search
main
0

Начните с чистого листа. Русский язык и литература

Как-то к Бертольту Брехту пришел молодой человек и сказал: – У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не знаю, как начать. Брехт улыбнулся и посоветовал: – Очень просто. Начните с… левого угла на чистом листе бумаги. Участники конкурса «Сто друзей» в номинации «Русский язык и литература» с блеском сдают такой экзамен на гениальность уже не первый год.

Наталья Барданова, Шахунская гимназия имени а Нижегородской области. Проект урока русского языка в 9-м классе «…все в отражении…».

В этом году мы получили 294 конкурсные работы от 181 учителя русского языка и литературы. Кемеровскую, Новосибирскую области, Краснодарский край можно назвать лидерами по числу учителей, приславших свои разработки по русскому языку и литературе.

Как всегда, отметим тех, для кого участие в конкурсе стало хорошей традицией. Не первый год радуют своими материалами Наталья Барданова (город Шахунья Нижегородской области) и Нина Беликова (Карасукский район Новосибирской области), Елена Власова (город Чусовой Пермского края) и Светлана Голякова (село Рощинский Стерлитамакского района Республики Башкортостан), Любовь Демьянивская (город Копейск Челябинской области) и Вера Дмитриева (село Новое Барятино Республики Башкортостан), Елена Потапова (город Междуреченск Кемеровской области) и Марина Пуговкина (город Усолье-Сибирское Иркутской области). Да, я, наверное, буду расстроена, если снова не увижу в числе участников Светлану Ясинскую из Череповца и Ирину Сивцову из Рязани. Работы показывают, что эти учителя нашли свой путь и движутся по нему, как сказал бы классик, «вперед и вверх»!

От такого хвалебного вступления перейду к ряду критических замечаний.

На правах человека, читающего конкурсные работы уже не первый год, хотела бы сказать о подходе к оценке литературного творчества учащихся и самих участников конкурса. Соглашусь, что часто учителю сложно подобрать текст из произведений художественной (публицистической) литературы, насыщенный орфограммами и пунктограммами, изучаемыми на уроке. И тогда приходится создавать такой текст самому или адаптировать существующий. Но это делать можно и нужно аккуратно, с должным вниманием к слову. И такие примеры в почте конкурса есть. Но, создавая сценарий литературной гостиной или внеклассного мероприятия по предмету, вряд ли разумно использовать рифмованные строки собственного сочинения. Ведь речь учителя – важное средство обучения и воспитания. Почему мы, говоря о творчестве поэтов, обращаемся только к их портретам? Предлагаем ученикам сочинить собственные стихи, уверяем их, что каждый может стать поэтом, но без обращения к признанным образцам рискуем получить графоманов, считающих, что все написанное складно – поэзия. Показалось очень точным мнение С.В.Рычковой (Виноградовой), члена Союза писателей России, прозвучавшее в ее предисловии к сборнику «Дебют вдохновения» (прислан на наш конкурс): «При желании можно зарифмовать медведя и 10 копеек. Но вот стоит ли это делать? Может ли учитель научить писать стихи? Нет, а вот помочь услышать настоящие стихи, отличить их от окружающего графоманства, может». К сожалению, иногда учителя путают урок литературы и внеклассное занятие по предмету. В итоге дети много и не всегда хорошо пишут. Будем надеяться, что у нас хватит педагогического такта и чувства стиля, чтобы отличить в работах наших учеников зерна от плевел.

Каждый учитель знает, как важно ярко, эмоционально, необычно начать урок. Это могут быть интрига, необычный поворот, казалось бы, знакомой темы. Важно следовать принципу научности, системности. Приведу в качестве примера начало урока, посвященного творчеству М.Горького, – «К Горькому живому, нехрестоматийному» (Ирина Шерстянникова, средняя школа №129 Перми). Учитель сообщает учащимся, что Горького всегда оценивали неоднозначно, и предлагает сопоставить несколько точек зрения:

В.И.Ленин: «А.М.Горький – пролетарский писатель, несомненный авторитет в пролетарской литературе».

Ф.Э.Дзержинский: «Он является поэтом пролетариата – выразителем его коллективной души».

К. Радек (критик, современник Горького): «Горький – больной и шатающийся то в одну, то в другую сторону зуб, но зубу этому не место в пролетарской челюсти… Горький был полезен пролетариату, но не всякий писатель, который полезен пролетариату, – пролетарский писатель».

А.В.Луначарский: «Горького мы признаем первым по времени и первым по рангу пролетарским писателем, но еще до самого последнего времени живет сомнение: пролетарский ли писатель Горький?»

Учащимся предлагается выявить противоречия, сформулировать проблемный вопрос, цель урока.

И вот другой пример (привожу без изменений речь учителя): «Есенин и его творчество, мы говорили, ассоциируются с кленом. И это мы доказали с вами. Сегодня на урок я принесла еловые ветки. В течение пяти уроков мы будем знакомиться с творчеством этого поэта, а к концу нашего знакомства вы должны сделать вывод: можно ли сделать такое сравнение – творчество В.Маяковского и еловые ветки?» Вряд ли уместно подменять цель попыткой выстроить некие ассоциации.

Известно, что на уроках русского языка и литературы воспитание невозможно отделить от образования, поэтому, выбирая форму работы, не забываем, что тем самым мы вольно или невольно задаем определенную модель поведения. Например, вот так начинается урок литературы в 9-м классе, посвященный жанру оды: «Сегодня необычный урок: к нам пришло высшее должностное лицо нашего образовательного учреждения. Наша задача: разработать торжественную оду на данное событие». В методических комментариях к уроку читаем, что «необходимое условие для решения поставленной задачи – создание определенного эмоционального состояния авторов. Одический восторг». Не знаю, удалось ли учащимся прийти в состояние «одического восторга», но как-то неуютно от мысли о подобном манипулировании детскими душами.

Еще одно замечание: «Занимательность (но ни в коем случае не развлекательность) внеаудиторных занятий, – пишет Николай Михайлович Шанский, – должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы». Задумывая урок-концерт, надо определить все же его цель. Иногда представленные материалы (20 листов перепечатанных стихотворений) позволяют предположить, что концерт получился, наверное, а вот урок нет.

Большое количество присланных работ не позволяет в данной статье подробно рассмотреть каждую, но мы предлагаем вашему вниманию отдельные методические секреты, находки учителей – пополняем нашу методическую копилку!

«Чтобы продлить новогоднее настроение, предлагаем заглянуть в вазочку с конфетами и разгадать зашифрованные в антонимах названия: летняя смородина – «Зимняя вишня», рыбка – «Пташка», тетя Маша – «Дядя Степа», Мизгирь – «Лель», босая мышь – «Кот в сапогах», синие ботиночки – «Красная шапочка».

А можно сыграть в «Фант-лото»: ведущий достает из коробки конфетные фантики – фишки и произносит их название. Перед участниками игры – карточки, на которых вместо чисел названия конфет. Следя за ведущим, участники закрывают фишками нужные блоки. Игрок, раньше других закрывший первую горизонталь, произносит в торжественном стиле хвалебное слово конфетам, названия которых были упомянуты. Партнер, закрывший вторую горизонталь, должен вспомнить загадку или поговорку, включающую одно из названий. Участник, закрывший всю карточку, должен за 5 минут написать короткий рассказ, используя названия конфет. Пока победитель выполняет свое задание, соревнование продолжается: «Кто больше вспомнит стихотворных строк со словами, ставшими названиями конфет?» (Галина Дорнес, средняя школа №1 Карасукского района Новосибирской области).

«Изучая жанр сказки, можно попасть в сказку с помощью волшебного клубка ниток с вложенными в него записками: «Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться у тесовых у ворот, там, где присказка живет»; «Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться. Нас зачины уже ждут, они нас в сказку проведут»; «Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться. Вспомни сказки, назови и про чудеса всем расскажи»; «Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться. Сказка ждет нас впереди, сочиняйте от души»; «Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться. Сказка уж к концу подходит и к концовке нас приводит». Вот так, постепенно разматывая волшебный клубок, повторяем и сочиняем» (Ольга Папчихина, Усольская средняя школа имени И.Н.Ульянова Самарской области).

«Известно, что положительные мысли всегда дают положительный результат, поскольку мысль – это семя любого действия. Важно обратиться к мудрой мысли в начале урока, чтобы весь ход урока был логически подчинен ей, прослеживалась эта мысль в действиях учителя и учеников, в заданиях и ответах, выводах в конце урока. Попробуйте, пусть январь пройдет под знаком Силы души и Ответственности, февраль принесет Покой и Решительность, март – Любовь и Чистоту, апрель – Уверенность в себе и Единство, а май – Мужество и Легкость» (Нина Беликова, средняя школа №1 Карасукского района Новосибирской области).

«Лучше всего запоминается то, что открыл для себя сам, поэтому надо включить ученика в процесс добывания знаний, их «порождения заново» и предложить создавать проект – учебник по русскому языку нового типа «Просто о сложном». В нем будут собраны правила в занимательной форме – в виде стихов, сказок, рисунков, анекдотов. Например, так: нарисовать «домики для жителей» – первого, второго и третьего склонения имен существительных – и сочинить о жильцах стихи. «В первом доме из окошка / Смотрят тетя, дядя, кошка», «На втором строении Окошко – загляденье. / Нет в нем никого, не жди, / Прямо к третьему иди», «А над третьим ночь-полночь, / Спит там дочь, и тихо брошь / Тащит мышь к себе под печь. / Тишь…» (Лариса Жуковец, средняя школа №119 с углубленным изучением отдельных предметов Авиастроительного района Казани Республики Татарстан).

«Изучая правила оформления конверта, можно и нужно сделать эту работу не формальной, а уточнить, кто из ветеранов Великой Отечественной войны проживает в городе, подписать открытки и отправить тем, кто дорог нам не только на словах» (Елена Власова, средняя школа №5 города Чусовой Пермского края).

«Находить ошибки в собственных тетрадях – не самое увлекательное занятие, а вот найти ошибки в рекламных объявлениях или меню в кафе – совсем другое дело: «Впервые в Калининграде – экстремальный аттракцион» (Елена Горбунова, начальная школа – детский сад №72 Калининграда).

«Работа в редакции (в рамках деловой игры), где каждому отделу предлагается определенное задание, например: известная косметическая компания оплатила рекламу в вашей газете парфюмерной воды Little Black Dress – «Маленькое черное платье». Задача: сделайте лингвистический анализ рекламного текста с точки зрения его влияния на потенциальных покупателей, решите вопрос о целесообразности его публикации» (Надежда Карцева, Новокузнецкий филиал Томь-Усинского горноэнерготранспортного колледжа Кемеровской области).

«Все ли мы понимаем, читая произведения А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина? Важно не только заглянуть в словарь, но и включить некоторые слова в речь. Задание-находка: представьте, что вы режиссер молодежного театра «Поиск». Актеры очень талантливы, но постановка комедии «Горе от ума» дается с трудом. Вы стремитесь работать с каждым актером отдельно, учите видеть своего героя… Действие I. Явления 1-е и 2-е. Актриса, играющая Лизаньку, подвижна, энергична, она умело передает беспокойство за барышню, бойко отвечает Фамусову, очень мила, но… Вам не нравится! Это не служанка в доме старомосковского барина – актриса играет свободного человека. Вы помогаете ей советом:

«Лиза – крепостная. Она прекрасно понимает, что она в полной зависимости от настроения, каприза своей барышни, воли хозяина дома. Она, конечно, очень жива, подвижна, даже смешлива, но… она боится! Передайте эту двойственность поведения: резвость натуры и робость перед властью. Явление

2-е начинается репликой: «Ах! Барин!» Вы сыграли только неожиданность. Но ведь Лиза понимает, что за проделки барышни отвечать ей самой придется. Давайте сыграем именно страх, оцепенение. Вы должны измениться сразу, превратиться на глазах из милой девушки в крепостную служанку, испуганную, покорную. Продолжите монолог режиссера. Подготовьте расширенные ремарки для реплик Лизаньки, которые подчеркнут именно ее подневольность (по всей пьесе)» (Нина Семилейская, Гимназия станицы Каневской Краснодарского края).

Среди многих хороших, качественных работ определены лучшие материалы по литературе.

В номинации «Сценарии уроков»

Екатерина Лобачева, средняя школа №70 города Кирова. Урок «Времен связующая нить».

В основе занятия – сравнительный анализ стихотворений Г.Р.Державина «Снегирь» и И.А.Бродского «На смерть Жукова». В школе, где работает учитель, есть кадетские классы, поэтому материал отобран с учетом интересов учащихся, которые до урока получают задания по группам – историки, биографы, литературоведы… Избранная форма урока и отобранное содержание позволяют формировать такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, уважение к историческому и культурному наследию страны, умение сотрудничать, слушать собеседника и высказывать свое мнение (см. стр. 18, где опубликован урок).

Светлана Анисимова, средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов города Назарово Красноярского края. Урок «Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века» (6-й класс).

Ученики получают задание подготовить материал для представления творческого портрета одного из русских поэтов в рамках темы, проанализировать 1-2 стихотворения, раскрывающих образы родной природы. Публичное выступление групп сопровождается слайдовой презентацией, включающей краткую биографическую справку о поэте, тексты выбранных стихотворений, иллюстрации, цветовое оформление, соответствующие восприятию выбранных стихотворений.

Валентина Давыдова, гимназия №19 города Кургана. Урок «Были времена, прошли былинные…».

Хороший урок-исследование по былинам. Идет работа над композицией, изучаются особенности языка былины. Детям предлагаются разнообразные задания, в том числе по словообразованию. Есть выход на литературу, историю, русский язык.

В номинации «ИКТ в образовательном процессе»

Любовь Калиничева, средняя школа №939 Москвы. Урок-проект с использованием ИКТ «Юмористические рассказы Антоши Чехонте».

Учитель не только описывает работу над этапами проекта, но и представляет его результаты.

Мария Космирак, лянторская средняя школа №6 Тюменской области ХМАО. М.Ю.Лермонтов «Бородино». Интегрированный урок литературы с применением ИКТ в 5-м классе.

Очень плотный урок по количеству материала, хорошая презентация, интеграция с музыкой и историей. Удачный подбор дополнительного материала.

Елена Николаева, средняя школа №50 Чебоксар Чувашской Республики. Мультимедийное приложение «Изучение биографии писателя на уроках литературы».

Многие учителя дают школьникам задание подготовить презентацию, рассказывающую о биографии писателя, его ключевых произведениях. Эта работа – замечательный пример того, как все это доведено до ума – собрано на одном диске, где очень удобная навигация, хронологическое расположение материала, есть раздел творческих работ учащихся. Например, представлены интересная работа по сопоставлению поэмы С.А.Есенина «Анна Снегина» и романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», размышления о времени и пространстве в романе М.А.Булгакова.

В номинации «Технологии и методики преподавания»

Ирина Львова, гимназия №6 города Алатырь Чувашской Республики. Проект, посвященный роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Паспорт проекта представлен в стихотворной форме, онегинской строфой, с чувством юмора:

Не мысля этот свет забавить,

Как все, устав от суеты,

Хотела б я тебе представить

Проект, достойный простоты.

Учиться мы не перестанем,

Век девятнадцатый помянем.

Хороший извлечем урок

И перекинем к нам мосток.

И «наше солнце»

Опять сердца расшевелит,

Научит нас и просветит.

Лишь ставьте ушки

на макушки.

И в знанья сложатся слова:

«Онегин: I глава».

Проект предполагает исследование того, какие изменения с героем происходят в XXI веке. Учитель планирует, что полный текст «Евгения Онегина ХХI века» будет готов в мае 2010 года. Почитаем?

В номинации «Материалы к уроку»

Ольга Ушакова, гимназия №5 города Сочи Краснодарского края. «Лучший в мире Карлсон», материал к уроку, посвященному 100-летию со дня рождения Астрид Линдгрен.

Написано хорошо, проникновенно. Анализируя текст, пятиклассники стараются увидеть изменения в характере Малыша. «Надо ли исправлять Карлсона? Можно ли это сделать?» – задает вслед за писательницей вопрос учитель. Ведь каждый малыш так похож на него…

В номинации «Организация внеклассной работы по предмету»

Анна Супрунова, лицей №15 городского округа Химки Московской области. «Читаем всей семьей».

Конкурсантка предлагает нестандартные формы работы учителя литературы с родителями и детьми. Это конспекты занятий, которые помогут заинтересовать родителей, организовать семейное чтение. То, чем делится Анна Витольдовна, вполне доступно, не требует больших временных затрат, помогает превратить родителей в союзников.

Татьяна Савельева, Селенгинская гимназия Кабанского района Республики Бурятия. Урок внеклассного чтения по повести-притче Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Многие, возможно, критически заметят, что времени нет даже на программные произведения. Но эта философская повесть позволяет вести разговор о том, что важно в становлении личности учащихся: о ступенях совершенства, где каждая ступенька – лишь подготовка к следующей, о любви, доброте. Ричард Бах утверждает, что в каждом из нас живет Чайка Джонатан, может, стоит над этим подумать? Интересный урок, все продумано до мелочей: и карты-подсказки, направляющие работу учащихся, и критерии оценивания.

А теперь о лучших материалах по русскому языку.

Наталья Барданова, Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина Нижегородской области. Проект урока русского языка в 9-м классе «…все в отражении…».

Очень интересный урок, основанный на сопоставлении двух текстов – А.Солженицына и М.Пришвина – с одинаковым названием. Идет обобщение и систематизация по морфемике, морфологии и орфографии.

Таисия Старкина, кадетская школа № 95 г. о. Самара. Урок русского языка в 5-м классе на тему «Синонимы».

Благодаря специально подобранному материалу происходит углубление понятий «воин», «воитель», «солдат», «Отчизна», «Родина»…

Ольга Папчихина, Усольская средняя школа имени И.Н.Ульянова Самарской области. Урок на тему «Глагол» в 5-м классе.

Текстовая опора этого урока-повторения – сказка «Бременские музыканты». Учитель замечательно подобрал и адаптировал текст сказки для урока, продумал задания. Сквозной сюжет делает урок интереснее.

Татьяна Половкова, средняя школа №147 Новосибирска. Урок в 6-м классе на тему «Гласные в суффиксах -ек и -ик существительных».

Изучая правило о выборе гласных в суффиксах существительных, можно отправиться на остров сокровищ и собирать фрагменты карты, восстанавливать письмо Флинта: «Дорогой дружоч__, ступив на бережоч__ острова Ямайка, я спрятал клад. Но найти его сможет не каждый умник. Заветный ларч__ находится к югу от водопада Даннс Ривер. Там находится тропический сад, в котором растет огромный бамбук. С северной стороны от него вырой яму. И там ты обнаружишь ларч__, набитый дублонами, испанскими песетами и серебряными слитками». Все это приключение сопровождается качественной презентацией, не просто иллюстрирующей, но и направляющей учащихся.

Светлана Ясинская, средняя школа №22 города Череповца Вологодской области. «Обучение приемам понимания текста на уроках гуманитарного цикла с мультимедийным сопровождением».

Обучение приемам понимания текста на уроках гуманитарного цикла – важная проблема, решение которой в первую очередь ложится на плечи учителя русского языка и литературы. Создание вторичных текстов, плана, написание конспектов и тезисов могут рассматриваться как итог понимания и начало произвольного запоминания. Умение читать и понимать прочитанное – база формирования коммуникативной компетентности. Опора на исследования в этой области позволяет учителю выстроить систему работы по обучению разным видам чтения.

Татьяна Шебурова, средняя школа села Пушанино Белинского района Пензенской области. Урок русского языка в 9-м классе на тему «Есть такая профессия – Родину защищать… (Солдатская жизнь в письмах из Российской армии)».

Татьяна Николаевна – учитель, мечта которого была стать юристом, а стала она педагогом, и изменить педагогической профессии не смогла, даже когда ее избрали главой сельской администрации. Это мы узнали не из конкурсных материалов, а из отзывов учеников, размещенных в Интернете.

Вместо комментария к уроку приводим речь учителя из сценария: «Солдатское письмо – это документ особого свойства. Оно предназначено самым близким и родным людям. За простыми, незатейливыми строчками письма видится внутренняя связь каждой конкретной жизни с жизнью народа: трудно мне, трудно всем. Значит, я должен, я могу, мы можем. Наверное, это и есть настоящий патриотизм. Им, вчерашним школьникам, восемнадцатилетним мальчишкам, выпала доля прадедов постоять за свое Отечество. А в 19 лет они стали ветеранами боевых действий. Однажды в «Учительской газете» я увидела урок, построенный на солдатских письмах. В нашем доме хранится тоже стопка солдатских писем, которые мне очень дороги, – это письма моего сына».

Урок, построенный на письмах сына, которому пришлось испытать весь ад чеченской войны, позволяет решать не только учебные, но и сложные задачи воспитания.

Инна Жукова, средняя школа №7 города Колпашева Томской области. Дидактические материалы к факультативному курсу «Олимпиадная литература».

Каждому учителю знакомы сложности при подготовке учащихся к олимпиадам. Материалы к уроку, представленные Инной Витальевной Жуковой, могут стать хорошим подспорьем для коллег.

Наталья Носачева, средняя школа №10 города Междуреченска Кемеровской области. Коррекция знаний учащихся 9-го класса в условиях подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме (см. стр. 19).

Учитель верно замечает: обучаясь по традиционной программе, школьники не имеют на руках учебников за предыдущие классы, чтобы самостоятельно повторить необходимый материал. Все это вызывает потребность в дополнительном сборнике теоретического и практического материала, который позволит систематизировать приобретенные знания или ликвидировать пробелы, поможет школьнику получить четкое представление о предстоящем экзамене.

Многие материалы, прочитанные в рамках экспертизы, заставляют задуматься, в чем-то переосмыслить свой собственный опыт. Признаюсь, что часто мысленно восклицала: «Вот ведь работают люди! Как здорово придумано!» Искренне благодарна участникам за тот опыт, которым они делятся с нами. И уверена, в столах наших конкурсантов еще много чистых листов бумаги, а значит, будем ждать новых оригинальных идей и их гениальных воплощений.

Ирина ДОБРОТИНА, научный сотрудник лаборатории координации фундаментальных исследований ИСМО РАО, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, лауреат конкурса «Учитель года России-2002», лауреат Премии Президента РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте