставника. Очень часто именно его необычный, неповторимый стиль общения становится опорной точкой при выборе профессиональной области. Нынешние дети, они, конечно, разные. С кем-то и за миллион рублей не захочется перемолвиться словом, не говоря уже о том, чтобы подставить локоток на крутой дороге знаний. Но дети, как лакмусовая бумажка, моментально диагностируют существующее положение. И делают вывод. Как-то ребята, которых я помогала сопровождать из бассейна в школу, смеясь и дурачась, попросили идти медленно-медленно, дабы путь в альма-матер растянулся на полчаса. «Да разве нет ни одного урока, на который вам бы хотелось спешить?» – удивилась я. «Не-ет!» – в один голос завопили дети. «И что, совсем-совсем неинтересно учиться?» «Не-ет!» – опять дружно подтвердили дети. «И что же делать?» – растерянно развела я руками. И тут мальчик, казавшийся самым тихим, рассудительно заметил: «Было бы здорово учиться с виртуальными учителями по виртуальным учебникам». И через секунду добавил: «В виртуальной школе». «Почему?» – упавшим голосом спросила я. «Потому что на все вопросы мы можем ответить сами. Все ответы есть в Интернете», – глубокомысленно заключил он. Надо ли говорить, что на урок мы существенно опоздали.
Комментарии