В системе контроля значительное место занимают уроки обобщения и систематизации, которые предполагают решение задач более высокой степени трудности. На этих уроках проверяется умение учащихся подводить частные явления под общее правило, рассматривать изученные ранее факты в сопоставлении. Для решения данных вопросов вполне уместно на одном из этапов урока использовать комплексный анализ текста, в который нужно включить задания, вызывающие, как говорят психологи, ситуацию интеллектуального затруднения. Решая эти задачи, школьники должны показать, научились ли они самостоятельно переносить усвоенные ими ранее знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений языка, могут ли они привести свои знания в определенную систему.
Цели: систематизация и повторение сведений об имени прилагательном – общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, закрепление навыка употребления имен прилагательных в речи.Оборудование: мультимедийный проектор, экран; компьютерный класс; Школьный толковый словарь, словарь В.Даля, словари синонимов, орфографический словарь.Ход урокаПредыдущее домашнее задание1. Выписать из словаря Даля пословицы, поговорки, загадки, где имя прилагательное является определением, сказуемым (I вариант: сказуемое – полное прилагательное; II вариант: сказуемое – краткое прилагательное; III вариант – определение).2. Объяснить значение слов: «губерния» – I вариант (губерния – род области или большого округа России, разделенного на уезды, под управлением губернатора); «речения» – II вариант (речения – говор, наречие, способ выражения и произношения) + пример, В.Даль; «уникальный» – III вариант (уникальный – редкий, единственный в своем роде, исключительный).Вступление учителя:- сообщение темы и цели урока;- опрос.Работа у доски (предложение записано заранее без знаков препинания и занимает половину доски):Русский язык в умелых руках и опытных устах красив певуч… выр…зителен. (А.И.Куприн)Вопросы классу:- В чем смысл этого предложения?- Есть ли здесь прилагательные, как вы определили, что они есть?Задание: – вставить пропущенные буквы, знаки препинания, объяснить орфографию, пунктограммы;- сделать синтаксический разбор предложения (по членам);- объяснить слово «уста» (по Толковому словарю или по словарю В.Даля);- морфологический разбор слова «красив»;- теория: что общего между полным и кратким прилагательными и чем они отличаются?Слово учителя: Части речи. Кто обращал внимание на то, почему им даны именно такие названия: существительное, прилагательное, глагол… Есть ли в этом какой-то смысл?Прилагательное. Исходя из слова это то, что прилагается, добавляется к чему-либо, без чего прилагательное теряет свой полный смысл. Без чего невозможно определить его форму? (Без существительного.) Следовательно, эта часть речи прилагается к существительному, всегда сопутствует ему.Дайте определение прилагательного. (Ответы учеников.)А теперь смотрим в словаре В.Даля (задание выписать определение дано заранее одному ученику): «Прилагательное – имя прилагается к существительному для обозначения свойств или качеств его».Какое определение точнее – современное или В.Даля? (В.Даль дает прилагательному определение гораздо более широкое, чем современные учебники.)А теперь обратимся к тексту (текст в компьютерах, своя папка, Задание 1.doc).1. Владимир Иванович Даль обладает исключительным инт…ресом к русск… народн… языку.2. Этот т…лантливый и бл…городный человек предпринял попытку собрать все слова русск… языка.3. Мысль замечательная.4. Толковый словарь жив… великорусск… языка В.И.Даля явление необыч…н…5. Он интересен по замыслу, хорош… по выполнению.6. Даль поселяет в своем уникальн… произведен… не только книжные, л…тературные сл…ва, но и мес…ные речения всех 60 губерний тогдашн… огромн… Росси…7. Иллюстрируются слова различн… примерами, пословицами, поговорками, загадками.8. Пятьдесят три года собирал, составлял и совершенствовал знаменитый больш… словарь, в который в…шло более двухсот тысяч… слов.9. В.И.Даль учит нас преданности родн… народу любви к прекрасн… русскому языку.Выразительно прочитайте текст. Докажите, что это текст.Озаглавьте его.Определите стиль речи.Определите тип текста.Какова основная мысль текста?Выделите предложение, в котором заключена главная мысль текста.Сделайте синтаксический разбор этого предложения.Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков, объясните и обозначьте орфограммы. Произведите разбор прилагательных по составу: «талантливый», «благородный».Комплексный анализ текстаФронтальный опрос:- выразительно прочитайте текст; – докажите, что это текст;- озаглавьте его;- определите стиль речи (художественный);- определите тип текста (повествование);- какова основная мысль текста?Работа на компьютере:- выделить предложение, в котором заключена главная мысль текста (предложение №9);- сделать синтаксический разбор этого предложения;- сделать морфологический разбор слова «родному»;- выделить синонимы в тексте к словосочетаниям «книжные слова» (литературные), «уникальное произведение» (необычное);- вставить буквы в тексте, обозначить орфограммы на месте пропусков (кроме имен прилагательных);- разобрать по составу прилагательные «талантливый», «благородный» (сделать на листке и сдать учителю).Вопрос классу: как определить написание безударных окончаний имен прилагательных?Работа на компьютере (самостоятельно).I вариантВыделить предложение (красным цветом), соответствующее схеме: им.п им.п.сущ. – сущ.Ответ: Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля – явление необычное. Сделать синтаксический разбор предложения, морфологический разбор имени прилагательного.II вариантВыделить в тексте (зеленым цветом) 5 словосочетаний «прил.+сущ.».Разбор одного словосочетания.Морфологический разбор любого из этих прилагательных.III вариант Выделить в тексте (синим цветом) 5 любых прилагательных с пропусками на месте орфограмм, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы на месте пропусков, выделить окончания прилагательных, определить их род, падеж.Для тех, кто закончит быстрее остальных:- объяснить лексическое значение слов («речения», «губерний», «иллюстрируются»), пользоваться Толковым словарем или словарем В.Даля (игра «Эрудит»). (Слова написаны заранее на доске.)- игра «Следствие ведут знатоки»: выделить в тексте прилагательные, соответствующие схеме: Проверка самостоятельной работы учителем по вариантам (возможна проверка по ключу на экране проектора).Сохранить текст В.И.Даля с выполненной работой в своей папке с именем Задание 1.docВыводыВ ходе опроса повторили:1. Определение прилагательного.2. Морфологические признаки.3. Орфограммы по теме «Прилагательное».Учитель: Какова синтаксическая роль прилагательного? (Ответы учеников.)Тренировочные упражненияСинтаксическая роль прилагательного1) Фронтальный опрос- Каким членом предложения может быть прилагательное?- Приведите примеры из домашнего задания:а) определение;б) полное прилагательное и краткое прилагательное.Определение: На чужой стороне и весна не красна. Глупая та птица, которой гнездо свое немило.2) Самостоятельная работа с таблицей.Открыть файл Заготовка 1.doc из своей папки.Раздать карточки учащимся.Синтаксическая роль прилагательного3) Ключ (вывести на экран проектора).Учитель: Поднимите руку, кто ошибся. Сохраните таблицу в своей папке с именем Заготовка 1.doc. Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательного.ФизкультминуткаЕсли б солнце говорило, то тебя б оно спросило…Как живешь ты? – Вот так. (Жестами: большой палец вверх.)Как идешь ты? – Вот так. (По столу двумя пальчиками.)Как бежишь ты? – Вот так. (Руки согнуты в локтях.)Как стоишь ты? – Вот так. (Встали.)Как сидишь ты? – Вот так. (Сели.)Ночью спишь ты? – Вот так. (Ладошки под щеку.)А берешь как? – Вот так. (Рука к себе.)А даешь как? – Вот так. (От себя.)А шалишь как? – Вот так. (Щеки надули и кулаками по щекам.)А грозишь как? – Вот так. (Грозят пальцем.)4) Тест по теме «Имя прилагательное» и проверка по ключу (ключ вывести на экран проектора).Открыть файл Заготовка 2.doc из своей папки (на четных компьютерах – I вариант, а на нечетных компьютерах – II вариант).I вариантI. Выделить (красным цветом) имена прилагательные1. Дерево. 2. Деревянный.3. Древесина. 4. Одеревенеть.5. Древесный.II. Дописать окончанияо зелен… сочн… траве по широк… колхозн… полюдушист… весенн… цветкам по безоблачн… небуIII. Выделить (зеленым цветом) прилагательные с буквой «о» после шипящего в окончании1. Чуж…го человека.2. Свеж…го хлеба.3. Старш…го брата. 4. Больш…го города.5. Хорош…й оценке.IV. Выделить (курсивом) имена прилагательные с основой на шипящую1. Вещ… 2. Плющ…3. Горяч… 4. Хорош…5. Свеж…V. Выделить (синим цветом) предложения с краткими именами прилагательными1. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.2. Верный друг и через век другом будет.3. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей.4. Зубасты, а не кусаются.5. Ходит дом ходуном на столбе золотом.VI. Выделить предложения с ошибками (красным цветом) в употреблении полных и кратких форм прилагательных1. Щенок был голодный и несчастен.2. Мост через реку был узок и шаток.3. Глаза собаки были ярко-рыжего цвета, живые и серьезны.4. Их взгляд был тверд, доверчив и проницателен.II вариантI. Выделить (красным цветом) имена прилагательные1.Лесник.2. Лесной.3. Лесничество.4. Лес.II. Дописать окончанияПо хорош… проселочн… дороге;к крут… каменист… берегу; в далек… сибирск… городке; высок… урожаем;морозн… ночьюIII. Выделить (зеленым цветом) прилагательные с буквой «е» после шипящего в окончании1. Горяч…го источника. 2. Больш… сумки.3. Чуж… тетради.4. Неуклюж…го медвежонка.5. Колюч…го растения.ІV. Выделить (синим цветом) предложения с краткими именами прилагательными 1. Доч… 2. Плащ…3. Блестящ… 4. Много туч…5. Скрипуч…V. Выделить (курсивом) предложения с краткими именами прилагательными1. Кто аккуратен, тот и людям приятен.2. Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно.3. Болтовня и красна, и пестра, да пуста.4. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.5. Враг бойкий, да наш народ стойкий.Учитель: Сохранить таблицу в своей папке с именем Заготовка 2.doc.5) Ключ (вывести на экран проектора):Употребление имен прилагательных в речи6) Творческая работа.Учитель: Какова же роль прилагательных в нашей жизни, речи? Послушайте стихотворение (на экран проектора).Все кругомСтрашное, грубое, грязное,Жестко тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное,Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно-довольное, тайно-блудливое, Плоско-смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, черное,Изредка серое, в сером упорное,Вечно лежащее, дьявольски костное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно-холодное, жалко-ничтожное, Непереносимое, ложное, ложное!Но жалоб не надо; что радости в плаче?Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.(З.Гиппиус)Последние две строфы учитель читает позже.Беседа с учащимися:- Что интересного в стихотворении? (Состоит практически полностью из прилагательных.)- Какие ощущения вызвало стихотворение? (Отвращение, омерзение, отчаяние и т. д.)- Врезалось ли в память какое-либо прилагательное наиболее остро? Почему?- Почему автор употребляет в стихотворении так много прилагательных? (Они характеризуют жизнь, все кругом с отрицательной стороны; огромное, концентрированное количество прилагательных с отрицательным оценочным значением нагнетает отталкивающую атмосферу всего кругом.)- Как вы думаете, в каком настроении мог человек написать такое стихотворение?- А теперь можно прочитать и последние строчки (читаю).- Что меняется? (Все. Настроение, ритм. Уходит отчаяние, появляется надежда, движение, это прорыв в другой, светлый мир. И уходят прилагательные. Появляются глаголы.)Вывод: значит, именно прилагательные, которые никак не связаны с действием, создали то ощущение недвижности, застывшей неподвижности жизни вокруг, которое передалось нам после первого чтения текста.Динамическая пауза:Рисуй глазами треугольник.Теперь его переверниВершиной вниз и вновь глазамиТы по периметру веди.Рисуй восьмерку вертикально,Ты головою не крути,А лишь глазами осторожноТы вдоль по линии води.Творческая работа с текстом (по вариантам).Учитель: Открыть файл Заготовка 3.doc из своей папки. При помощи имен прилагательных можно нарисовать не только мрачную картину, но и яркую, красочную, весеннюю. И сейчас мы поработаем писателями.Попробуйте угадать, какие имена прилагательные употреблены в авторском тексте. После выполнения задания необходимо сравнить записанное вами определение с авторским. I вариантПриближение весны (………………..) тени лежат на сугробах. Вот с вершины (……….) дерева упала (………) пылью и рассыпалась (……….) шапка.С (……….) свистом прилетели, закачались на шишках (……..) клесты. (………) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел, на (………………..) вершину и пустил (………………..) трель барабанщик дятел.Потоки (………….) света заливают (………) поляны, отражаются в (……….) скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся (……………) облака.По Соколову-МикитовуУчитель: Сохраните таблицу в своей папке с именем Заготовка 3.doc.Ключ (вывести на экран проектора).Приближение весны(Лиловые длинные) тени лежат на сугробах. Вот с вершины (высокого) дерева упала (белой) пылью и рассыпалась (снежная) шапка. С (тихим) свистом прилетели, закачались на шишках (хлопотливые) клесты. (Пестрым) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на (высокую сухую) вершину и пустил (весеннюю звонкую) трель (лесной) барабанщик дятел.Потоки (яркого солнечного) света заливают (лесные) поляны, отражаются в (ослепительной) скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся (весенние прозрачные) облака.По Соколову-Микитову Вывод по урокуДомашнее задание на выбор:- опишите свое восприятие «Всего кругом» при помощи стихотворения с именами прилагательными;- дайте определение самому себе при помощи имен прилагательных. Я какой? (Добрый, неуравновешенный, способный, вредный, эгоистичный, никому не нужный и т. д.);- напишите сказку об имени прилагательном (можно в стихах) или нарисуйте имя прилагательное, как вы его себе представляете (можно в форме человека, в карманах которого все его признаки).Результат выполнения домашнего задания: стихотворение Д.Мельниковой (5-й «В» класс).Апрельский денекПервый солнечный денек.Дует легкий ветерок. Воробьи развеселилисьВ эти теплые часы, А сосульки прослезились И повесили носы.Зинаида ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы общеобразовательного лицея «АМТЭК» Череповца Вологодской области
Комментарии