На платформе «Кинопоиск» вышел российский фильм «Чупакабра». Дебютная картина режиссера Григория Коломийцева повествует о ребенке, ставшем сиротой при живых родителях, и играет давно сложившимися для российского артхауса установками.
«Чупакабра» – это холодная безысходность, которой пропитана жизнь главного героя, мальчика Андрея (Платон Кузмич). Андрей живет в маленькой прибрежной деревне в доме матери (Татьяна Князева), которая планирует сдать ребенка в интернат. Андрей не умеет ни читать, ни писать и целыми днями неприкаянно бродит по поселку, собирая пустые стеклянные бутылки, чтобы потом обменять их на копейки. Однажды после шторма мальчик находит на берегу мертвую собаку, которую принимает за мифическое животное – чупакабру. Вместе со своей старшей подругой Леной (Карина Александрова) Андрей хоронит чупакабру, и ее могила становится для него магическим маяком в блеклой и безжалостной реальности.
Несмотря на то что тема тяжелых семейных отношений отзывается буквально в каждом из нас, «Чупакабра» – исключительно фестивальное кино. В нем отображена стандартная для отечественного артхауса проблематика современной России. Андрей – нежеланный ребенок, на котором мать вымещает обиду на отца, называя тряпкой и недоделанным, а отец (Олег Ягодин) живет с ними в одной деревне, но сына знать не хочет. Ему куда интереснее водка, даже когда Андрей ссорится с матерью и ищет у отца приют, тот выставляет его за дверь в стылую и ветреную ночь. Деревня Андрея – загнивающее, полуразрушенное серое место, грязное, усеянное пластиком и стеклянными бутылками из-под пива, где днем работают, а по вечерам пьют и смотрят телевизор. Единственная, кто беспокоится о маленьком Андрее, – это девушка Лена, однако и она мечтает уехать из поселка в безымянный, но такой притягательный Город.
Фильм затрагивает вопросы семейных отношений, алкоголизма, воспитания, поиска друзей, детской социализации и формирования психики в результате взаимодействия с внешним миром, но все это черновик, набросок на бумаге. Голые и ветреные просторы родного края Андрея болезненно отражают его ненужность, а образ мифической чупакабры призван показать трепетную надежду мальчика на помощь чего-то доброго и могущественного, чем для ребенка должны быть родители. Однако ни визуально, ни нарративно «Чупакабре» не удается рассказать законченную историю. Где-то с середины в картине постепенно начинают преобладать аллюзии, а концовка и вовсе является метафорой чуть более, чем полностью: намеренно лишенная конкретики, практически переходящая в жанр фэнтези, она уничтожает суровый реализм, к которому изначально стремился фильм.
«Чупакабра» – это эскиз, статичная зарисовка из деревенской жизни, какой ее представляет себе городской режиссер. Главный герой не развивается, за исключением одной-единственной сцены, где он впервые решает помочь матери, но это в итоге ни к чему не приводит, жизнь не меняется. Другие персонажи – лишь статисты на сцене. Диалоги часто безжизненны и блестят фальшью, как блестят под холодными лучами солнца стеклянные бутылки, которые собирает Андрей: герои выражаются так, как люди в жизни не говорят. Однако нельзя не отметить выбор съемочных локаций: природа прибрежного поселка предстает скупой, но холодно-красивой, своей цветовой (вернее, обесцвеченной) палитрой определенно отсылая к «Левиафану» Андрея Звягинцева. Хотя Коломийцев идет дальше: если у полуразрушенного поселка в «Левиафане» было название, то у деревни Андрея его нет вовсе. Это просто Деревня, антоним и антагонист такого же безымянного Города, о котором с придыханием говорят сельчане.
Впрочем, «Чупакабра» похожа на «Левиафана» не только колористикой, но и своим стремлением показать никчемность отдельной человеческой жизни и ничтожность жизни в российской деревне в целом. «Чупакабра» в некотором роде является детской версией «Левиафана», где в образе библейского чудовища предстает не государство, а родная мать. Маленького Андрея ждет интернат как нечто новое, пугающее и неизбежное, точно так же как главного героя «Левиафана» Колю ждут снос его дома и переселение в полуразрушенную клеть хрущевки. От Андрея отворачивается его мать, всегда являющаяся для ребенка богом. От Коли отворачивается его государство. Присутствует даже некоторая общность сцен, например, где Андрей и его друг Петя (Серафим Черкинский) стреляют камнями по найденным бутылкам. В «Левиафане» взрослые стреляют по бутылкам из ружей. И в конце концов главных героев обоих фильмов ждут только горечь, боль, одиночество, ничего больше.
Тем временем образ чупакабры как высшей силы, заменяющей в детском воображении и мать, и Бога, остается непонятен. Фантазия маленького Андрея, конечно, с легкостью превращает бездомную собаку в чупакабру благодаря паре кадров из передачи на РЕН ТВ. А сам режиссер в интервью говорит, что выбрал это создание, потому что в него верят и взрослые тоже, что чупакабра – это проявление детской тяги к мистическому, нежелание человека терять связь со своим прошлым маленьким «я». Однако сложно понять, для чего в фильме в качестве маяка надежды использовано именно это чудовище, монстр современной мифологии, не имеющий никаких положительных черт.
Фильм «Чупакабра» не хорош, но и не откровенно плох. Это первый шаг молодого режиссера в полнометражное кино. Стоит лишь отложить жанровые стереотипы и всецело довериться собственному видению мира, и тогда получится по-настоящему самобытное кино.
Комментарии