search
main
0

Найти золотой ключик. И отворить заветную дверь, за которой начинается истинное творчество

Вы задумывались, когда смотрели спектакль в театре кукол или просто видели театральную куклу, где бьется ее сердце? О, это весьма интересный вопрос! И если вы найдете на него ответ, можете считать себя самым настоящим кукольником!

Мы об этом узнали от Андрея Сергеевича Денникова, заслуженного артиста РФ, режиссера и актера ГАЦТК имени С.В.Образцова! Узнали не сразу, поэтому первое время и не подозревали о некоей тайне, связанной с кукловождением. Оказывается, надо взять ее в руки и почувствовать пульс… в своей собственной руке. И тогда и откроется заветная дверка в каморке папы Карло! Ты сможешь услышать дыхание куклы и уловишь ее желание жить в твоих руках, в пространстве, подаренном тобой, говорить голосом опять же твоим, дышать одним с тобой воздухом. Удивительное чувство – ты берешь в руки тряпичное нечто, и вдруг оно способно забрать внимание от тебя – реально существующего и заставить слушать себя! Задача только одна – надо научить этому ребенка. Но как? И зачем? Вот об этом-то мы и поговорим.Творчество необходимо любому ребенку. Оно просто неотделимо от него. Каждый малыш тянется к карандашу и начинает рисовать, или поет, или танцует, подражает, играет с куклой. Пытается ее оживить! Это часть его жизни. Становясь взрослее, он чувствует в себе более определенное желание что-то создавать, просто большинству детей надо помочь, подтолкнуть, отвлечь от компьютеров, бесконечных мультиков и смартфонов. Тогда они раскрываются, расцветают, становятся увереннее в своих силах – они замечены, они нужны, они талантливы!Дети, выбравшие театр кукол осознанно, не стесняются своей привязанности и увлекаются процессом оживления. В сущности, театральная кукла – это музыкальный инструмент. Есть такая наука – кукловождение. Она необходима, как музыкальная грамота музыканту. Это та же рутинная, многократно повторяющаяся работа, как гаммы и этюды. Но можно овладеть этим виртуозно, а в кукле так и не зазвучит музыка. Вот тут-то мы и начинаем великий поиск золотого ключика.А ключик найти довольно просто, если есть Любовь. А если есть эта чудодейственная сила, то появится и желание, потом увлечение и на какое-то время ребенок овладеет этим золотым ключиком и сможет отворить заветную дверь, за которой и начинается истинное творчество.Ребенку нужна кукла – застенчивого выведет на сцену, поможет что-то сказать (это ведь не он говорит!), спрячет за собой, и смотришь – ребенок говорит, радуется своим успехам, и кукла начинает жить! Он увлечен и счастлив! Ребенка, привыкшего к первенству, кукла научит быть скромнее, потому что первенство на сцене принадлежит кукле. А еще надо отдать и голос, и пластику, и даже собственное сердце! Кстати, научиться отдавать тоже немаловажная задача воспитания!Казалось бы, все просто! Но дети, подрастая, уходят. Почему? Кого-то не смогла удержать, а кто-то уже взял, что ему было нужно, и ушел в другое творчество, но прежнее не пропадет. Даже если ребенок и не будет об этом вспоминать, все равно оно будет жить в нем, если прожиты на сцене вместе с куклой хотя бы несколько мгновений! Душа запомнит, и в нужный момент проявится то, пережитое! Созидание никогда не пропадает.Конечно, театр, в котором играют дети, имеет несколько другие задачи, нежели профессиональный театр. Творческие замыслы педагога подчиняются личностным возможностям юных актеров. Дети не подвергаются отбору, важно их желание прийти на занятия и попробовать свои силы. Именно желание создает чудеса. Казалось бы, ребенок не сможет сыграть то, что очень хочет, но он готов трудиться и преодолевать свою угловатость, плохую дикцию, неловкость и слабость рук. А другой просто создан для этой роли, но все ему дается легко, и работать он не хочет. И ты даешь этот шанс тому, у которого есть желание. И пусть твой замысел спектакля не будет воплощен в той мере, как тебе хотелось бы, но ребенок счастлив, он смог, он сделал, он сегодня допрыгнул до своей планки! Но в следующий раз тебя ждет сюрприз – результат станет настолько высок, что даже ты не ожидал такого от этого трудяги!Порой надо оказать доверие и лентяю, и тоже может статься, что ощущение собственного успеха сделает свое дело, и ребенок, не желавший учить большой текст, вдруг выучит его непроизвольно, просто потому что увлекся! Этого достаточно, чтобы работа продолжалась. И этот тоже превратится в трудягу. Примеров много! Начинают говорить громко, четко и выразительно, до мурашек, те, кто вначале что-то шептал и стеснялся до слез. И не просто говорить, а работать с куклой так, что зрители, взрослые дяди и тети, почему-то начинают плакать. Грубость тоже подвластна кукле. Правда, кукле, бедняге, сначала придется потерпеть. Потом ребенок, наблюдая в зеркале свои резкие, неаккуратные, неделикатные, а поэтому мертвые, действия с куклой, вдруг становится мягче, нежнее, тише. Словно прислушивается к кукольному дыханию… Редкое сердце может не тронуть эдакое преображение – пусть на мгновение… но преображение! Но есть и такие – всех не охватишь…Основу учебной программы кукольного театра «В гостях у сказки» составляет опять же опыт работы театра А.С.Денникова. Кроме кукловождения ребята занимаются пластикой. Кукла, как известно, прежде всего разговаривает своим телом. Как и у Денникова, у нас нет механических кукол, которые открывают рот, глаза, поднимают руки от нажатия кнопки. Наши куклы сшиты из ткани, они не могут изменять выражение лица. Но способны менять положение рук, ног, тела, головы, они должны быть пластичны. И тогда можно сыграть даже оттенки какого-либо переживания. Поэтому юному актеру необходимо чувствовать собственное тело, чтобы научить этому куклу. Раньше мы этого не знали и вставили в одну из первых своих кукол штырь, чтобы держалась голова. И кукла – что мы с ней только ни делали – оставалась просто куклой, пока этот штырь случайно не вылетел! И тогда мы вдруг увидели, что кукла ожила! Но это серьезная ответственность: случайно отпустишь голову – и куклы нет, голова повиснет так ужасно, неестественно, страшно… Поэтому не во всех куклах такое устройство. В некоторых танцевальных номерах штыри все-таки есть – это же дети!И, конечно, речь! Без речи нет актера! У нас есть и бессловесные номера. Но речь остается основным требованием в театре. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речедвигательные упражнения со скороговорками необходимы ребятам даже просто для обычной жизни и собственного здоровья. Уверенно и красиво говорящего человека и услышат, и увидят, и заметят! Вы согласны?

Оксана КОЛАБСКАЯ, педагог дополнительного образования школы с углубленным изучением отдельных предметов №1466 имени Надежды Рушевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте