Москва сегодня прощается с одним из лучших режиссеров современности, народным артистом России Петром Наумовичем Фоменко. Режиссер скончался 9 августа, ему было 80 лет.
…Тяжело писать об этом. Мы знали, что Петр Наумович тяжело болен, что недавний юбилей свой отмечал в санатории.
Помню Петра Наумовича в фойе его театра. Они стояли рядом с Еленой Камбуровой и долго говорили. Три года назад наш театр («Музыки и Поэзии» – под руководством Елены Камбуровой) работал в \”Мастерской\” Петра Фоменко – показывали на большой сцене наши знаменитые спектакли \”Грёзы\” и \”Абсент\”, поставленные учеником Мастера Иваном Поповски. Это было событие. Это было красиво и торжественно. Акустика великолепная. Занавес высокий. Простор и воздух.У нас в театре залы очень маленькие, там иначе на всё смотришь. Они стояли рядом – два руководителя двух лучших в Москве театров, две легенды – и беседовали, и никто не смел их потревожить.И на фотографии в кабинете Елены Камбуровой в театре они рядом. Наши театры дружат. Часто праздники вместе отмечаем….Кто не помнит фильм \”Прогулки на старом автомобиле\”? Спектакль театра \”Школа современной пьесы\” \”А чой-то ты во фраке?\”, \”Плоды просвещения\” в Театре Маяковского? Актёрские посиделки, их показывало телевидение.
О его постановках и спектаклях \”Мастерской\” – разговор особый. Мне посчастливилось увидеть \”Войну и мир\”, \”Волки и овцы\”, \”Бесприданницу\”, получившую \”Золотую маску\”, \”Семейное счастье\”, \”Месяц в деревне\”, \”Три сестры\”, \”Носорога…\” А на \”Одну абсолютно счастливую деревню\” мы так и не попали – очередь на этот спектакль три года идёт…
\”Я далеко от Москвы, только что узнала – не могу говорить, – сказала Елена Камбурова корреспонденту \”Вечерней Москвы\”. – Вы знаете, Пётр Наумович очень-очень-очень многое успел сделать за свою жизнь и сделал это блистательно, потрясающе. Но я очень сожалею, что одно из его дарований – невероятное умение быть актёром художественного чтения – не реализовалось в полной мере. То, как он читал Пушкина и вообще литературу, – это невероятно. Мы так долго договаривались о вечере, на котором он мог бы быть просто актёром-чтецом, и чтобы это было зафиксировано телевидением, и уже думали было устроить его осенью, но… Вот этого он не успел… Но он успел, помимо огромного числа спектаклей, через невероятные трудности вначале, сумел воспитать несколько поколений блистательных актёров, большая часть которых теперь составляет труппу театра. Его имени… Я представляю себе, что происходит сейчас с актёрами – они, конечно, осиротели. Мы все осиротели. Пётр Наумович всегда убегал от своих дней рождения, а тут ведь был юбилей – 80 лет, – и он всё равно сбежал. Но мы договорились, что 4 сентября в театре всё-таки будет вечер, посвящённый этому событию. Теперь это, наверное, будет вечер памяти… Столь живого ума, удивительно светлого человека потеряла российская культура, мировая культура. Обрела его в Вечности, но потеряла его живого, горящего, каким он был до последнего момента. Ведь он правильно считал, что его жизнь – в непрекращающихся репетициях, что больница – это не то место, где ему надо быть…\”
Фото с ресурса – http://www.peoples.ru/art/theatre/producer/phomenko/phomenko_200707131106010.shtml
Комментарии