Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

На пути к инклюзивному будущему

УГ - Москва, №25 от 22 июня 2010. Читать номер
Автор:

С 2006 года детский сад комбинированного вида №281 – участник Городской экспериментальной площадки по внедрению интеграции в образовательные учреждения Центрального округа. Наша тема экспериментальной работы – «Разработка и реализация новых технологий, направленных на улучшение психофизического здоровья детей, методов оздоровительной работы и воспитательно-образовательных мероприятий в условиях инклюзивного ДОУ. Интеграция детей с разными возможностями в рамках средового подхода».

уть интеграции мы выбрали сознательно еще в 2003 году, и он оказался для нас очень непростым. Самые разные трудности встречались на нем, но ни разу мы не усомнились, что идем правильно. Результат (у нас уже есть «выпускники»), который мы видим, просто окрыляет, дает силы преодолевать все трудности и испытания и работать, работать и жить.

Поначалу процесс интеграции был стихийным. Детей с ОВЗ просто помещали в среду сверстников: в обычные группы ДОУ к обычным воспитателям. К сожалению, тогда в детском саду не было условий, отсутствовали специалисты сопровождения: психолог, дефектолог. Неподготовленность кадров привела к тому, что некоторые педагоги уволились, не сумев перестроить стиль и методы своей работы. Интеграция на тот момент могла выглядеть так: ребенок с ОВЗ сидел в уголке предоставленный сам себе в своей стереотипной деятельности, или, наоборот, «добрая» воспитательница все время держала его за руку, не отпуская от себя ни на шаг.

На следующем этапе процесс интеграции стал для нас более осмысленным. Мы обратились за помощью к профессионалам в области сопровождения детей с ОВЗ в специализированные государственные и негосударственные центры: ЦППРиК «Тверской», ЦЛП, Даун Сайд Ап. Специалисты центров стали оказывать нам информационную и методическую поддержку. Работать стало несколько легче, но недостаток нормативно-правовой базы, программно-методического и кадрового обеспечения все равно очень усложнял нам жизнь. С 2006 года в рамках экспериментальной площадки в ЦАО процесс развития инклюзивного образования стал более централизованным и простроенным. Управление образования Центрального округа приняло локальные акты по поддержке интегративного образования, была, с одной стороны, создана некоторая нормативная база в Москве, с другой стороны, нам оказывали помощь специалисты центров лечебной педагогики и Даун Сайд Ап (дефектологи, психологи, логопеды) по работе с детьми с ОВЗ. Методическую помощь мы получали и от ЦППРиК «Тверской», курсы повышения квалификации для специалистов и воспитателей были открыты на базе МГППУ. Все это значительно облегчило жизнь ДОУ.

Сегодня у нас существует и частичная интеграция, и полное включение детей с ОВЗ в группы нормативно развивающихся сверстников с необходимым сопровождением специалистов. К концу второго этапа эксперимента мы выработали свои технологии сопровождения детей с ОВЗ в рамках детского сада. Наша тема экспериментальной деятельности в ГЭП – «Разработка и реализация новых технологий, направленных на улучшение психофизического здоровья детей, методов оздоровительной работы и воспитательно-образовательных мероприятий в условиях инклюзивного ДОУ. Интеграция детей с разными возможностями в рамках средового подхода». Понимание того, что среда играет ведущую роль в развитии каждого ребенка, формирует его как личность, развивает интеллектуальные возможности, исследовательскую активность и эмоциональную сферу – тот основной фактор, на который мы опираемся в своей работе. Под средой мы, конечно, понимаем не только предметную среду, но и психологическую составляющую любой среды: взаимоотношения с близкими взрослыми и сверстниками.

Сегодня мы пришли, на наш взгляд, к самой оптимальной стратегии работы, подходящей к нашим условиям: ребенок может попасть в ДОУ через центры или при самостоятельном обращении семьи на консультативный пункт (КП) ДОУ №281. Официальное зачисление в группу проходит через ПМПК Центра «Тверской».

Первая ступень инклюзии – индивидуальные консультации семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, и цикл из 8-10 занятий на КП.

Вторая ступень инклюзии – группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», в которой ребенок адаптируется к ДОУ, другим детям и наблюдается специалистами ДОУ. На начальном этапе адаптации у детей с ОВЗ достаточно гибкий график посещения группы. По мере адаптации и развития в группе кратковременного пребывания увеличивается длительность пребывания ребенка в ДОУ, и дети начинают посещать совместные с нормативно развивающимися сверстниками физкультурные и музыкальные занятия. В дальнейшем – занятия по развитию продуктивной деятельности (сроки включения в интегративный процесс каждого ребенка зависят от его особенностей) и занятия со специалистами.

Третий этап – полное включение ребенка с ОВЗ в группы нормативно развивающихся сверстников. При этом также постепенно, начиная с гибкого режима посещения и доводя до максимально возможного для ребенка времени пребывания в ДОУ. Надо отметить, что, с нашей точки зрения, данный вид инклюзии подходит не для всех детей с ОВЗ. Некоторым более полезно остановиться на 2-м этапе. Особенно это касается тех детей, для которых ежедневное пребывание в группе сверстников полный день становится травмирующим фактором в силу слабости их нервной системы. Также некоторые дети с процессуальными заболеваниями прежде чем войти в группу полного дня, должны пройти курс лечения у специалиста-психиатра для снятия симптомов острого психотического состояния.

За ребенком постоянно ведется динамическое наблюдение, по результатам которого на консилиуме, состоящем из специалистов и воспитателей, меняются программа и иногда маршрут сопровождения ребенка в ДОУ. Из наших наблюдений можно отметить, что даже частичная инклюзия на первых ступенях (в группе «Особый ребенок») имеет положительный результат, который влияет на социализацию и включение ребенка в совместную игровую деятельность.

Мы используем в работе как индивидуальный подход, так и множественность и вариативность методов, средств, форм, что позволяет учесть интересы каждого посещающего ДОУ ребенка, способствовать развитию его потенциала. Для развития детей с помощью средового подхода адаптируется к нашим условиям система Монтессори. Используются в развитии детей с особыми образовательными потребностями и их нормативно развивающихся сверстников и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

За эти годы мы разработали комплексы физкультурно-оздоровительных мероприятий в инклюзивной группе «Особый ребенок», комплекс мероприятий для стимуляции речевых центров, комплекс занятий по продуктивной деятельности, комплекс занятий по развитию психоэмоциональной сферы.

Все детские сады, и в том числе инклюзивные ДОУ, отличаются друг от друга: и стилем работы, и контингентом сопровождаемых детей, и специалистами. Так, особенность нашего сада – небольшие площади и разнообразие форм работы. У нас всего две группы. Но, стараясь использовать все пространство по максимуму, мы открыли работающие в разное время две группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», «Группу со сложной структурой дефекта», консультативный пункт, группу выходного дня. Специалисты сада работают единой командой, обсуждение детей происходит ежедневно. Так что малое пространство позволяет нам «жить» очень близко, сохраняя практически семейный стиль отношений. Наш сад открыт для всех и с любовью принимает каждую семью, приходящую к нам за помощью, правда, помощь в полном объеме каждому оказать мы не сможем, опять же из-за ограниченности наших физических возможностей. Но даже когда сад переполнен, мы стараемся дать информацию о тех местах, где людям не откажут в необходимой помощи.

В рамках создания инклюзивной образовательной вертикали Ресурсный центр – ДОУ – школа в ряды инклюзивных образовательных учреждений с каждым годом включается все больше и больше детских садов и школ. Все мы работаем с разными категориями детей с ОВЗ (РДА, синдром Дауна, синдром Вильямса, ДЦП, нарушения зрения) и с разной степенью включенности в процесс инклюзии. Но все мы стремились и стремимся общаться друг с другом, делиться находками и проблемами. Необходимо отметить, что педагоги, работающие в рамках инклюзивного образования в Центральном округе, объединились с помощью проекта «Стрижи» в профессиональное сообщество, где на регулярных встречах проходят тематические и клинические разборы практического опыта, обсуждаются все животрепещущие и болевые вопросы сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ. Это очень важно, поскольку позволяет специалистам постоянно профессионально расти и самосовершенствоваться. Семинары, «круглые столы», встречи профессиональной психолого-педагогической мастерской проводятся на базе ЦППРиК «Тверской», Ресурсного центра ДОУ №288, в этом году и на базе нашего детского сада.

Инклюзивное образование – это будущее. Опыт развития цивилизованных стран говорит о том, что от процессов сепарации в самом начале, продвигаясь по пути стихийной интеграции, образование приходит к продуманным стратегиям инклюзии, мы убедились в этом на своем опыте и не представляем себе другого пути.

Любовь ЩЕТКОВСКАЯ, заведующая детским садом комбинированного вида №281; Ирина АВЕРИНА,

методист по эксперименту, учитель-дефектолог ЦППРиК «Тверской»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту