search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области
0

Молчание ягнят. Почему дошколятам и воспитателям так трудно себя защищать

​У ягненка есть особенное качество – он безмолвно сносит любое насилие. Есть люди, которые подобно ягнятам почти не в состоянии себя защитить – это маленькие дети и, как считают социологи, воспитатели. О том, как живет сегодня детский сад, предметно в обществе и СМИ говорят редко. Обычно выхватывается какой-то неприглядный факт, муссируется некоторое время в прессе, потом проходит информация о том, что виновные наказаны, но неприятное послевкусие от таких материалов остается надолго. И портрет педагога дошкольного образования в обществе складывается какой-то неприглядный. Кто же сегодня работает в детском саду: добрые феи или женщины, которые пришли туда от безысходности? Как они сегодня воспитывают детей, и есть ли в действительности какое-то насилие в детском саду, ведь тот факт, что насилие в образовательной среде распространяется, известен всем. Об этом мы беседуем с Наталией ГРИШАЕВОЙ, старшим научным сотрудником Института социологии РАН.

– Наталия Петровна, какое оно – насилие в детских садах? Как оно проявляется?- Выделяют разные виды насилия: моральное, сексуальное, физическое. Но в дошкольной сфере говорить об этом сложнее, потому что процедура измерения и сбора данных у маленьких детей очень сложна. Дети постарше могут предъявить претензию, рассказать о том, что произошло, их слова вызывают больше доверия. А малый ребенок сегодня говорит одно, завтра – другое, у него много фантазий, и он может многое напридумывать. Помню случай, когда папа прибежал в детский сад и заявил: его сын рассказал, что воспитательница ударила его по голове лопатой. Воспитательница показала эту «лопату» – игрушечную пластмассовую лопатку, которой она стряхивала снежок с шапочек ребят.Я не одно десятилетие работаю в дошкольной сфере, и никогда не слышала, чтобы над ребенком в обычном детском саду кто-то издевался, избивал. В закрытых учреждениях – детских домах, приютах – наверняка насилие имеет место. Воспитатели, с которыми я работала, не раз приглашали детдомовских ребят в обычный детский сад или хотели прийти к ним в гости, допустим, чтобы вместе справить Рождество. Но никогда с ними на такой контакт не шли. И это показатель неблагополучия. Видимо, сотрудники этих учреждений не хотят, чтобы дети что-то рассказали, или чтобы воспитатели что-то увидели.В обычном детском саду ярко выраженное физическое насилие случается редко. Если же и происходит какое-то ЧП, то это сразу доходит до начальства, а то и до суда. А вот что касается морального насилия, ситуация гораздо сложнее.- Что вы понимаете под моральным насилием?- Дело в том, что в нашем обществе моральное насилие распространено повсеместно, надо всеми и везде, и детский сад не исключение. Туда приходят родители, которые могут ворваться в группу и сказать чужому ребенку: «Ты бил моего Васю? Подожди, выйдешь из группы, получишь от меня». Физическое насилие еще не совершено, а угроза уже есть. И чаще она исходит не от воспитателей, а от тех же самых родителей. То есть ребенок в детском саду не защищен от чужого родителя в том числе.Когда воспитатель кричит на детей – это тоже насилие. Теперь в угол ставят реже, чаще сажают на стульчик и читают нотацию типа: «Хорошие мальчики так не поступают, разве ты плохой мальчик?» С моей точки зрения, это уже моральное насилие. Надо оценивать поступок, а не ребенка, большинство воспитателей не различают таких тонкостей. Думаю, их самих так оценивали в детском саду, в школе, на работе. И в педучилище не уделяется должного внимания психологической стороне воспитания.Когда я изучаю эмоциональное благополучие детей в группе, то прошу воспитателя удалиться и смотрю, что будет происходить на пятой, десятой, пятнадцатой, двадцатой минуте. Тихо сижу в группе и никакого видимого интереса к детям не проявляю, они быстро перестают меня замечать. Вот распространенный пример моих наблюдений: до ухода воспитателя у детей было 15 видов деятельности – они играли в шашки, в куклы, что-то строили из кубиков и так далее. Через пять минут число занятий свелось до пяти, а на десятой не осталось ни одного из тех видов деятельности, которыми дети были заняты под присмотром педагога. Ребята начинают носиться по группе, ползать под кроватями и бросаться подушками. Это показатель того, что поведение детей управляется воспитателями. Педагоги не владеют методиками, которые позволяют сделать регуляцию поведения внутренней. И критерии работы дошкольного учреждения не предполагают формирование личности ребенка. Конечно, есть методики, которые уделяют этому большое внимание. Среди них методика Монтессори – система воспитания, предложенная в начале прошлого века итальянским ученым и мыслителем Марией Монтессори. Методика основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.Ни один воспитатель в группе Монтессори не скажет: «Как тебе не стыдно, что ты так поступил!» Если что-то произошло, он спросит: «Тебе это понравилось? А ты сказал, что тебе не нравится, когда с тобой так поступают?» То есть методика предполагает формирование у ребенка внутренней саморегуляции поведения. В таких группах я видела удивительный результат. Воспитатель уходил, я сидела не 15 минут, а час, и ждала, когда же поведение детей начнет меняться, но они продолжали рисовать, лепить, то есть делали то же, что и в присутствии воспитателя.- А что может послужить причиной агрессивного поведения ребенка, какие дети больше склонны к насилию?- Судя по моему опыту общения с родителями дошкольников, большинство из них настраивают своих детей на конкуренцию, соревновательность: «Как, ты не первый?» Такие установки подталкивают ребенка к конфликтному взаимодействию. Многие родители говорят своим детям: «Если тебя там тронут, дай сдачи как следует!» Если родители дома бьют своих детей, дети начинают транслировать их поведение в детском саду, то есть много насилия идет из семьи. Есть районы, где живет большой процент неблагополучных семей, там физическое насилие между детьми в дошкольных учреждениях более распространено. А в благополучных районах и в детских садах ситуация спокойнее.Но дети очень пластичны, они принимают те правила, которые существуют в пространстве детского сада. В группу приходят разные дети, из разных семей, но в группе Монтессори (а я большая поклонница этой методики) у ребенка вырабатывается программа сотрудничества, развиваются душевные силы и сохраняется его психическое здоровье.- А что вы можете сказать о других программах развития, которые применяются в детских садах?- В общепринятой методике «Детский сад» Фридриха Фребеля, которая существует с 1855 года, тоже главное – забота о душевном, гармоническом развитии ребенка. Она занимает первое место практически во всех методиках. Но гармоническое развитие часто представляется нам так: рисуем, пляшем, читаем, считаем, узнаем. То есть мы рассматриваем его с точки зрения наработки каких-то навыков. Но все это внешнее, в наших принятых методиках у детей не вырабатывается внутренняя саморегуляция поведения. Поэтому дети, приходя в школу, не соблюдают правил, привитых в детском саду. Допустим, в садике они научились пользоваться ножом и вилкой, а в школьной столовой начинают есть макароны руками.Но не только в методике Марии Монтессори развивается внутренняя саморегуляция, есть методика «Золотой ключик», «Шаг за шагом из детства в юность» и другие инновационные методики, но они требуют труда для реализации в детском саду.- Наталия Петровна, у вас тоже есть своя методика. В чем ее особенность?- Она называется «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении». В ее рамках дети сами вырабатывают правила взаимоотношений друг с другом, с воспитателями. А родители вырабатывают правила общения между собой, с воспитателями и детьми в рамках детского сада. Например, происходит в группе какая-то ситуация: дети подбегают к воспитательнице и кричат, каждый хочет что-нибудь сказать. Воспитатель говорит: «А как сделать так, чтобы я вас услышала?» Все садятся в круг, и каждый ребенок высказывает свое мнение. Воспитатель помогает сделать вывод: «Для этого нужно, чтобы все говорили по очереди!» И вносится правило: если мы хотим что-то сказать, то мы не кричим все вместе, а говорим по очереди.Правила, которые вырабатываются в группе, должны соблюдать не только дети, но и взрослые. Если, например, воспитатель побежала к двери, когда ее вызвала заведующая, дети говорят: «Вы правило нарушили, бегать по группе нельзя, садитесь в Кресло размышления». Это особое кресло, в которое человек садится, чтобы подумать, почему он нарушил правило. Дети даже заведующую в Кресло размышления усаживали. В одном детском саду Москвы работа по моей авторской методике велась 15 лет. И там были замечательные результаты.- Поговорим о людях, работающих в дошкольных учреждениях. Что бы ни случилось с ребенком в детском саду, отвечать приходится воспитателям. А насколько они сами защищены от агрессии с чьей бы то ни было стороны?- Хочу сказать, что дошкольные работники – это абсолютно бесправные люди. Если родитель приходит жаловаться куда-нибудь наверх, как минимум получают выговор и заведующая, и воспитатель. Оказываясь свидетелем такой ситуации, я спрашиваю: «А что если обвинение надуманно, если родители не правы»? И слышу ответ: «А это не важно. Если родитель пожаловался, руководство всегда встает на его сторону». Это как в сфере обслуживания: клиент всегда прав.В последние годы стало еще хуже – это издержки гласности. Все всего боятся. Если в прессу проникают сведения о том, что в детском саду что-то случилось, начинается настоящий скандал. Но говорить, что воспитатели в большинстве своем плохо относятся к детям, – это оскорбление. Другой вопрос, какой они квалификации. Ведь можно любить свою профессию, но не иметь достаточных знаний. Квалификации не хватает практически повсеместно.- В каких учебных заведениях, на ваш взгляд, готовят педагогов дошкольного образования, соответствующих современным требованиям?- Здесь можно отметить два университета, у которых хорошие педагогические традиции: Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена в Санкт-Петербурге и Московский педагогический государственный университет, бывший пединститут имени Ленина. Есть интересные методики, которые изучают в некоторых педагогических училищах.Академия повышения квалификации тоже имеет целый ряд тематических программ: Монтессори-педагогика, возрождение традиций народной культуры, психологическая грамотность, психологическая компетентность, конфликтология. Есть сеть институтов повышения квалификации в регионах России. Повышение квалификации ведется и в педагогических вузах, но, к сожалению, соответствующих современным требованиям программ очень мало. Мы видим, во что сейчас превращается система повышения квалификации. Появились мини-курсы: вместо положенных 72 часов за 20 часов обучают дистанционно по Интернету, и можно получить корочку.В июле 2011 года мы вместе с коллегами – старшим научным сотрудником Института социологии РАН Еленой Прониной и специалистом Московского областного отделения Российского общества социологов Юрием Антоновым создали Межотраслевой центр интеграции дошкольных организаций (сокращенно – МЦИДО). В него будут входить дошкольные учреждения наукоградов, несколько подразделений Института социологии, Российского общества социологов, Научный центр здоровья детей. Основные задачи МЦИДО – проведение всероссийских социологических опросов в поддержку дошкольного воспитания и образования, развитие социальных технологий, возрождение традиций оздоровления, налаживание сетевого взаимодействия между учреждениями, развивающими инновационные методики. У себя в центре мы планируем организовывать семинары по изучению современных методик. Также в наших планах – создание лабораторий в регионах, куда смогут приезжать педагоги из разных уголков страны, изучать интересующие их методики, а затем адаптировать их применительно к своему региону.К сожалению, работа по поддержке детства у нас в стране в зачаточном состоянии, поэтому такая венчурная, инновационная структура будет стимулировать эту работу.- Что вы уже успели сделать в рамках этой структуры?- Юрий Евстигнеевич Антонов и Елена Ивановна Пронина участвовали в очень интересном опросе, который проводился под эгидой Института социологии РАН и Российского общества социологов в 25 регионах России – «Медийный образ педагога дошкольного образования в восприятии профессиональной группы». Было опрошено более двух тысяч воспитателей. Вот некоторые результаты этих исследований: более 80 процентов воспитателей выбрали свою профессию, потому что им нравится работать с детьми. Среди главных проблем педагогов дошкольного образования абсолютное большинство опрошенных – 95% – отметило низкий заработок. В некоторых регионах он составляет в среднем семь тысяч рублей, а согласно сложившейся в мире традиции труд воспитателя стоит три доллара в час. На втором месте – психологические перегрузки (на них указали более 60% опрошенных) и отсутствие уважения к профессии со стороны СМИ (45%). Большинству воспитателей важно, что об их профессии говорят и пишут – так ответили 90 процентов опрошенных. При этом более 90 процентов считают, что СМИ формируют образ воспитателя, который отпугивает от профессии и унижает ее представителей. Что и говорить, журналисты часто выхватывают жареные факты, их не интересует, что происходит внутри учреждения. А говорить нужно о том, как интересно работают лучшие педагоги, рассказывать об их опыте, о лучших традициях дошкольного образования и таким образом поднимать престиж профессии.Внутренняя обида воспитателей присутствует буквально в каждой анкете. Педагоги обижаются не только на СМИ, но и на государство, которое так низко оценивает их труд. Не уважают труд воспитателей, по их мнению, также богатые родители. И у бедных слоев населения растет неуважение к этой профессии: бедные уважают богатых, а воспитатели не из их числа. Уважают воспитателей школьные учителя, психологи, медицинские работники. То есть те, кто не понаслышке знает их работу.Если говорить о политической и общественной активности, то из опрошенных воспитателей в акциях почти никто не участвует, хотя считают такую меру борьбы самой эффективной. В нашем исследовании есть интересный вопрос: могут ли сами педагоги влиять на то, что о них говорят и пишут СМИ? «Могут и должны», – ответили 30 процентов опрошенных, а 60 процентов считают, что должны, но не могут (!).- С какими запросами сегодня родители приводят ребенка в садик?- В младших группах их интересует здоровье, в старших – подготовка к школе. Если перед родителем поставить альтернативу: что вы хотите, чтобы ваш ребенок учил три языка, занимался компьютером и так далее или чтобы он научился жить в коллективе, то только 20 процентов родителей отдадут предпочтение умению жить в коллективе, остальные нацелены на развитие интеллекта и умений. И такую позицию прежде всего диктует школа, потому что ребенок никогда не попадет в престижное образовательное учреждение, если он не умеет читать, писать и считать. Если бы в школу принимали по душевным качествам, все бы моментально изменилось. То, что над формированием личности сегодня в детском саду практически не работают, – это настоящая проблема. Какие качества в основном формируются сегодня в детских садах? Пассивность, зависимость, ориентация на чужое мнение, помощь за похвалу: «Ой, какая Олечка молодец! Она сегодня накрыла на стол».- А как нужно сказать?- На своих тренингах я учу воспитателей говорить в безличной форме: «Как у нас сегодня стало красиво, какой у нас красиво убранный стол!» Ребенок и так поймет, что его отметили. Не Оля молодец, а она для всех создала красоту. Это же целая философия! В моей методике слово «молодец» под запретом, как и определения «хороший – плохой». Если кто-то из детей ведет себя агрессивно, например кидается снежками, воспитатели, как правило, говорят: «Нехорошо так поступать, хорошие мальчики так не делают. А если тебя снежком ударить?» Правильный ответ совсем в другой плоскости. Я бы подозвала одного ребенка, который кинул снежок, и второго, в которого кинули, и спросила: «Ты плачешь? Тебе больно, обидно? И мальчику, который бросил снежком, скажи: мне больно, мне обидно». Так дети учатся выражать свои чувства, устанавливать разумные границы поведения.- Есть дети, которые в детском саду, а потом и в школе становятся изгоями. Что это за дети? Как с ними работать?- Давайте рассмотрим вопрос, озабочены ли воспитатели тем, что у них какой-то ребенок – аутсайдер, что дети не принимают его в игру? Только 20 процентов воспитателей на это обращают внимание. И не потому, что они звери, а потому что их работу оценивают совсем по другим критериям – умеет ли ребенок читать, писать, считать.Ребенок часто становится изгоем, потому что, например, в семье он единственный, окружен заботой многочисленных бабушек, тетушек, родителей и привык к тому, что ему уделяется большое внимание дома. А в садике он и десятой доли этого внимания не получает и пытается привлечь его любыми способами. Но если воспитатель правильно выстраивает работу с ним и с группой в целом, то примерно через полгода ребенок привыкает к новым обстоятельствам и успешно адаптируется в детском коллективе.Противоположность таким детям с гиперопекой – ребята из неблагополучных семей, которым дома не уделяют должного внимания. Когда родители не прислушиваются к мнению и желаниям ребенка, воспитывают его авторитарно, у него часто бывает занижена самооценка, и он провоцирует такие действия, которые можно квалифицировать как насилие. Но если хороший психолог особо работает с такими детьми, выделяя их в группу риска, то их поведение корректируется. Но прежде всего сами родители должны быть заинтересованы в этой коррекции.- Подведем итог: как же все-таки бороться с насилием в образовательной среде, какие меры помогут его остановить?- Прежде всего надо бороться с насилием в обществе: чем меньше будет насилия в обществе, тем меньше его будет в школе и в детском саду.Кроме того, сама система воспитания в дошкольном учреждении должна быть такой, чтобы она не предполагала никакого морального насилия воспитателей над детьми. Нужно реорганизовывать педагогические институты и колледжи, чтобы там учили будущих педагогов методикам, которые способствуют становлению личности, а не просто учат детей рисованию, чтению и прочее. Это тоже должно быть, но не может стоять во главе угла.Воспитание в детском саду должно формировать следующие ипостаси в ребенке: я как личность, я как член семьи, я как горожанин, я как россиянин, я как житель Земли, я как часть мироздания. Все эти ипостаси личности в начальной фазе должны закладываться в садике.Также необходимо формировать позитивный образ воспитателя в обществе, повышать его социальный статус. Для этого нужно поднимать зарплату педагогам дошкольного образования, прививать родителям уважение к их труду. Представители вышестоящих органов тоже должны вставать на сторону воспитателя, а не только защищать интересы родителей.Проблема в том, что внутри общества есть установка, что дети, особенно чужие, – это ничто. Говорю это как социолог. А знаете почему? Потому что маленькие дети не докучают обществу, у них нет своего мнения, нет протестного поведения. То есть это самая незащищенная группа населения. А вот когда подростки начинают поджигать, насиловать, убивать, тогда общество задумывается над тем, как бы с ними справиться, как их перевоспитать.Воспитатели, кстати, недалеко ушли от детей в умении себя защищать. Вот почему в детских садах так любят устраивать прокурорские проверки, особенно зимой: тепло, безопасно, накормят и будут трястись как осиновые листы от каждого замечания. Пример из моей практики: однажды такие ретивые служаки начали проверять сумки при выходе работников из детского садика. У одной воспитательницы нашли два яблока – был скандал!- Почему же воспитатели такие робкие, это какая-то профессиональная особенность?- Это особенность психологического типа людей, которые трудятся в дошкольных учреждениях. Среди воспитателей в основном женщины психотипа многодетной матери, которая погружена в свой мирок, – такие на акции протеста не выходят. Школьные учителя, например, более активны, а в садике по статистике в среднем только 10 процентов педагогов готовы выйти на акцию протеста, открыто заявить о своих правах.Поэтому у них должен быть посредник, представитель, который будет отстаивать их интересы. Воспитатели – это такая профессиональная группа, которая только с помощью посредника может включаться в общественную деятельность. И в этой роли я вижу профсоюз. Профсоюз может быть замечательным посредником, он как раз должен представлять интересы воспитателя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте