search
main
0

Найди свой ключик к тексту

Как часто нам приходится придумывать текст? Мы делаем это ежедневно! Отвечаем в мессенджерах, пишем пост в сети «ВКонтакте». Но ведь никто не учит нас делать сообщения запоминающимися, яркими, интересными и точными. Мы здесь сами себе учителя, поэтому необходимо еще с начальной школы развивать в детях чувство стиля, желание поиска точного слова, обучать приемам создания текста, который заинтересует читателя.

 

Прием «7 ключиков к тексту» помогает реализовать потенциал писателя-творца. Начинаю я такую работу с проблемной ситуации – на доске размещаются изображения 7 ключиков. Я спрашиваю ребят: «Символом чего может быть ключ? Почему на уроке развития речи, где мы учимся составлять тексты, мы видим 7 ключей?» Кто-нибудь из детей обязательно скажет, что ключ открывает новое, а значит, мы совершим 7 новых открытий в процессе создания текстов.

Далее я предлагаю детям два текста, которые мы читаем, чтобы выбрать, какой интереснее. Начинаем разбирать, как построен каждый из них. В первом автор рассказывает только о том, что делал герой. На доске открываю первый ключик, на котором написано: «Что я делал?».

Второй рассказывает не только о том, что делал герой, но и о том, что он увидел. Открываем на доске второй ключик: «Что я увидел?». Продолжаем вчитываться в текст и открываем его новые секреты. Уже во втором предложении открывается новое: «Что я подумал?». А в следующем предложении – «Что я почувствовал?». Это гораздо интереснее!

Осталось открыть тайну оставшихся трех ключиков. Ребята без труда догадываются, что еще можно рассказать о том, что слышал и сказал герой. Последний, 7‑й, ключик остается закрытым именно для того, чтобы дети знали, что всегда есть идеи и ключи, которые может реализовать только сам автор! И ребята предлагают свои варианты: «О чем мечтал?», «Что предположил?».

Ребятам предлагается создать текст, в котором будут все 7 ключиков. А с помощью чек-листа команды могут оценить работу друг друга.

Этот прием появился в моей методике тоже благодаря тому, что когда-то я в книге «Взгляд кролика» японского писателя Кэндзиро Хайтани нашла один интересный эпизод о создании текста. Пусть этот прием и вам, коллеги, поможет учить ребят создавать такие высказывания, которые будут вдохновлять, вести вперед и открывать много нового. В самих себе!

Александра БУЛАВКИНАучитель начальных классов школы №1798 «Феникс»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте