search
main
0

Математика: от ЕГЭ-2024 к ЕГЭ-2025

Каждый год в сентябре одиннадцатиклассники, затаив дыхание, ждут новостей ЕГЭ: поменяют или не поменяют? А вдруг добавят новые задания – а мы не проходили? Или усложнят старые… Вместе с ними волнуются их родители и учителя – кому же охота попадать под «эксперимент» и подстраиваться под новый формат экзамена или готовить ребят к внезапно появившимся темам.

Фото: ru.freepik.com

Что ж, спешим всех обрадовать и успокоить: ЕГЭ по математике изменения в 2025 году не коснутся. Расходимся и празднуем? Можно, конечно, однако раз уж мы начали этот разговор, стоит остановиться на некоторых деталях, в которых в данном случае кроется не только тот, о ком вы подумали, но и успех школьников на будущем экзамене.

Сперва стоит упомянуть о том, что изменилось в прошлом году. Напомним, что добавилась несложная задача по геометрии в первой части – кстати, дети с ней хорошо справились, средний результат решаемости этой задачи по стране составил около 80%. Однако вспомним историю с теорией вероятностей: сперва задачу на эту тему ввели в экзамен – самую простую задачу, разумеется, – а потом год от года ее потихоньку усложняли. Будет ли так же с геометрией – никто не знает, однако стоит быть к этому готовым. Так что первый наш совет: уделите особое внимание геометрическим задачам первой части. Векторы, координаты – обязательно повторите их, хотя бы самые основные идеи. Отметим, что это можно сделать, например, используя книги серии «ЕГЭ-2025» издательства «Экзамен» под редакцией И.В. Ященко: они написаны ровно теми же людьми, которые составляют КИМы к экзамену, а следовательно, задания в этих книгах особенно актуальны. Стоит обратить внимание, что как раз в этих сборниках геометрическая задача первой части профильного экзамена представлена не только в виде наиболее простых упражнений, но и слегка «навырост», что позволит лучше подготовиться к потенциальному усложнению.

Не менее важным будет проанализировать основные ошибки, которые допускали выпускники 2024 года, чтобы избежать аналогичных просчетов у себя и своих учеников. Если посмотреть на статистику, бросится в глаза очень низкий процент решения обеих геометрических задач второй части профильного экзамена. Это связано с разными факторами – от нехватки (читайте: не совсем верного распределения) времени до сложности конкретных задач. Но с другой стороны, не секрет, что ребята сами немного робеют перед более сложной геометрией, уделяя большее внимание так называемому «джентльменскому набору»: уравнению, неравенству и экономике, а также первому пункту последней задачи. В то же время, как минимум первые пункты геометрических задач вполне посильны широкому кругу школьников, а значит, к ним стоит присмотреться, ведь балл, получаемый за каждый из них ничем не отличается от баллов за другие задачи. Помочь в этом вопросе может, например, книга Ю.В. Садовничего «Задания ЕГЭ с развернутым ответом», где собраны и необходимые теоретические факты, и типовые примеры, ознакомиться с которыми крайне желательно, чтобы запомнить основные идеи решения.

Отдельной строкой коснемся 19-й задачи. С одной стороны, эта задача идет последней, а значит, позиционируется как одна из самых сложных. С другой стороны, если брать все ту же статистику прошлого года, выпускники решали ее успешнее, чем обе геометрии, а также чем задачу с параметром. Это связано с тем, что, по большому счету, для решения первого пункта данной задачи необходимы лишь здравый смысл, умение читать условие и знания математики на уровне шестого класса. При этом следует уточнить, что специфика у данной задачи  все же есть, и те выпускники, которые не знакомы с тем, как грамотно отвечать на вопрос «Можно ли?», а также чем доказательство отличается от иллюстративного примера, не добрали свои баллы. Разумеется, данную проблему также стоит решать, причем лучше всего не механическим нарешиванием, а пониманием основных идей и алгоритмов теории чисел. Сложность состоит в том, что, по сути, темы, которые затрагивает данная задача, не входят в программу старших классов, а пройдены раньше – как следствие, чуть сложнее организовать грамотное повторение нужных идей. Помочь в этом вопросе может вышеупомянутый сборник, посвященный второй части профильного экзамена. Это пособие можно использовать и для домашних заданий по данной теме, и для организации итогового повторения, и для знакомства учеников с новыми идеями, которые не были пройдены в шестом классе.

Резюмируя, авторы экзамена не стали ничего радикально менять на ЕГЭ по математике в 2025 году, а значит, у выпускников этого года появляется отличная возможность показать хороший результат, учтя опыт выпускников прошлого года и основательно подготовившись. Пожелаем им удачи, а мы, учителя, со своей стороны постараемся создать им нужные условия и дать все возможности для демонстрации максимального результата!

Вольфсон Георгий Игоревич – учитель математики ФМЛ № 366, руководитель предметной комиссии ЕГЭ по математике (СПб)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте