Екатерина Приезжева, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации, провела открытое выездное совещание по цифровой маркировке на площадке XV Конгресса индустрии детских товаров (ИДТ). В обсуждении приняли участие Реваз Юсупов, заместитель генерального директора по связям с общественностью и маркетингу Центра развития перспективных технологий (Честный знак), Александр Летюшев, заместитель руководителя Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Андрей Макарычев, и.о. начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России и Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ).

Екатерина Приезжева сообщила, что 2025 год с точки зрения маркировки проходит под знаком игрушек. Отметив успешность прошедшего в прошлом году эксперимента, она рассказала о завершении регламентных процедур согласования проекта постановления правительства, в котором будут утверждены правила маркировки этой категории детских товаров. Из важного – предусмотрена этапность вступления в силу требований, каждый из которых сильно растянут во времени. Это даст бизнесу возможность подготовиться и комфортно войти в маркировку. Стартует регистрация участников системы с 1 сентября 2025 года, а финальный этап завершится 1 февраля 2027 года, когда станет обязательной передача сведений об обороте.
Маркировка – это один из способов борьбы с незаконным оборотом товаров на рынке. «Сейчас ведется работа по углублению интеграции системы маркировки с реестрами тех ведомств, которые выдают разрешительные документы – Росаккредитацией, Роспотребнадзором и Росстандартом, – отметила Екатерина Приезжева. – Мы очень надеемся, что за счет дополнительной сверки документов, выданных на продукцию, и тех данных, которые есть в системе маркировки, будут исключены случаи, когда продукция продается под чужими документами, либо с приостановленными, аннулированными разрешительными документами».
Еще одна проблема, которую выявила маркировка, – мимикрирование компаний под российских производителей, хотя таковыми не являются на самом деле: просто переклеивают этикетки на китайской продукции, выдавая ее за российскую. Остановить «превдороссийские» товары на пути к потребителю поможет эксперимент по мониторингу производителей. Специально созданная команда из специалистов Роспотребнадзора и ЦРПТ будет выезжать на места, чтобы удостовериться, есть ли на самом деле такое производство, либо это очередная фикция. «В случае, если компания заявляет себя производителем, но не имеет производственных мощностей, или вообще отсутствует по адресу производства, не имеет необходимого сырья, то коды маркировки ей выдаваться не будут, – заявила Екатерина Приезжева. – Информация о таких компаниях будет поступать в соответствующие контрольно-надзорные ведомства».
К осени 2025 года эксперимент закончится и механизм выявления недобросовестных производителей заработает в полную силу в отношении маркированной продукции.
Тему «доверяй, но проверяй» продолжил Александр Летюшев, заместитель руководителя Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, который представил позицию Роспотребнадзора и промежуточные итоги реализации цифровой маркировки с точки зрения надзора по индикаторам рисков.
За период с 2023 года по 1 марта 2025 года Роспотребнадзором было проведено чуть более 9,5 тысяч контрольно-надзорных мероприятий, по результатам которых проинспектировано более 2 миллионов единиц продукции и выявлено свыше 39 тысяч нарушений. На основании этого были приняты меры административного воздействия и составлены более 18 тысяч протоколов.
Александр Летюшев сообщил о совершенствовании и высокой эффективности индикаторов, которые использует ведомство: «Если в конце 23-го года у нас результативность проверок, которые выявляли нарушения составляли порядка 80−82%, то на сегодняшний день, по итогу первого квартала, более 95% проверок являются результативными».
Риск-ориентированный надзор, по мнению спикера, позволяет защищать добросовестных производителей, наращивая при этом темпы легализации рынка товарных услуг.
Реваз Юсупов, заместитель генерального директора по связям с общественностью и маркетингу Центра развития перспективных технологий (Честный знак), сообщил, что на сегодняшний день количество участников по товарной группе «игрушки» достигло почти 13 тысяч компаний, из них 1 800 — это импортеры и производители.
ЦРПТ ввел большое количеств мер поддержки, начиная от компенсации 50 % затрат на оборудование – в первую очередь, для средних и малых компаний, заканчивая бесплатными сервисами по документообороту.
Маркировка, в которой сегодня участвуют 850 тысяч компаний из 27 отраслей, по мнению Реваза Юсупова, помогает развивать бизнес, в частности, дает огромное количество точных данных, позволяя компаниям выстраивать стратегию своего развития. Один из бесплатных сервисов-помощников – «Точка роста». Он может прогнозировать прибыль, анализировать долю рынка и динамику роста бизнеса.
Спикер призвал компании активнее пользоваться сервисами, которые позволяют компаниям из одного города или региона, простраивать модель развития в соседних областях, показывая новый потенциал развития. «Благодаря нашим сервисам можно автоматизировать наполнение полок, анализировать модель продаж, выстраивать ценовую политику, – рассказал Реваз Юсупов. – Добро пожаловать к нам за аналитикой, мы будем очень рады, если это будет приносить легальному бизнесу дополнительные доходы».
Антонина Цицулина, президент АИДТ, поддержала настрой спикера ЦРПТ на предоставление точных данных, пригласив на аналитические сессии, которые проводятся на Конгрессе и других мероприятиях крупнейшей ассоциацией, которая объединяет предприятия индустрии детских товаров из 15 отраслей экономики.
Антонина Цицулина попросила включить в решения выездного заседания вопросы, которые помогут бизнесу без стрессов входить в цифровую маркировку:
Первое – в мерах государственной поддержки должна быть предусмотрена программа подготовки специалистов для внедрения цифровых ресурсов, а также обучения бизнеса, которые только выходят на рынок: каждый год происходит обновление и открывается примерно 30 % новых предприятий.
Второе – создать систему симуляционно-демонстрационных центров, наподобие того, что в дни конгресса работает на площадке «Маркировка игрушек от А до Я», чтобы можно было прийти, обучится, а микропредприятиям получить необходимые коды для маркировки первой выпускаемой продукции.
Третье – включить оборудование, необходимое для всех видов маркировки, в перечень затрат всех государственных мер поддержки, предусматривающих субсидии или компенсации затрат производителей и предприятий малого бизнеса.
Особое внимание, отметила Антонина Цицулина, необходимо обратить на особенности налогового регулирования, чтобы исключить ввод ошибочных данных в национальный каталог, когда разнородные требованиям к однородным видам продукции, к примеру, одни и те же детские валенки продаются с 10 % и 20 % НДС. В то же время недооценка многообразия детских товаров часто сказывается на возврате НДС – это предмет особого разбирательства и принятия системных решений.
Президент АИДТ подняла также тему изготовления игрушек самозанятыми: «Даже в терминах, мы слово «народная игрушка» не формализовали. В ряде регионов вообще нет слова «игрушка» в ремесленных перечнях, это значит, что производители, которые шьют тряпочные куклы, вытачивают в столярке лошадок не смогут получить статус ремесленника или самозанятого. Мы можем потерять целых пласт начинающих предпринимателей – разработчиков, дизайнеров и изобретателей игр и игрушек. Следует предусмотреть в регионах расширение перечня мастеров-ремесленников игр и игрушек, для решения вопросов производства таких игрушек самозанятыми при введении маркировки».
И самое главное — это меры поддержки, которые должны быть увязаны с реальным контролем: «Пользуюсь случаем, я предлагаю в 2026 году провести выездное заседание на площадке московского «Садовода», с приглашением руководителей рынков из регионов, с участием Федеральной таможенной службой, Роспотребнадзора, Министерства промышленности и торговли, – высказала предложение Антонина Цицулина, которая считает, что правила должны быть едиными для всех. Необходимо установить взаимный паритет в таможенно-тарифной политике, сейчас они не конкурентны и создают барьеры для развития производителей игрушек, которые при пересечении китайской границы платят пошлины до 80 %, тогда как в России для китайских игрушек они установлены в размере 7,5-10 %. Мы предлагаем расширить перечень организаций всеми товарными группами для детей, предоставляющими уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности, включение в перечень видов деятельности и выполняемых в их составе работ и услуг все детские товары и услуги. А в целях усиления кассовой дисциплины на розничных рынках и ярмарках – обязательного применения контрольно-кассовой техники для торговли детскими товарами, по аналогии с ограничениями для маркируемой продукции, в т.ч. распространение на сферу ИДТ ограничений при патентной системе налогообложения индивидуальными предпринимателями».
То же самое относится к крупным инвестиционным проектам, реализованным на территории Российской Федерации, с участием зарубежного капитала, в ряде социально значимых отраслей, имеющих стратегическое значение: «помогать инвестициями таким проектам только при условии участия в них российских граждан».
Предложение АИДТ об установлении переходного периода для регистрации организаций в системе маркировки с 1 сентября по 30 ноября и начала обязательного этапа с 1 декабря 2025 года, поддержано Минпромторгом России, и уже отражено в проекте постановления Правительства РФ, – отметила Екатерина Приезжева.
Подводя итоги выездного открытого заседания, участники дискуссии констатировали, что маркировка выстраивает очень серьезные бизнес-процессы и лежит в основе «обеления» бизнеса, а комплексный подход к ее внедрению позволит, с одной стороны, защитить потребителей от незаконной продукции, с другой стороны – снимет нагрузку с добросовестного бизнеса, чтобы он мог развивать производство, не будучи обремененным проверочными мероприятиями.
Комментарии