Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Нам надо быть вместе

УГ - Москва, №47 от 20 ноября 2012. Читать номер
Автор:

​Наше ДОУ открылось в 1997 году, а через четыре года, получив статус Центра развития ребенка, мы расширили свой спектр педагогических услуг. Детский сад называется «Каруселька» не случайно, ведь все события, что происходят здесь, взаимосвязаны между собой, а в педагогический процесс вовлечены не только педагоги и специалисты, но и родители.

Воспитание детей – задача непростая, но это процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. Педагоги нашего детского сада постоянно находятся в творческом поиске. Формирование коллектива происходило с первых дней открытия детского сада, все вместе мы преодолевали трудности освоения не только нового здания, но и новых веяний в дошкольной педагогике. Важно отметить, что взаимодействию педагогов в процессе работы мы всегда придаем особое значение, и научиться слышать и понимать друг друга нам помогли традиционные тренинги личностного и профессионального роста, введенные в практику нашего учреждения. Постепенно сложилась команда единомышленников-педагогов, готовых учиться, работать над собой, для того чтобы детям было комфортно и полезно находиться в детском саду, а семьи получали квалифицированную помощь в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время педагогические услуги детского сада получают 340 дошкольников района Новокосино, при проектной мощности учреждения 220 детей.Начав использовать в работе социоигровой стиль обучения, который в корне меняет позицию педагога (он становится для ребенка партнером в деятельности), мы постепенно перешли на инновационные формы образования – использование в своей педагогической практике проектной деятельности. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути их решения. Обучение при этом становится осмысленно-актуальным и необходимым самому ребенку здесь и сейчас, воспитатели выступают в роли помощников и носителей культуры: организуют пространство и вовлекают в жизнь группы других взрослых – членов семей, представителей социального окружения. Такая педагогическая позиция коллектива детского сада стала основой понимания проектной деятельности с дошкольниками, с 2004 года детский сад включился в работу городской экспериментальной площадки по теме «Пропедевтика проектной деятельности». В 2007 году был выпущен сборник статей «Взрослые и дети в образовательных проектах», в котором мы подробно представили итоги этой работы.В этом учебном году при переходе на новую систему оплаты труда был создан управляющий совет, куда вошли педагоги, сотрудники и родители детского сада, который регулирует вопросы, связанные с повышением заработной платы, зависящие во многом от качества работы кадрового состава учреждения. Понимая это, каждый сотрудник стремится повышать свой профессиональный уровень, от которого зависит не только заработная плата, но и качество работы всего дошкольного учреждения, его рейтинг на рынке образовательных услуг. Наш детский сад и его педагоги – постоянные участники окружных и городских конкурсов профессионального мастерства, мы не раз становились призерами и победителями в них. Победив в конкурсе «Детский сад для всех и каждого» в 2012 году в номинации «Новые образовательные проекты. Использование социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей», мы стали стажировочной площадкой для коллег, работающих в сфере дошкольного образования (научный консультант – доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО Марина Богомолова). Совместно с двумя московскими детскими садами (№2192 «Росинка» СЗАО и Центр развития ребенка – детский сад №2364), ставшими призерами конкурса, мы составили план мероприятий стажировочной площадки, который отражает накопленный педагогический опыт по реализации новых образовательных проектов Департамента образования, готовый к трансляции.Задача нашей стажировочной площадки – распространение инновационного опыта дошкольных учреждений Москвы, повышение профессиональной компетентности педагогов, создание условий для всесторонней поддержки профессионального педагогического сообщества для реализации проектов Департамента образования «Классическая музыка в детском саду», «Дети в музее», «Детский сад и спорт», «Московские дети умеют плавать». Для нас важны разработка научно-методического обеспечения программ повышения квалификации (стажировки) педагогических работников системы дошкольного образования по заявленной тематике и внедрение методической модели организации повышения квалификации, включающей в себя разнообразные формы: научно-методические семинары, научно-практические и видеоконференции, игровые тренинги, практикумы, методические консультации; проведение психолого-педагогического сопровождения и психолого-социальных исследований для внедрения передового педагогического опыта по заявленным направлениям (входное и выходное тестирование, анкетирование); реализация вариативных форм повышения квалификации (стажировки) педагогов; организация супервизорского сопровождения практики слушателей (стажеров) в виде индивидуальных консультаций по заявленной слушателем проблеме; подготовка и распространение научно-методических разработок по тематике стажировочной площадки.Продуктом деятельности стажировочной площадки будет проектирование педагогами на основе изученного инновационного опыта собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения, муниципалитета, округа.По нашему мнению, современный детский сад должен стать школой социального развития, в которой идет ежедневная вариативная совместная работа всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. Дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом, оно и само является частью социокультурной среды. Культурно-исторический опыт, художественное наследие поколений, накопленные человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение социокультурной среды как системы ценностей может проходить только в специально организованной игровой деятельности предметно-развивающего пространства. Приобщение к музейным ценностям, красоте классической музыки, фольклору, народным играм и сказкам, отражающим особенности восприятия природы и культуры людьми, дает возможность нашим детям стать духовно богаче, расти гармонично развивающейся личностью. Социокультурный подход предполагает необходимость организации такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных индивидуальных условий жизнедеятельности ребенка, его включение в общий контекст социокультурной ситуации с использованием всех значимых для его развития ресурсов социума, то есть организацию взаимодействия ребенка с окружающей действительностью на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-). На практике это выглядит так: наш детский сад расположен в удаленном от центра Москвы спальном районе. Несмотря на то что инфраструктура Новокосино развивающаяся и формирующаяся, мы уже нашли и укрепили связи со спортивными, культурными и художественными центрами района, в широком перечне организаций, включившихся в совместную работу, – библиотека №33, школьные музеи, музей-усадьба «Кусково», физкультурно-оздоровительный центр, музыкальная школа имени Й.Гайдна, колледж музыкально-театрального искусства №61 Галины Вишневской, созданы и реализуются совместные проекты, гостевые встречи, обмен опытом, а главное – в ходе этой работы мы обрели новых друзей и единомышленников в деле привнесения новых событий, красок и впечатлений в жизнь педагогов и детей нашего детского сада. Для всех нас это стало очень значимым и интересным опытом, а для семей наших воспитанников участие в больших городских проектах станет продолжением начатой нами работы. Дело в том, что детский сад уже 8 лет сотрудничает с ЦО №1925, где дети старших и подготовительных к школе групп пробуют свои силы на «глубокой воде» школьного бассейна, цель нашей деятельности совпала с целью городского проекта «Московские дети умеют плавать», поэтому в рамках проекта «Детский сад и спорт» для детей и их родителей были созданы семейно-спортивные клубы. Практика показала, что включенность родителей в проектную деятельность детского сада позволила повысить значимость физической культуры и заложить фундамент для здорового образа жизни своей семьи. Новая точка зрения на семейный досуг наполнила его яркими событиями с пользой для здоровья, позволила родителям стать достойным примером, поддержкой и направляющей силой к здоровому будущему ребенка. У детей появляются новые возможности для их всестороннего развития и укрепления здоровья. В рамках проекта состоялась интерактивная выставка «Спорт и мы», прошли встречи и мастер-классы с нашими выпускниками – мастерами спорта по синхронному плаванию и по волейболу. Через проектную деятельность, за счет подъема творческой активности всех участников и накопленного спортивного опыта дети могут выбрать для себя полюбившийся вид спорта и сконцентрироваться на достижении результата в нем.Сколько радости от совместно сделанных открытий подарили нам проекты Департамента культуры «Всей семьей в музей», «Выход в город» и «Праздничные маршруты», мы, со своей стороны, организовали музейные занятия, творческие вечера, маршруты для внимательных, используя образовательные возможности внутренней среды нашего детского сада.На открытие сезона классической музыки в рамках проекта «Классическая музыка в детском саду» в гостях у детей побывали воспитанники музыкальной школы им. Й.Гайдна с прекрасной концертной программой. Дети с педагогами встречали гостей, весь детский сад окунулся в живые звуки настоящих музыкальных инструментов симфонического оркестра, исполняющих знакомое произведение С.Прокофьева «Петя и волк». Перед нами выступили артисты из культурно-образовательного центра «Классика» с программой «Тайны балета». Родители вместе с детьми участвуют в концертах, раскрывая свои таланты, все вместе выезжают на групповые экскурсии, организованные сотрудниками детского сада. Совсем недавно воспитанники старших и подготовительных к школе групп вместе с родителями уже посетили Музей М.И.Глинки и Театральный музей имени А.А.Бахрушина, где работники специально скорректировали программу экскурсий для наших дошколят.Актуальность работы стажировочной площадки мы видим в том, что наш опыт заинтересовал многих педагогов нашего города. В конференции «Новые образовательные проекты. Реализация в ДОУ», которая прошла 26 сентября 2012 года, приняли участие 218 дошкольных учреждений. Уже на открытии стажировочной площадки оказалось много неравнодушных, заинтересованных, творческих педагогов-дошкольников, имеющих богатый опыт, которым они с удовольствием готовы делиться с коллегами. Многие дошкольные учреждения включены в творческие группы нашей стажировочной площадки. Организуя мероприятия для коллег, мы узнаем, что вся информация, связанная с реализацией проектов в детских садах, востребована педагогами, работающими с дошкольниками, понимаем, что нам есть о чем сказать друг другу, поделиться опытом, чтобы повысить профессиональный уровень каждого из нас и качество дошкольного образования в нашем любимом городе. Для этого достаточно просто быть вместе!Лариса ГОРЯЧЕВА, заведующая Центром развития ребенка – детским садом комбинированного вида №2343 «Каруселька»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту