В прошлом году на Всероссийском финале конкурса “Учитель года России-2001” я столкнулся с нелегкой задачей – дать урок-импровизацию на сцене. Никогда раньше ничего подобного делать не приходилось. В этом году новая трудность – я оказался одним из судей уроков-импровизаций полуфиналистов, вошел в состав Большого жюри.
Размышляя об увиденном, я никоим образом не претендую на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Надеюсь, мои критические замечания не обидят никого из блестящей “пятнашки”. Сделаны они с чувством искреннего восхищения перед коллегами.
В финальную “пятнашку” лауреатов “Учителя года России-2002” вошли четыре преподавателя иностранных языков, причем не только традиционного английского, но и немецкого. Более того, учитель немецкого языка стал победителем. Что объединяло уроки “иностранцев” на сцене? То, что у нас, зрителей, людей некомпетентных в том или ином языке, появилось желание изучать и английский, и немецкий. Каждый из учителей показал не только, как он может научить иностранному языку. Он показал, что его язык прекрасен. Он показал то неуловимое, что служит не разовой мотивацией на уроке, а стимулом на долгие времена. И сделал это без сложных методических приемов и логических схем, а просто используя личное обаяние, отдавая вместе с материалом предмета себя.
Юлия Мищенко, учитель английского языка гимназии N35 г. Тольятти Самарской области
Мы видели на конкурсе много интересных уроков на английском. И уроки с использованием русской речи, и занятия, на которых ни одного русского слова не было произнесено. Но тут перед нами возник вихрь музыки Дунаевского, появилась Мэри Поппинс в классическом английском костюме – кружавчики, шляпка… Казалось, Юлия Сергеевна хочет показать театрализованное действо. И вдруг мы увидели четко выстроенную методику: подключение упражнений на развитие моторики, использование нестандартной ситуации, включение в работу каждого ученика: тот, кто знает предмет, передает свои знания тому, кто знает его чуть хуже. На сцене возникла группа, которой было очень важно достигнуть цели, поставленной учителем. К этой цели они шли стройно и дружно, сжимая кулачки, притопывая и прихлопывая, подписывая друг другу открытки, банальные и смешные на первый взгляд, но очень душевные… Игра? Ситуация вышла за рамки чисто игровых технологий. Мы все ясно ощущали погружение в детство, реальное, настоящее, когда люди способны удивляться и верить в чудеса. Тема урока была “Есть ценности, которым нет цены”. Юлия Сергеевна доказала нам, что важна не столько методика, сколько личность учителя, который ее использует.
Игорь Смирнов, учитель немецкого языка СШ N9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Гатчины Ленинградской области
Наиболее удачный урок – это, конечно, урок Игоря Борисовича Смирнова. Здесь снова сыграла личность учителя. Он не ведет за собой и даже не показывает путь. Он вместе с учениками. Подлинное сотрудничество. Но это сотрудничество на уровне магии, настолько профессиональной, что не только ученики, которые в принципе знали структуру урока, но и зрители, сидящие в зале, поддались ей и готовы были подпевать, хлопать и общаться между собой с немецким акцентом.
Сильная сторона всех учителей иностранного языка, которые прошли в “пятнашку”, – это умение создать атмосферу, когда ученик не просто принимает правила игры, а погружается в ее суть. Во всех этих уроках, у Игоря Борисовича особенно, очень сложно выделить элемент игровой технологии как таковой. Но роль человека, свободно владеющего иностранным языком, дается настолько легко, что даже я, например, человек, никогда в жизни не изучающий немецкий язык, вдруг услышал музыку, красоту языка. Я до сих пор еще нахожусь под впечатлением. Мне хочется этот язык изучать. При этом надо отметить, что на уроке Игоря Борисовича существовали очень жесткие методические условия. Сама мотивация на изучение немецкого языка, не самого популярного на сегодня, была сделана, на мой взгляд, более чем великолепно. Это и интеграция географических знаний о плотности населения с историческими данными о европейском культурном слое, и возможность для учеников убедиться наглядно (взглянув на карту), что число людей, говорящих на немецком языке, в мире достаточно велико, они живут не только в германоязычных странах. Это сработало на сто процентов. Причем, к чести преподавателя, ни слова не было сказано по-русски. Это бесподобно. Я верю, что ученики к нему выстраиваются в очередь.
Николай Усков, учитель немецкого языка СШ N11 г. Красноярска
Конкурсанты уже неоднократно доказывали, что наибольшей результативности добивается тот учитель, который выстраивает свой урок с опорой на жизненный опыт учеников. Заимствованные слова, ставшие привычными в нашем обиходе, оказывается, могут стать мостиком и сделать незнакомый нам язык близким и понятным. По крайней мере возникает уверенность, что изучить иностранный язык не так сложно и по силам каждому. Использование музыкальных фрагментов в процессе изучения иностранного языка – не новый прием, но это не значит, что относиться к нему надо легкомысленно. Отбор музыкальных средств должен быть таким же тщательным, как и выбор любого слова, наглядного пособия, которые применяются на уроке. И еще одна деталь. Стоит ли заканчивать урок вопросом: “Я вам понравился?” Важно, чтобы комплимент, благодарность были естественной потребностью ученика, а не требованием учителя.
Татьяна Архипова, учитель английского языка СШ N1240 г. Москвы
Одна из основных тем на прошедшем конкурсе – тема толерантности. Благодаря блестящей лекции директора Центра образования N109 г. Москвы Евгения Ямбурга тема эта стала близкой каждому. Мы вышли на понимание того, что толерантность не какое-то модное течение, а жизненная необходимость любого образованного интеллигентного человека. И когда Татьяна Архипова вышла на сцену с уроком иностранного языка, мы вдруг увидели, что учитель, реализуя на своем уроке определенную содержательную тему, может решать и воспитательные задачи на самом высоком уровне. Толерантности ребята учились в деятельности. Сюжет: мальчики, девочки, давайте познакомимся, узнаем что-то друг о друге. И в конце урока “ход” – единение разных людей с разными характерами, судьбами, биографиями, разным уровнем подготовки, признание равенства каждого. Это было на ее уроке реализовано блестяще.
Татьяна Вадимовна допустила лишь ряд чисто тактических неточностей. Наверное, количество участников урока могло быть немного меньше. 7-8 человек при такой режиссуре занятия – оптимальное число. Если больше – теряется красота идеи, зрелищность урока-импровизации. Ведь на таких уроках элемент шоу всегда присутствует, хотим мы этого или нет. Урок идет на сцене. Те, кто его оценивает, находятся в зрительном зале. Поэтому поворачивать своих учеников спиной к судьям – не совсем оправданный тактический ход. Красивая идея объединения (ученики встали в круг, коснулись друг друга, а после этого разошлись, оставив в руках связавшие их серебряные нити новогоднего серпантина) разных взглядов, представлений немножко потерялась из-за того, что количество учеников было великовато.
Сергей Циклов, учитель биологии СШ N7 г. Кольчугино Владимирской области
Это урок, в котором была изюминка, обозначенная в самом начале, но ни участникам импровизации, ни зрителям не было понятно до конца, в чем она заключается. Интрига строилась отнюдь не на том, что были использованы выдуманные названия представителей животного и растительного мира – крысоцвет, цветогрыз, грызоед. Каждую минуту урока интрига строилась на том, что же будет дальше? К чему тот или иной “посыл”? Когда обозначились члены этого сообщества, экологический цикл (если цветогрыз съест крысоцвет, грызоед – цветогрыза, то грызоеду скоро будет нечего есть и его численность начнет сокращаться), казалось, что это и есть главная идея урока: все в природе гармонично. Но появление человека, причем как звена мешающего, лишнего и самого слабого, вызвало не просто шок, а гнев, бурю эмоций. В этом и есть интрига – учитель сумел вывести обычные биологические законы, незыблемые и неоднократно доказанные, на уровень философского восприятия и, познакомив нас с законом равновесия систем, лишний раз доказать, как много зависит от нас. Мы должны не просто благосклонно смотреть на природный мир, в котором мы живем, не просто ощущать себя его частью, но уважать его. Урок был интересным, интригующим от первой до последней минуты. Но самое, пожалуй, главное – не просматривалось ни одной заготовки. Это был урок-откровение для учителя, и для учеников, и для зрителей, уверен, урок-откровение для членов Большого жюри. Импровизация в самом хорошем, добротном виде.
Ирина Липатова, учитель истории гимназии N177 Санкт-Петербурга
Урок-импровизация Ирины Альбертовны назывался “Дворники”. Материал о дореволюционных дворниках, который учитель подготовил к уроку, безумно интересный, безукоризненный. (Читайте материалы к уроку на стр. 95). На импровизации было предельно обострено понимание моральных, этических, нравственных норм. Интересно было наблюдать, как изменилось отношение учеников к профессии дворника. И главное не то, что мы все после урока захотели быть дворниками, а то, что поняли: любая профессия имеет свою историю, свой шарм, в любой профессии можно быть гением и посредственностью. Но и это не самое главное на уроке. Нас познакомили с содержательной частью материала, вынесенного на занятие, а ученикам была предложена реальная исследовательская задача. Нам было продемонстрировано, как через анализ и сопоставление информации из разных источников (архивных документов, инструкций, приказов, воспоминаний, художественных произведений) мы получаем новое знание. Причем были удачно использованы деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Александр Игнатьев, учитель физической культуры СШ поселка Синегорье Магаданской области
Когда смотришь хороший урок, всегда невольно пытаешься предугадать – что произойдет дальше? Что будет следующим шагом? И, как это ни парадоксально звучит, чувство радости испытываешь оттого, что не угадал. Тебе кажется, что сейчас последует какой-то традиционный “ход”, а происходит нечто иное. В том “многодневном походе” с ребятами, который разыгрывал на сцене Александр Иванович Игнатьев, элемент неожиданности присутствовал. Самые обычные банальные вещи вдруг приобретали новое звучание, становились природными объектами. Все было на месте – и здоровьесберегающие технологии, и понимание красоты природы, силы, которую она в себе несет. Было интересно.
Но урок-импровизация – это не отрепетированные движения. Хочется понять, чему в данном случае, на данном уроке, ты бы научил своих учеников. Урок-импровизация – это не то же самое, что урок-презентация или самопрезентация. Да, я в восторге от тех форм работы, которые Александр Иванович применяет, но мы ведем разговор об уроке. Я на этом уроке ученик. Я сижу в зале, но я и учусь, принимаю участие в этом уроке. Я мысленно прохожу с ним все этапы занятия. На уроках своих коллег я всегда учусь и обогащаюсь. Поэтому приемы, которые побуждают ученика к действию, очень ценны. А любая заготовка при всей оригинальности, необычности подхода обедняет импровизацию. Ученики становятся просто статичными наблюдателями.
За всеми уроками – колоссальный, интереснейший опыт учителей. Но конкурс есть конкурс. Если мы говорим, что это урок-импровизация, покажите нам элемент неожиданности.
Дина Мулкахайнен, преподаватель русского языка и литературы лицея N49 г. Калининграда (обл.)
Урок Дины Васильевны предварялся цитатой из Достоевского “Человек есть тайна. Ее надо разгадать…” На доске висели три портрета Родиона Раскольникова, выполненные Глазуновым, Корсаковой и Шемякиным. А разговор шел о том, как проиллюстрировать переиздание “Преступления и наказания”.
С точки зрения методики преподавания литературы использование графических работ разных художников всегда служило элементом активизации образовательной деятельности, мотивацией к рефлексии. Поэтому не стоит говорить, что здесь была особая новизна. Наверное, стоит говорить о том, что этот прием был использован совершенно по-новому. А именно: глубоко философский разговор, поиск истины сочетался с деятельностным подходом. Была предпринята яркая попытка совместить разговор о душевных переживаниях героя, об эмоциональном напряжении произведения, о личности автора с позицией современного, достаточно прагматичного общества. Учитель предложил издать книгу. У нее должна быть обложка. Иллюстрация на обложке должна каким-то образом привлечь наше внимание и дать информацию о том произведении, которое содержится под этой корочкой. На мой взгляд, в этой части урок удался. С другой стороны, осталось ощущение незаконченности. То ли книгу не издали, то ли контора разорилась, то ли Достоевского мы так до конца и не поняли. Это закономерно. Сокращение времени на уроки-импровизации до 20 минут не дает, на мой взгляд, возможности учителю реализовать в полной мере то, что он задумал. Но самое главное – мне захотелось перечитать роман.
Ирина Федорова, учитель русского языка и литературы, зам. директора по инновационной работе СШ N3 г. Родники Ивановской области
Филологи, приезжающие на конкурс, показывают чаще всего урок литературы. Почему? Его можно подать эффектнее или мы невольно выделяем литературу? Очень редко можно увидеть русский язык.
Поэтому урок русского языка лично у меня вызывал большое любопытство. А то, что показывала Ирина, было не просто чрезвычайно интересно, это было необычно, потому что, оказывается, русский язык не просто свод правил по грамматике, пунктуации и так далее. На этом предмете можно научиться любви к языку. Со словом можно играть. В ее руках слово было как мячик, который можно было повернуть, посмотреть на него с разных сторон, бросить товарищу. Такому ассоциативному восприятию способствовала и очаровательная внешность конкурсантки, и обаяние, которое исходило от нее. С одной стороны, легкая воздушность, с другой – профессиональная основательность. Чувствовалось, что это не наигранность, а сознательно выбранный подход: через ассоциацию, символ, аналогию выйти на новое знание. Урок запоминающийся, яркий. Эмоциональный настрой от него сохранился в памяти надолго.
Елена Дмитриева, учитель литературы гимназии г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа
Тема урока Елены Анатольевны – “Футуризм”. Не мудрствуя лукаво, подать ее можно было так – начертить таблицу, в которой сравнить наиболее ярких представителей течения, выписать наиболее эффективные приемы и способы, которые использовали футуристы при создании своих произведений. Правильно и скучно… Вместо этого Елена Дмитриева вышла на уровень сказки и магии. Она прочитала стихотворение Хлебникова – и мы вспомнили о шамане в юрте, услышали за набором звуков “беспредметной зауми” магические заклинания, увидели зрительные образы. Кто-то услышал стук часов, а кто-то увидел гору, камушки, выскакивающие из-под ног. Оказывается, футуризм можно научиться понимать. И более того – можно попробовать сочинять в стиле футуристов. Кому-то футуристические стихотворения удались лучше, кому-то хуже. По крайней мере булькали, крякали, квакали все, кто побывал на уроке Елены Анатольевны, еще очень долго, особенно филологи. Существовала опасность, что на конкурсе появится какой-то новый необычный язык. И только потому, что это был не единственный яркий урок, этот язык не сформировался.
Татьяна Сидорова, учитель истории и граждановедения, зам. директора по воспитательной работе СШ N24 г. Брянска
Ее урока ждали. Во-первых, необычный предмет, который каждый понимает по-своему. Кто преподает подобные дисциплины? Либо историки-обществоведы, либо представители администрации. Хотя предмет важный. Во-вторых, во время дискуссионного клуба, посвященного правам ребенка, Татьяна Джоновна рассказала, что эксперимент, который проводит ее школа, – настоящий прорыв. Конечно, стало безумно интересно, что же такое в ее школе происходит. С программой “Мой выбор” люди, неравнодушные к педагогике, знакомы. Она активно презентуется по всей России, проходят обучающие семинары, мероприятия для учителей, распространяются комплекты учебников, рабочие тетради. В ней много интересного, полезного.
Что же реально мы увидели на уроке? Прекрасную сценическую режиссуру. С огромным удовольствием я увидел на сцене в качестве учеников участников конкурсов прошлых лет, журналистов “Учительской газеты”. Это было интересно по двум причинам. Первая – посмотреть на этих людей в качестве учеников такого необычного предмета. Вторая – раз человек отважился пригласить их на сцену, наверное, сейчас будет происходить нечто необычное. Будет самая жесткая импровизация, потому что я знаю, что никто из них на какие-то заготовки, на что-то отрепетированное не пойдет. Тема свободы выбора… ее мало осознавать головой, ее надо чувствовать, надо испытывать потребность в этой свободе. Любая репетиция ограничивает, и о выборе говорить не приходится.
Тема прекрасная – поговорить об информации и ее воздействии на человека. К сожалению, вся деятельность учеников на уроке заключалась в том, чтобы сказать – существуют несколько источников информации, один из них телевидение. А учитель повторил очень модный лозунг: давайте-ка запретим что-нибудь на этом телевидении, и тогда мир станет лучше. Высказаться по поводу источников информации ученикам не дали.
Меня как-то потрясла одна история. Оказывается, раньше дирижеры стояли к оркестру спиной. Я не помню, кто первый, но какой-то известный режиссер вышел, поклонился и вдруг повернулся к публике спиной, лицом к оркестру и начал дирижировать. Это был шок. Но сила звучания и качество работы оркестра были настолько высокие, что шок и неприятие в конечном итоге сменились бурей оваций. С тех пор дирижеры никогда не поворачиваются спиной к оркестру.
В данном случае учитель вместо того, чтобы создать импровизацию и в результате прийти к чему-то вместе с “классом”, повернулся к ученикам спиной и начал говорить с залом… Может быть, это было специально задумано для сцены. Но я хочу видеть урок, я хочу видеть, как конкурсант учит своих учеников, хочу видеть, какой он учитель. Я пойму и прощу авторитарного учителя, или, наоборот, педагога, который идет на чрезмерное сближение, демократа, но я хочу видеть, как он работает. Как он формирует у ребенка гражданскую позицию. Задача учителя – не вдалбливать ученику прописные истины, а создать вокруг него среду, пусть на короткое время, чтобы школьник раскрылся, почувствовал, что он интересен, и открыл для себя новую истину.
Основная идея граждановедения, программы “Мой выбор” в том, что ученик должен понимать: выбор у него есть, и он может делать этот выбор осознанно. Прекрасно, что есть такой курс, учителя, которые считают, что это основное направление работы образовательного учреждения. Но хочется увидеть, как они работают. Методики здесь должны быть утонченные. К сожалению, я не увидел этих методик на уроке Татьяны Джоновны.
Дмитрий Тодышев, учитель географии СШ N30 г. Абакана Республики Хакасия
В данном случае это была попытка показать не урок-импровизацию, не занятие, а представить в короткий, очень ограниченный период времени мастер-класс, в котором, с одной стороны, мы увидели способы, с помощью которых излагается содержательная часть, а с другой – достаточно интересную презентацию педагогической философии учителя, основные идеи, которыми он руководствуется, когда выходит к своим ученикам. Симбиоз урока и мастер-класса был представлен достаточно наглядно, эффектно и в то же время очень интересно. Этапы урока, которые Дмитрий Александрович назвал так:
– вызови удивление,
– посей сомнение,
– заставь ошибиться,
– помоги понять,
можно назвать иначе, традиционно: создай мотивацию, пробуди интерес и так далее. Замечательно, когда человек говорит на своем языке, самостоятельно описывает то, что он делает. В этом и есть ценность учительского труда.
Когда мы говорим: “Великие географические…” хочется добавить слово “открытия”. А Дмитрий Тодышев закончил фразу: “…ошибки”. Он сделал эту фразу-перевертыш темой урока. Каждому было предложено вспомнить эти ошибки и повторить. И через повторение прийти действительно к великому открытию. Оказывается, путь от ошибки до открытия очень короткий.
Дмитрий Бровко, педагог дополнительного образования клуба юных археологов “Резерв” Центра детского творчества г. Уссурийска Приморского края
Радует то, что на учительском конкурсе представлены самые широкие слои педагогической общественности. Что такое педагогическая общественность, определить трудно. Сюда входят и родители учеников, и бывшие выпускники, в общем, все мы. Мы встречаем на конкурсе учителей начальной школы, старшего, среднего звена, привыкли к этому. А работающие в системе дополнительного образования педагоги выпадают из поля зрения, хотя они играют такую же важную роль в воспитании и образовании человека. Им даже удается сделать чуть больше, чем в обычной школе. Работник дополнительного образования – тот, кто едет с ребятами в экспедиции, создает с ними что-то необычное, конструирует, моделирует, – такой же учитель, он решает такие же сложнейшие педагогические задачи. И мне кажется, это самый главный смысл выступления Дмитрия Витальевича Бровко на конкурсе – напомнить, что в системе дополнительного образования тоже работают учителя, педагоги. Мы все делаем одно дело.
Самая главная цель урока – прийти к новому знанию через исследование истин, слов, выражений, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Это не новый прием. На доске появлялись “бревнышки” “Религия”, “Обряд”, “Дом”, “Семья”, “Традиции”, “Время”, “Основа”, складывались в “дом”. Единственное “но”: когда сруб из бревнышек сложился, захотелось увидеть “крышу”. Формально крыша была сделана: “чердак” – “я”, “черепица” – “мир”, “человечество”. Но мне вдруг стало непонятно: к чему мы в конечном итоге пришли на уроке, который озаглавлен “Мы не Иваны, не помнящие родства?”. К тому, что ничего не надо исследовать, все понятно, все люди братья: вот я, вот мир, вот человечество, мы все родственники, живем в единой семье? Или все-таки целевая установка была такова – неплохо знать свои корни: кто был твой прадед, откуда приехали твои прародители, какой путь прошла твоя семья, прежде чем ты появился на свет? Что сегодня важнее? Для меня это осталось непонятно.
Вокруг нас много информации. Надо уметь ее правильно извлекать, правильно использовать.
Марина Бамбуляк, учитель математики лицея N1 г. Петрозаводска Республики Карелия
В этом году участники второго тура конкурса получили возможность взять ту тему, которая им близка на сегодняшний момент, выбрать ту форму, которую они считают оптимальной, чтобы показать жюри и зрителям, как они могут учить своих учеников. И выбор практически ничем не был ограничен. На уроке Марины Юлиевны мы поняли: знания каждый из нас может увидеть по-разному. Прежде чем в результате серьезных математических вычислений перед нами открылась картина целого, мы открывали ее по частям: иллюстрация на доске была закрыта листочками с уравнениями. И у каждого из нас было свое представление – что произойдет, что находится за рядом примеров. Математика, царица наук, привела все наши мысли в порядок. И перед нами появился золотой конь, но за этим конем еще и душа конкретного человека, слепой художницы, которая, оказывается, нарисовала эту картину. Это здорово! Хорошо знать, ощущать и верить, что математика – это не свод сухих правил и законов, что, работая с цифрами, формулами, можно говорить о духовности, сочувствовать и переживать, что это живой предмет.
Максим Константинов, учитель начальных классов Ветвеницкой начальной школы Гдовского района Псковской области
Первое, что надо сразу же отметить. Как бы мы ни говорили о необходимости внедрения информационных технологий в образование, мы сталкиваемся с тем, что это возможно только в тех учебных заведениях, где есть хорошие компьютерные классы. На уроке Максима Александровича нам было наглядно продемонстрировано, что подготовленный и творческий учитель может успешно осуществлять компьютерную поддержку любого урока. Даже такого важного, как отработка техники чтения. А совмещение информационных технологий с игровыми элементами делает урок не только ярким и зрелищным, но и результативным, поскольку у ребят высока мотивация работы на результат. Настораживает только один момент. На уроке Максим Константинов поставил кукольный спектакль. В нем были персонажи: Иван-царевич, крестьянский сын, царевна, которая собралась замуж, и царь. Последняя роль – почти безмолвная, и дал ее Максим Александрович “слабому” ученику. Правомерно ли это? Наоборот, необходимо создать условия, чтобы ученик, требующий более пристального внимания, был вовлечен в более активную деятельности.
Алексей КРЫЛОВ, учитель года России-2001, учитель технологии школы N67, Екатеринбург
Комментарии