Не бойтесь утюга,
или Учитесь радоваться жизни
Главная новость у физиков, математиков и информатиков стала известна еще до начала конкурса: всего два математика (Л.Чащина из Пензы и тульская учительница О.Мишенина). Еще в прошлом году по точным дисциплинам были две номинации – теперь пришлось объединить… Математического “обвала” я боялся в прошлом году, но тогда приехал Владимир Ильин, приехал и покорил всех нас. Главное ведь, что традиционно ценится на учительском конкурсе, – личность. И пусть методики индивидуальны и невоспроизводимы – творчество вообще невоспроизводимо. Но не было в этом году яркой фигуры учителя математики. Не прорисовывалось важнейшего для преподавания математики благоговения перед логическим рассуждением. Ему-то, логическому началу, не уделили на своих уроках места ни Чащина, ни Мишенина. Было скоростное решение примеров с использованием колокольчика, было заполнение заранее заготовленных таблиц с картинками по определенным АЛГОРИТМАМ, но где же логика, рассуждение?
Складывалось ощущение, что в школе начинает набирать силу какое-то новое отношение к математике как к сумме алгоритмов решения задач. Причем задачи эти нужно решить как можно быстрее, на осмысление и творчество времени не остается. Да и откуда ему взяться, если во многих школах на математику всего 3 часа в неделю? Математическая муза улетает из школы, поэтому закономерен результат – во втором туре математиков нет.
Тревожно это, дорогие учителя. И не только за большую математику, а ведь математика, повторю вслед за Ильиным, есть красота, но и за будущих граждан, так как умение рассуждать формируется именно на уроках, где думают. А замена понимания алгоритмами в итоге не окажется ли заменой личностей (хороших ли, плохих ли – уже не важно) на послушных, “лояльных” дуболомов из сказки о стране Оз?
Ну а с физиками – пока еще! – благополучнее. Понравился мне урок Андрея Еделева (Читинская обл.) о графическом представлении движения, и право же хорошей математики там было отнюдь не меньше, чем в конкурсных уроках математики. “Последние годы показали, что мы все нуждаемся именно в личностях!!!” – написал Андрей Юрьевич в статье в “УГ”, и за эти три восклицательных знака очень я ему благодарен. “Думать, как все, т.е. пользоваться чужими мыслями, вовсе не значит думать”, – продолжает он.
На уроке Еделев добивается понимания. Он, может быть, “теряет темп” – зато перед ребятами вырисовывается логика решения отнюдь не “задачек”. И вот что хорошо: он НЕ ПРОПУСКАЕТ логически необходимых шагов, что делается сплошь и на каждом шагу, когда учителя думают, дети и так понимают, а на поверку – это мы сами чего-то не понимаем. Если надо, например, напомнить, что для изучения движения необходимо два тела, Еделев завязывает ученику глаза, и тот тотчас же натыкается на парту. Тогда глаза развязываются, и Андрей Юрьевич делает вывод – и посмотрите, какой: “Второе тело необходимо!” (первое – это я, а второго не вижу, потому что глаза завязаны). И это звено встраивается в цепочку главного рассуждения.
К сожалению, нет возможности рассказать обо всех. Скажу только о финалистах. Урок Алексея Макурина (Становская средняя школа, Тверская обл.) по теме “Влажность воздуха” – хороший, я бы сказал, даже блестящий. Все приборы работали, дети, мне кажется, понимали. Может быть, не вс╙ понимали, но и это не беда – разберутся сами потом, потому что главное – было интересно. Вот одно “техническое” новшество (может быть, так кто-то делает уже, но я вижу впервые): в конце урока, при кратком повторении, когда доска заполнена формулами и записями, сделанными по ходу объяснения, Алексей Владиленович стирает их с доски, одновременно вкратце воспроизводя вместе с ребятами основные мысли урока. Заслуженная победа.
Второго финалиста Марину Перунову (Оренбург) нельзя упрекнуть в незнании материала или в неверном построении урока. Но вот в чем дело – не было на уроке улыбки. Не присутствовало жизнеутверждающее начало. Урок был посвящен защите от электромагнитных полей. Ребятам объяснили и доказали наглядно с помощью замечательного прибора: лампочка, монитор, утюг – все они ОПАСНЫ (притом даже в выключенном состоянии). От них надо держаться ПОДАЛЬШЕ. Ребят долго подводили к этому выводу, сработала формула напряженности электрического поля, которая утверждает: оно спадает обратно пропорционально квадрату расстояния. Следовательно, приборы надо экранировать, заземлять. Но так как реально заземлить все приборы все равно в наших условиях невозможно, то выход один – жить в страхе. Хотя этот вывод словесно не сформулирован, он “закодировался” в подсознание.
Мы говорим о личности учителя, о необходимости учить самостоятельному мышлению. Но столь же необходимо, убежден, учить радоваться жизни. Что бы ни происходило вокруг, мир и жизнь по сути своей прекрасны, и это понимание учитель несет ученикам…
Евгений БЕЛЯКОВ
Информатика
Помогают сети. Компьютерные
Интернет-телефония
Появлению этой методической находки послужила ситуация, когда я, представив себя в роли ученика, решил: “Новый материал мне знаком, но я уважаю своего учителя и поэтому прослушаю его объяснение до конца”. А ведь это – неверный шаг. Конечно, учеников, знающих тему, можно привлечь к объяснению, но это выгодно нам, а не им. Лучше, если школьник сам определит, где ему уже можно не слушать новый материал, и примет решение об индивидуальной его проработке. Решить эту непростую задачу мне удалось с помощью программы для Интернет-телефонии “Microsoft NetMeeting”.
Итак, сначала немного теории.
Термин “Интернет-телефония” означает то, что вы, обладая компьютером и специальным программным обеспечением, можете инициировать звонок на аналогичную машину в любой точке земного шара (предполагается, что вызываемый абонент подключен к глобальной компьютерной сети).
Чтобы пообщаться с далеким приятелем, используя услуги Интернета, нам понадобятся:
– достаточно мощный компьютер (минимум – 486DX/33);
– подключение к Интернету на скорости не менее 14,4 кбит/с;
– звуковая карта;
– наушники либо акустические колонки;
– микрофон.
Желательно (но необязательно) карта, работающая в полном дуплексе. Полный дуплекс (FullDuplex), в отличие от полудуплекса (HalfDuplex), позволяет одновременно говорить (передавать голосовую информацию) и слушать собеседника.
Помимо перечисленного, для голосовой связи необходимо знать IP-адрес вашего абонента.
Сегодня мой кабинет информатики состоит из 13 мультимедийных компьютеров на базе процессора Pentium-200 MMX. Они объединены в одноранговую сеть “Microsoft” на основе протокола TCP/IP и имеют возможность работать с программой Интернет-телефонии Microsoft NetMeeting.
Выбор программы “Microsoft NetMeeting” мною был не случаен. Уникальной ее особенностью является возможность управления удаленным компьютером. Поддерживаются два режима: “Общая программа”, позволяющая наблюдать за действиями оператора удаленной машины, и “Совместная работа”, позволяющая работать с приложениями на другом компьютере.
Кроме этого, “MS NetMeeting” предлагает воспользоваться не только голосовыми возможностями, но и текстовыми – например, благодаря функции “Разговор” обмениваться сообщениями, вводимыми с клавиатуры.
Следующим преимуществом “Разговора” над голосом является возможность общения практически неограниченного числа собеседников, тогда как в голосовой конференции участвуют только двое. Используя тот же принцип, можно не писать, а рисовать на общей “Доске”.
Неоценимым фактом является и то, что фирма “Microsoft” сделала программу максимально подходящей для “чайников”, оставив для настройки только такие параметры, как скорость соединения и информация о пользователе. Остальные параметры NetMeeting устанавливает автоматически.
Внимательно изучив все возможности программы NetMeeting, я подошел к идее дифференцированного подхода объяснения темы на основе самостоятельного определения каждым учеником места окончания прослушивания нового материала и принятия решения об индивидуальной его проработке.
Осуществление этой идеи начинается с запуска программы “MS NetMeeting” на компьютере учителя. После этого программа, находясь в режиме “Host Meeting”, регистрирует звонки с компьютеров учеников. По окончании регистрации на главном компьютере запускается программа, которая после включения режима “Общая программа” становится видна на всех мониторах, то есть каждый участник образовавшейся конференции следит на своем мониторе за действиями учителя.
Во время дистанционного объяснения темы урока каждый обучаемый по своему личному желанию может перейти либо к самостоятельному изучению темы, либо приступить к выполнению ее практической части. Кроме этого, ученик или вся группа в любой момент урока имеют возможность продолжить просмотр дистанционного объяснения материала урока учителем или обратиться с просьбой, показать выполнение любого практического задания по изучаемой теме, предварительно свернув в рабочий стол свою программу.
Так создаются динамичные группы на проблемной основе. А вот вопрос их оптимизированной работы – это уже другая методическая находка…
Александр ГРЕБНЕВ,
учитель информатики макарьевской средней школы # 1
Макарьев,
Костромская область
Водопровод – это тоже фонтан
Урок по теме “Сообщающиеся сосуды”. 7-й класс
Цели.
Образовательные: ознакомить учеников с сообщающимися сосудами, их принципом действия и областью применения.
Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений, логического мышления, проведения физического эксперимента.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию природы вещей, культуру общения.
Оборудование: диапроектор, диафильм “Сообщающиеся сосуды”, магнитная доска и транспаранты к ней, модель фонтана, сообщающиеся сосуды, набор чайников (один из которых неправильный – носик ниже горлышка), глобус.
Сценарий урока
I. Учитель. Мы по-прежнему изучаем тему “Давление жидкостей” и сегодня мы узнаем:
– как устроен лифт для кораблей;
– в чем секрет фонтана Петра I;
– почему одинаков уровень морей и океанов;
– как правильно выбрать чайник в магазине.
(Прикрепляет подчеркнутые словосочетания на магнитную доску).
II. Но для этого нам необходимо повторить ранее изученный материал. Работать будем в парах. Задание на доске.
Задание на доске:
1. Вспомни сам и напомни товарищу, как можно рассчитать давление внутри жидкости.
2. Обсудите с товарищем: почему если глубоководную рыбу поднять на поверхность, то она лопнет?
3. Сравните давления в сосудах на рис. 1 и рис. 2. Будет ли переливаться жидкость из сосуда в сосуд, если открыть кран? Почему?
Учитель. Проверяем задания.
Ученик. Давление в жидкости можно рассчитать по формуле, где p – давление, измеряется…
Третье задание один из учеников объясняет у доски.
Ученик. Я считаю, что давление в левом сосуде больше, т.к. жидкости в сосудах одинаковы, а высота столба жидкости в левом сосуде больше. Раз давление больше, то, если открыть кран, жидкость начнет переливаться из левого сосуда в правый.
Учитель. До каких пор она будет переливаться? Покажи на чертеже цветным мелом.
Ученик. Пока не сравняются давления, а значит, и уровни. (Показывает на чертеже).
III. Учитель. А как проверить наше предположение?
Ученик. Проделать опыт.
Учитель одновременно с учениками выполняет лабораторный опыт. Открывают кран, поднимают то один сосуд, то другой. Пробуют наклонять.
Учитель. Правы мы оказались? Какой вывод можно сделать из нашего опыта?
Ученики. Жидкость устанавливается на одном уровне.
Учитель. Такие сосуды называются сообщающимися. Тема урока “Сообщающиеся сосуды”, и наша задача выяснить, какие сосуды называются сообщающимися, понять их принцип действия и узнать, где они применяются на практике.
На экране демонстрируется кадр 9.
Научное открытие сообщающихся сосудов датируется 1586 годом (голландский ученый Стевин), но, судя по устройству священной неиссякаемой чаши, оно было известно еще жрецам Древней Греции. Попробуйте дать определение сообщающихся сосудов.
Ученик. Это сосуды, соединенные между собой.
Учитель соединяет две мензурки с разным уровнем жидкости при помощи шланга, уровни, естественно, не выравниваются.
В этом определении есть некоторая неточность. Кто еще попробует дать определение?
Ученик. Сообщающимися называются сосуды, соединенные между собой в нижней части.
Учитель. Правильно.
Все, что мы говорили, относилось к сосудам одинаковой формы. А что если сосуды будут различной формы?
Ученики. Получится то же самое… Будет не так…
Учитель. Наши мнения разделились. Как нам выйти из ситуации?
Ученики. Провести еще опыт.
Учитель просит кого-то из ребят провести опыт с сосудами разной формы и сделать общий вывод: В сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Учитель. А теперь вернемся к нашей задаче 3 (рис.2).
Ученик выходит к доске и по рисунку рассказывает: давление в правом сосуде больше, т.к. высота уровней одинакова, а плотность воды больше плотности керосина. Если открыть кран, то вода начнет переливаться из правого сосуда в левый, и ее уровень станет меньше, а керосина больше.
Показывает на чертеже, как установятся уровни жидкости. Делает общий вывод: в сообщающихся сосудах неоднородные жидкости устанавливаются не на одном уровне. Где плотность жидкости больше, высота уровня меньше.
IV. Учитель. Давайте сделаем записи в тетради. Там, где уровень жидкости не будет указан, укажите его самостоятельно.
Пока ученики работают в тетради, учитель записывает домашнее задание.
V. Учитель объявляет и комментирует домашнее задание.
VI. Учитель. Что мы забыли указать в нашем конспекте?
Ученики. В нашем конспекте нет записей о применении сообщающихся сосудов.
Учитель поясняет задание на оставшуюся часть урока. Далее один из учеников у доски проводит демонстрационный опыт с моделью фонтана и объясняет его.
Учитель. Водопровод – это тот же фонтан, только струя направлена вниз. По схеме (кадр 16) объясняет работу водопровода.
Учитель. А почему у водопровода струя направлена вниз?
Ученики. Потому что так удобнее пользоваться.
Работа в парах:
Учитель. Обсудите с товарищем, в чем секрет фонтана Петра I (кадр 21)?
Один из учеников объясняет у доски.
Учитель. Издалека долго течет река Волга… и дотекает до Конаково, а там плотина (кадр 22). Перепад уровня составляет порядка 10 метров. Как же кораблю попасть из верхнего течения в нижнее? Для этого и служит лифт для судов под названием шлюз.
Учитель с помощью модели на магнитной доске объясняет устройство и принцип действия шлюза на примере прохождения корабля из верхнего течения в нижнее. Затем назначает одного ученика Капитаном, а другого – Оператором шлюза и просит их давать команды, а сам выполняет их, являясь одновременно и “шлюзом” и “кораблем”.
Учитель напоминает ребятам, что у них уже должны в тетради появиться некоторые примеры применения сообщающихся сосудов.
Задание мальчишкам как будущим капитанам:
1. Почему уровень морей и океанов примерно одинаков?
2. Почему уровень Каспийского моря ниже уровня Мирового океана на несколько десятков метров?
В помощь им на парту ставится глобус.
Пока капитаны бороздят моря, девочки ходят по магазинам.
Задание девочкам:
На что надо обратить внимание, покупая чайник в магазине? (На столе выставляется несколько чайников).
Учитель просит одного из каждой группы ответить на вопросы.
После этого ученики подводят итог урока, а учитель, при необходимости, корректирует.
Комментарии