У ягненка есть особенное качество – он безмолвно сносит любое насилие. Есть люди, которые подобно ягнятам почти не в состоянии себя защитить – это маленькие дети и, как считают социологи, воспитатели. О том, как живет сегодня детский сад, предметно в обществе и СМИ говорят редко. Обычно выхватывается какой-то неприглядный факт, муссируется некоторое время в прессе, потом проходит информация о том, что виновные наказаны, но неприятное послевкусие от таких материалов остается надолго. И портрет педагога дошкольного образования в обществе складывается какой-то неприглядный. Кто же сегодня работает в детском саду: добрые феи или женщины, которые пришли туда от безысходности? Как они сегодня воспитывают детей, и есть ли в действительности какое-то насилие в детском саду, ведь тот факт, что насилие в образовательной среде распространяется, известен всем. Об этом мы беседуем с Наталией ГРИШАЕВОЙ, старшим научным сотрудником Института социологии РАН.
– Наталия Петровна, какое оно – насилие в детских садах? Как оно проявляется?- Выделяют разные виды насилия: моральное, сексуальное, физическое. Но в дошкольной сфере говорить об этом сложнее, потому что процедура измерения и сбора данных у маленьких детей очень сложна. Дети постарше могут предъявить претензию, рассказать о том, что произошло, их слова вызывают больше доверия. А малый ребенок сегодня говорит одно, завтра – другое, у него много фантазий, и он может многое напридумывать. Помню случай, когда папа прибежал в детский сад и заявил: его сын рассказал, что воспитательница ударила его по голове лопатой. Воспитательница показала эту «лопату» – игрушечную пластмассовую лопатку, которой она стряхивала снежок с шапочек ребят.Я не одно десятилетие работаю в дошкольной сфере, и никогда не слышала, чтобы над ребенком в обычном детском саду кто-то издевался, избивал. В закрытых учреждениях – детских домах, приютах – наверняка насилие имеет место. Воспитатели, с которыми я работала, не раз приглашали детдомовских ребят в обычный детский сад или хотели прийти к ним в гости, допустим, чтобы вместе справить Рождество. Но никогда с ними на такой контакт не шли. И это показатель неблагополучия. Видимо, сотрудники этих учреждений не хотят, чтобы дети что-то рассказали, или чтобы воспитатели что-то увидели.В обычном детском саду ярко выраженное физическое насилие случается редко. Если же и происходит какое-то ЧП, то это сразу доходит до начальства, а то и до суда. А вот что касается морального насилия, ситуация гораздо сложнее.- Что вы понимаете под моральным насилием?- Дело в том, что в нашем обществе моральное насилие распространено повсеместно, надо всеми и везде, и детский сад не исключение. Туда приходят родители, которые могут ворваться в группу и сказать чужому ребенку: «Ты бил моего Васю? Подожди, выйдешь из группы, получишь от меня». Физическое насилие еще не совершено, а угроза уже есть. И чаще она исходит не от воспитателей, а от тех же самых родителей. То есть ребенок в детском саду не защищен от чужого родителя в том числе.Когда воспитатель кричит на детей – это тоже насилие. Теперь в угол ставят реже, чаще сажают на стульчик и читают нотацию типа: «Хорошие мальчики так не поступают, разве ты плохой мальчик?» С моей точки зрения, это уже моральное насилие. Надо оценивать поступок, а не ребенка, большинство воспитателей не различают таких тонкостей. Думаю, их самих так оценивали в детском саду, в школе, на работе. И в педучилище не уделяется должного внимания психологической стороне воспитания.Когда я изучаю эмоциональное благополучие детей в группе, то прошу воспитателя удалиться и смотрю, что будет происходить на пятой, десятой, пятнадцатой, двадцатой минуте. Тихо сижу в группе и никакого видимого интереса к детям не проявляю, они быстро перестают меня замечать. Вот распространенный пример моих наблюдений: до ухода воспитателя у детей было 15 видов деятельности – они играли в шашки, в куклы, что-то строили из кубиков и так далее. Через пять минут число занятий свелось до пяти, а на десятой не осталось ни одного из тех видов деятельности, которыми дети были заняты под присмотром педагога. Ребята начинают носиться по группе, ползать под кроватями и бросаться подушками. Это показатель того, что поведение детей управляется воспитателями. Педагоги не владеют методиками, которые позволяют сделать регуляцию поведения внутренней. И критерии работы дошкольного учреждения не предполагают формирование личности ребенка. Конечно, есть методики, которые уделяют этому большое внимание. Среди них методика Монтессори – система воспитания, предложенная в начале прошлого века итальянским ученым и мыслителем Марией Монтессори. Методика основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.Ни один воспитатель в группе Монтессори не скажет: «Как тебе не стыдно, что ты так поступил!» Если что-то произошло, он спросит: «Тебе это понравилось? А ты сказал, что тебе не нравится, когда с тобой так поступают?» То есть методика предполагает формирование у ребенка внутренней саморегуляции поведения. В таких группах я видела удивительный результат. Воспитатель уходил, я сидела не 15 минут, а час, и ждала, когда же поведение детей начнет меняться, но они продолжали рисовать, лепить, то есть делали то же, что и в присутствии воспитателя.- А что может послужить причиной агрессивного поведения ребенка, какие дети больше склонны к насилию?- Судя по моему опыту общения с родителями дошкольников, большинство из них настраивают своих детей на конкуренцию, соревновательность: «Как, ты не первый?» Такие установки подталкивают ребенка к конфликтному взаимодействию. Многие родители говорят своим детям: «Если тебя там тронут, дай сдачи как следует!» Если родители дома бьют своих детей, дети начинают транслировать их поведение в детском саду, то есть много насилия идет из семьи. Есть районы, где живет большой процент неблагополучных семей, там физическое насилие между детьми в дошкольных учреждениях более распространено. А в благополучных районах и в детских садах ситуация спокойнее.Но дети очень пластичны, они принимают те правила, которые существуют в пространстве детского сада. В группу приходят разные дети, из разных семей, но в группе Монтессори (а я большая поклонница этой методики) у ребенка вырабатывается программа сотрудничества, развиваются душевные силы и сохраняется его психическое здоровье.- А что вы можете сказать о других программах развития, которые применяются в детских садах?- В общепринятой методике «Детский сад» Фридриха Фребеля, которая существует с 1855 года, тоже главное – забота о душевном, гармоническом развитии ребенка. Она занимает первое место практически во всех методиках. Но гармоническое развитие часто представляется нам так: рисуем, пляшем, читаем, считаем, узнаем. То есть мы рассматриваем его с точки зрения наработки каких-то навыков. Но все это внешнее, в наших принятых методиках у детей не вырабатывается внутренняя саморегуляция поведения. Поэтому дети, приходя в школу, не соблюдают правил, привитых в детском саду. Допустим, в садике они научились пользоваться ножом и вилкой, а в школьной столовой начинают есть макароны руками.Но не только в методике Марии Монтессори развивается внутренняя саморегуляция, есть методика «Золотой ключик», «Шаг за шагом из детства в юность» и другие инновационные методики, но они требуют труда для реализации в детском саду.- Наталия Петровна, у вас тоже есть своя методика. В чем ее особенность?- Она называется «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении». В ее рамках дети сами вырабатывают правила взаимоотношений друг с другом, с воспитателями. А родители вырабатывают правила общения между собой, с воспитателями и детьми в рамках детского сада. Например, происходит в группе какая-то ситуация: дети подбегают к воспитательнице и кричат, каждый хочет что-нибудь сказать. Воспитатель говорит: «А как сделать так, чтобы я вас услышала?» Все садятся в круг, и каждый ребенок высказывает свое мнение. Воспитатель помогает сделать вывод: «Для этого нужно, чтобы все говорили по очереди!» И вносится правило: если мы хотим что-то сказать, то мы не кричим все вместе, а говорим по очереди.Правила, которые вырабатываются в группе, должны соблюдать не только дети, но и взрослые. Если, например, воспитатель побежала к двери, когда ее вызвала заведующая, дети говорят: «Вы правило нарушили, бегать по группе нельзя, садитесь в Кресло размышления». Это особое кресло, в которое человек садится, чтобы подумать, почему он нарушил правило. Дети даже заведующую в Кресло размышления усаживали. В одном детском саду Москвы работа по моей авторской методике велась 15 лет. И там были замечательные результаты.- Поговорим о людях, работающих в дошкольных учреждениях. Что бы ни случилось с ребенком в детском саду, отвечать приходится воспитателям. А насколько они сами защищены от агрессии с чьей бы то ни было стороны?- Хочу сказать, что дошкольные работники – это абсолютно бесправные люди. Если родитель приходит жаловаться куда-нибудь наверх, как минимум получают выговор и заведующая, и воспитатель. Оказываясь свидетелем такой ситуации, я спрашиваю: «А что если обвинение надуманно, если родители не правы»? И слышу ответ: «А это не важно. Если родитель пожаловался, руководство всегда встает на его сторону». Это как в сфере обслуживания: клиент всегда прав.В последние годы стало еще хуже – это издержки гласности. Все всего боятся. Если в прессу проникают сведения о том, что в детском саду что-то случилось, начинается настоящий скандал. Но говорить, что воспитатели в большинстве своем плохо относятся к детям, – это оскорбление. Другой вопрос, какой они квалификации. Ведь можно любить свою профессию, но не иметь достаточных знаний. Квалификации не хватает практически повсеместно.- В каких учебных заведениях, на ваш взгляд, готовят педагогов дошкольного образования, соответствующих современным требованиям?- Здесь можно отметить два университета, у которых хорошие педагогические традиции: Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена в Санкт-Петербурге и Московский педагогический государственный университет, бывший пединститут имени Ленина. Есть интересные методики, которые изучают в некоторых педагогических училищах.Академия повышения квалификации тоже имеет целый ряд тематических программ: Монтессори-педагогика, возрождение традиций народной культуры, психологическая грамотность, психологическая компетентность, конфликтология. Есть сеть институтов повышения квалификации в регионах России. Повышение квалификации ведется и в педагогических вузах, но, к сожалению, соответствующих современным требованиям программ очень мало. Мы видим, во что сейчас превращается система повышения квалификации. Появились мини-курсы: вместо положенных 72 часов за 20 часов обучают дистанционно по Интернету, и можно получить корочку.В июле 2011 года мы вместе с коллегами – старшим научным сотрудником Института социологии РАН Еленой Прониной и специалистом Московского областного отделения Российского общества социологов Юрием Антоновым создали Межотраслевой центр интеграции дошкольных организаций (сокращенно – МЦИДО). В него будут входить дошкольные учреждения наукоградов, несколько подразделений Института социологии, Российского общества социологов, Научный центр здоровья детей. Основные задачи МЦИДО – проведение всероссийских социологических опросов в поддержку дошкольного воспитания и образования, развитие социальных технологий, возрождение традиций оздоровления, налаживание сетевого взаимодействия между учреждениями, развивающими инновационные методики. У себя в центре мы планируем организовывать семинары по изучению современных методик. Также в наших планах – создание лабораторий в регионах, куда смогут приезжать педагоги из разных уголков страны, изучать интересующие их методики, а затем адаптировать их применительно к своему региону.К сожалению, работа по поддержке детства у нас в стране в зачаточном состоянии, поэтому такая венчурная, инновационная структура будет стимулировать эту работу.- Что вы уже успели сделать в рамках этой структуры?- Юрий Евстигнеевич Антонов и Елена Ивановна Пронина участвовали в очень интересном опросе, который проводился под эгидой Института социологии РАН и Российского общества социологов в 25 регионах России – «Медийный образ педагога дошкольного образования в восприятии профессиональной группы». Было опрошено более двух тысяч воспитателей. Вот некоторые результаты этих исследований: более 80 процентов воспитателей выбрали свою профессию, потому что им нравится работать с детьми. Среди главных проблем педагогов дошкольного образования абсолютное большинство опрошенных – 95% – отметило низкий заработок. В некоторых регионах он составляет в среднем семь тысяч рублей, а согласно сложившейся в мире традиции труд воспитателя стоит три доллара в час. На втором месте – психологические перегрузки (на них указали более 60% опрошенных) и отсутствие уважения к профессии со стороны СМИ (45%). Большинству воспитателей важно, что об их профессии говорят и пишут – так ответили 90 процентов опрошенных. При этом более 90 процентов считают, что СМИ формируют образ воспитателя, который отпугивает от профессии и унижает ее представителей. Что и говорить, журналисты часто выхватывают жареные факты, их не интересует, что происходит внутри учреждения. А говорить нужно о том, как интересно работают лучшие педагоги, рассказывать об их опыте, о лучших традициях дошкольного образования и таким образом поднимать престиж профессии.Внутренняя обида воспитателей присутствует буквально в каждой анкете. Педагоги обижаются не только на СМИ, но и на государство, которое так низко оценивает их труд. Не уважают труд воспитателей, по их мнению, также богатые родители. И у бедных слоев населения растет неуважение к этой профессии: бедные уважают богатых, а воспитатели не из их числа. Уважают воспитателей школьные учителя, психологи, медицинские работники. То есть те, кто не понаслышке знает их работу.Если говорить о политической и общественной активности, то из опрошенных воспитателей в акциях почти никто не участвует, хотя считают такую меру борьбы самой эффективной. В нашем исследовании есть интересный вопрос: могут ли сами педагоги влиять на то, что о них говорят и пишут СМИ? «Могут и должны», – ответили 30 процентов опрошенных, а 60 процентов считают, что должны, но не могут (!).- С какими запросами сегодня родители приводят ребенка в садик?- В младших группах их интересует здоровье, в старших – подготовка к школе. Если перед родителем поставить альтернативу: что вы хотите, чтобы ваш ребенок учил три языка, занимался компьютером и так далее или чтобы он научился жить в коллективе, то только 20 процентов родителей отдадут предпочтение умению жить в коллективе, остальные нацелены на развитие интеллекта и умений. И такую позицию прежде всего диктует школа, потому что ребенок никогда не попадет в престижное образовательное учреждение, если он не умеет читать, писать и считать. Если бы в школу принимали по душевным качествам, все бы моментально изменилось. То, что над формированием личности сегодня в детском саду практически не работают, – это настоящая проблема. Какие качества в основном формируются сегодня в детских садах? Пассивность, зависимость, ориентация на чужое мнение, помощь за похвалу: «Ой, какая Олечка молодец! Она сегодня накрыла на стол».- А как нужно сказать?- На своих тренингах я учу воспитателей говорить в безличной форме: «Как у нас сегодня стало красиво, какой у нас красиво убранный стол!» Ребенок и так поймет, что его отметили. Не Оля молодец, а она для всех создала красоту. Это же целая философия! В моей методике слово «молодец» под запретом, как и определения «хороший – плохой». Если кто-то из детей ведет себя агрессивно, например кидается снежками, воспитатели, как правило, говорят: «Нехорошо так поступать, хорошие мальчики так не делают. А если тебя снежком ударить?» Правильный ответ совсем в другой плоскости. Я бы подозвала одного ребенка, который кинул снежок, и второго, в которого кинули, и спросила: «Ты плачешь? Тебе больно, обидно? И мальчику, который бросил снежком, скажи: мне больно, мне обидно». Так дети учатся выражать свои чувства, устанавливать разумные границы поведения.- Есть дети, которые в детском саду, а потом и в школе становятся изгоями. Что это за дети? Как с ними работать?- Давайте рассмотрим вопрос, озабочены ли воспитатели тем, что у них какой-то ребенок – аутсайдер, что дети не принимают его в игру? Только 20 процентов воспитателей на это обращают внимание. И не потому, что они звери, а потому что их работу оценивают совсем по другим критериям – умеет ли ребенок читать, писать, считать.Ребенок часто становится изгоем, потому что, например, в семье он единственный, окружен заботой многочисленных бабушек, тетушек, родителей и привык к тому, что ему уделяется большое внимание дома. А в садике он и десятой доли этого внимания не получает и пытается привлечь его любыми способами. Но если воспитатель правильно выстраивает работу с ним и с группой в целом, то примерно через полгода ребенок привыкает к новым обстоятельствам и успешно адаптируется в детском коллективе.Противоположность таким детям с гиперопекой – ребята из неблагополучных семей, которым дома не уделяют должного внимания. Когда родители не прислушиваются к мнению и желаниям ребенка, воспитывают его авторитарно, у него часто бывает занижена самооценка, и он провоцирует такие действия, которые можно квалифицировать как насилие. Но если хороший психолог особо работает с такими детьми, выделяя их в группу риска, то их поведение корректируется. Но прежде всего сами родители должны быть заинтересованы в этой коррекции.- Подведем итог: как же все-таки бороться с насилием в образовательной среде, какие меры помогут его остановить?- Прежде всего надо бороться с насилием в обществе: чем меньше будет насилия в обществе, тем меньше его будет в школе и в детском саду.Кроме того, сама система воспитания в дошкольном учреждении должна быть такой, чтобы она не предполагала никакого морального насилия воспитателей над детьми. Нужно реорганизовывать педагогические институты и колледжи, чтобы там учили будущих педагогов методикам, которые способствуют становлению личности, а не просто учат детей рисованию, чтению и прочее. Это тоже должно быть, но не может стоять во главе угла.Воспитание в детском саду должно формировать следующие ипостаси в ребенке: я как личность, я как член семьи, я как горожанин, я как россиянин, я как житель Земли, я как часть мироздания. Все эти ипостаси личности в начальной фазе должны закладываться в садике.Также необходимо формировать позитивный образ воспитателя в обществе, повышать его социальный статус. Для этого нужно поднимать зарплату педагогам дошкольного образования, прививать родителям уважение к их труду. Представители вышестоящих органов тоже должны вставать на сторону воспитателя, а не только защищать интересы родителей.Проблема в том, что внутри общества есть установка, что дети, особенно чужие, – это ничто. Говорю это как социолог. А знаете почему? Потому что маленькие дети не докучают обществу, у них нет своего мнения, нет протестного поведения. То есть это самая незащищенная группа населения. А вот когда подростки начинают поджигать, насиловать, убивать, тогда общество задумывается над тем, как бы с ними справиться, как их перевоспитать.Воспитатели, кстати, недалеко ушли от детей в умении себя защищать. Вот почему в детских садах так любят устраивать прокурорские проверки, особенно зимой: тепло, безопасно, накормят и будут трястись как осиновые листы от каждого замечания. Пример из моей практики: однажды такие ретивые служаки начали проверять сумки при выходе работников из детского садика. У одной воспитательницы нашли два яблока – был скандал!- Почему же воспитатели такие робкие, это какая-то профессиональная особенность?- Это особенность психологического типа людей, которые трудятся в дошкольных учреждениях. Среди воспитателей в основном женщины психотипа многодетной матери, которая погружена в свой мирок, – такие на акции протеста не выходят. Школьные учителя, например, более активны, а в садике по статистике в среднем только 10 процентов педагогов готовы выйти на акцию протеста, открыто заявить о своих правах.Поэтому у них должен быть посредник, представитель, который будет отстаивать их интересы. Воспитатели – это такая профессиональная группа, которая только с помощью посредника может включаться в общественную деятельность. И в этой роли я вижу профсоюз. Профсоюз может быть замечательным посредником, он как раз должен представлять интересы воспитателя.
Комментарии