Нефть, газ, драгоценные камни, лес, рыба и многое-многое другое – все есть у нас. Богато наше государство!
Беден только народ. А следовательно, бедна школа. Не хватает денег и на приобретение физических приборов. А ведь этому горю можно помочь. Причем главными помощниками в этом деле могут быть ученики.
За опытом не надо ехать за границу. Более 10 лет на ВВЦ (Всероссийский выставочный центр, бывшая ВДНХ) работает российский клуб “Маленькие находчивые”. В настоящее время клуб является членом одноименной международной ассоциации.
Цель клуба – через разработку, изготовление и демонстрацию физических, химических и др. приборов приблизить знания к творческому пониманию. Все, что разрабатывается здесь, изготавливается практически из отходов производства и деятельности человека: бутылок, пипеток, картона, бумаги, консервных банок, проволоки, пробок, поролона выброшенных игрушек и другого утильсырья.
Следовательно, с помощью детей, используя подсобные материалы на уроках труда, школа сама в состоянии изготовить большое количество простых приборов, не расходуя деньги на приобретение их в учколлекторах.
Опыт работы клуба ВВЦ в настоящее время используется некоторыми учебными заведениями Москвы и Московской области. Это УВК N1862, школа N1739, школа-лаборатория N1624 и многие другие.
Только на выставке “Архимед-2002”, прошедшей недавно в Москве, участники клубов “Маленькие находчивые” демонстрировали более 50 физических законов с помощью изготовленных ими приборов.
И здесь уже пригодится опыт предпринимательской деятельности нашего центра. Для того чтобы быстро создать музей развивающих игр, участникам международных выставок в Праге и Кувейте мы предложили привезти по второму комплекту экспонатов (стоимость 50$) и обменять его на наш комплект.
А кто мешает провести такой бартер среди школ, хотя бы Москвы и Московской области? Предварительно можно оговорить технические условия изделий, их стоимость и другие вопросы. Так школа начнет зарабатывать себе деньги. Кто поддержит это предложение? Мы ждем ваших откликов и предложений!
Юрий ИВЧЕНКО,
директор Детского центра изобретательства и предпринимательства “Очкарик”
Москва
Практиум
Закон Архимеда:
тело, втиснутое в воду, выпирает на свободу,
весом выпертой воды, телом, втиснутым туды.
Нам для понимания этого закона необязательно иметь ванну с водой. Даже не понадобится раздеваться.
Возьмите, например, пластмассовую бутылку из-под “кока-колы” и пробку. У мамы или бабушки попросите пипетку.
Посмотрите внимательно на устройство бутылки, пробки и пипетки: бутылка как бутылка – круглая, с горлышком, пробка тоже самая обыкновенная. Пипетка – это стеклянная трубка с маленьким отверстием, с другой стороны которой надета резиновая трубочка с запаянным концом. Через отверстие выдавливают капли. Разобрались?
Нальем в бутылку воды до самого верха, опустим туда пипетку. Плотно закроем бутылку пробкой, и можно начинать эксперименты.
Для начала обхватим бутылку в нижней части руками и начнем ее сжимать. На наших глазах пипетка начинает опускаться вниз. Что за чудо? Почему?
Для того чтобы разобраться, внимательно будем наблюдать за пипеткой, то сжимая, то разжимая бутылку. Когда ты сжимаешь бутылку, в пипетку через отверстие в стеклянной трубке заходит вода. Значит, давление на жидкость увеличивается не только в том месте, где ты сжимаешь, но и вверху, где плавает пипетка.
А дальше рассказывайте сами, что делаете и что при этом происходит. Все правильно.
Развивающие вопросы
1. Когда вы опускали пипетку в воду, что находилось внутри пипетки?
2. Вы нажали на бутылку, вода поднялась в пипетке, а куда делось то, что было внутри?
3. Плавала бы пипетка, если бы внутри нее была только вода?
4. Где подобные явления вы наблюдали в природе, технике? Напишите и нарисуйте.
5. Давайте наш эксперимент сделаем более развлекательным – заставим пипетку при погружении вращаться. Что нам для этого будет нужно?
Комментарии