Информационные технологии существенно расширяют поле фантазии чиновника в изобретении новых бюрократических процедур. В итоге школа получает все новые задания… подчас без исчезновения старых. При этом риски технических сбоев тоже ложатся на школу.
«Принять меры»!
Самой острой проблемой школы практически все и на всех уровнях называют бюрократизацию школы. И на заседании Госсовета 23 декабря прошлого года об этом говорили. В поручениях по итогам это отразилось в виде обращения к Правительству РФ и субъектам «принять меры» по снижению административной нагрузки и нагрузки на учителей. Выплеснувшаяся боль педагогов в выступлении учителя года России-2015 Сергея Кочережко про дублирование ведения журнала нашла отражение в бюрократически безликом: «рассмотреть вопрос об оптимизации электронного и бумажного документооборота».
Что симптоматично, обрнадзор опубликовал обзор заседания, там аспект борьбы с бюрократизацией вообще никак не отражен. В то же время, не забыли указать проблему оперативного информирования родителей об отсутствии ребенка в школе. А это обязательно породит процедуры, усугубляющие бюрократическую нагрузку на школу. Бюрократически рискованно выглядит идея «национальной системы учительского роста» и многие другие поручения.
Если убрать дежурные тезисы и вспомнить, что у нас в стране реальное внимание уделяется только тем вопросам, где есть бюджетное финансирование, перспективными аспектами Госсовета становятся стройки/ремонты школ и «Электронная школа». Не надо забывать о принятии в эксплуатацию в конце 2015 года и, соответственно, начале внедрения всероссийской автоматизированной информационной системы «Контингент». Настораживает решение о создании новой информационно близкой системы сбора всех платежей, где будут посчитаны все жители страны. Подозреваю, что «Контингент» меркнет перед поголовной системой учета, а это значит, что спрос с него большим не будет и слишком усердствовать по удобству и качеству необходимости нет.
Увы, реальность такова, что мощные и гибкие информационные технологии вместо облегчения работы людям устойчиво используются во благо задач надзора, причем, усугубляя даже бюрократические задачи, которые облегчать с помощью ИТ проще всего. Видимо, основными пользователями таких систем я и разработчики видят разные стороны: я смотрю на информационную систему со стороны школы, а внедряют ее чиновники. Чиновникам важнее облегчить свои задачи надзора, а не разгрузить от бюрократической нагрузки педагогов. Зато ИТ существенно расширяют поле фантазии чиновника в изобретении новых отчетов и бюрократических процедур. В результате учитель, школьный администратор не сбрасывают часть формальных старых процедур на ИТ, а получают новые бюрократические задания, подчас без исчезновения старых. Или новые включают в себя старые в более изощренном варианте заполнения. Заодно, риски технических сбоев тоже ложатся на школу, а не на чиновников, придумавших и подписавших в эксплуатацию халтурные информационные системы, причем за бюджетные средства.
Электронный хомут?
Самый яркий и болезненный для меня пример – электронные классные журналы (ЭЖ). Болезненный потому, что я считаю себя идеологом ЭЖ. Крик души учителя года на Госсовете про дублирование журналов резонирует с моей душой. Когда я агитировал за внедрение ЭЖ, коллеги меня предупреждали: навлечешь новый хомут на учительские шеи! А я не верил: «Ведь, ЭЖ – это так удобно, только сознательный вредитель может превратить удобство в хомут; при всем скептическом отношении к чиновникам, они же не вредители?»…
А правы оказались скептические коллеги. Электронный журнал – удобство, когда школа сама с ним работает. По закону выбор образовательной политики и журнала, как инструмента оценивания и учета, – компетенция школы. Органы власти должны помогать и содействовать, создавать условия для информационных обменов, предусмотренных законами и их зоной ответственности. А они в подавляющем большинстве на бюджетные деньги купили централизованные информационные системы и заставили подведомственные школы их использовать, независимо от наличия технических условий, желания и выбора. Наиболее упрямых выдавили необходимостью оказывать госуслуги по таким административным регламентам, в которых нет места для иных систем. Даже в отношении тех систем ЭЖ, которые готовы были технологически адаптироваться под навязанные центральные, не дали технических возможностей.
Документооборот. Пора бы навести порядок!
Тема электронных журналов – самая больная в контексте бюрократизации, когда следовало бы ожидать обратного. Но, увы, не единственная.
Другая застарелая беда бюрократизации – запутанная нормативная база в отношении документооборота. До сих пор актуальны советские акты середины 20 века, но в них есть неизбежные изъятия. Есть новые законы, которые нужно как-то соблюдать. «Где играем, где селедку заворачиваем» почти никто не знает. Надежд на то, что вскоре подготовят новые свежие акты с отменой всех старых, у меня нет. Уверенность, что появятся новые указания в мешанину старых, – абсолютная.
Добро пожаловать на школьный сайт!
Одна из увлекательных тем – публикация обязательной информации на сайте школы. Дело, на первый взгляд, благое: обеспечить прозрачность школы современными средствами. А реализовывать как? Теми же средствами на комсомольском энтузиазме? У некоторых он есть и люди грамотные есть, и сайт свой творчески разработанный. А их чуткими чиновными указаниями! Сам видел приказ местных князьков от образования о запрете школьных сайтов и насильственном переводе на централизованный типовой. О запрете! Вопреки всем законам и здравому смыслу!
Кого родное руководство не убило, к тем прокуратура подсуетилась: не просто опубликовать, а еще и с учетом потребностей слабовидящих! Далеко не все директора школ готовы тыкать прокуратуру носом в закон о техническом регулировании, по которому соблюдение ГОСТ является добровольным, и что обязанность обеспечения открытой среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья – обязанность органов власти, а не школы.
Недавно кто-то цитировал очередное чиновное новшество, якобы, в облегчение бюрократической нагрузки школам: компьютерная программа, которая что-то будет копировать в центральную систему сбора отчетов. Надеюсь, это испорченный телефон и для центральных систем сбора отчетов будут не программы клепать за бюджетные деньги, а публиковать машинно-читаемые протоколы обмена данными. И немного розового идеализма: средства на информатизацию будут осваивать сами школы, а не глотать издержки чиновного выбора…
Интернет сквозь фильтры
Грустная история с доступом в Интернет, который заслуженно оценивается многими как главное достижение реформ образования. Конечно, радует, что пропускную способность собираются увеличивать, но наличие доступа уже компенсировано фильтрами. Их ввели, конечно, из великой заботы о детях, которым негде, кроме школьной сети, ознакомиться с вредной информацией. Но учителя, интенсивно использующие Интернет на уроках, жалуются на невозможность использовать многие полезные сайты. А кто не очень интенсивно, тем и скорость не так нужна. Может, сэкономить на доступе в кризис и не расширять? Ограничиться теми, кто в отчетах подключен, а на самом деле еще нет?
Персональные данные: часто именно органы власти своими указаниями ставят школы в положение нарушителей закона
И еще не могу не написать о персональных данных. Это сравнительно новая песня в жанре бюрократизации. Сам пласт событий и норм о персональных данных довольно спорный и заунывный, но в системе образования он еще и безнадежно запущенный. Я уверен, что принципиальная проверка почти любой школы выявит грубейшие нарушения закона. Более того, честная проверка иных центральных информационных систем в регионах выявит не менее грубые нарушения. Причем, часто именно органы власти своими указаниями ставят школы в положение нарушителей закона. Почти уверен, что регуляторы об этом знают, но помалкивают. Чтобы не усомнились в их существовании, публикуют типичные мелкие нарушения или наиболее одиозные, которые выпадают из общей практики.
При желании, можно было бы слегка изменить устоявшиеся с советских времен процедуры работы с персональными данными, причем с опорой на новые бюрократические реалии госуслуг и иных систем, которые бы облегчили школам бремя оператора персональных данных. Но чиновники избегают тем, в которых не разбираются, поэтому надежд на близкое разрешение этих проблем у меня нет.
Главное правило, которым давно руководствуются опытные администраторы – не высовываться: пока идешь в общем потоке, рисков меньше всего, даже если все нарушают.
…Собственно, опытные и спокойные мой текст, скорее всего, читать не стали. И правильно сделали. Мой текст для редких буйных и плакальщиков. Вода камень точит.
Об авторе
Михаил Кушнир, советник, член правления Лиги образования, тренер образовательной программы Apple. Педагогический стаж – 25 лет, работал учителем информатики и заместителем директора московской гимназии № 45 имени Л.И.Мильграма.
NB!
Подборку нормативных документов по электронным журналам можно найти на сайте РУЖЭЛЬ
Комментарии