search
main
0

Маша – в музей, Саша – в архив. Тяжело в ученье – легко на уроке

Учебно-методическое объединение по педагогическому образованию уделяет особое внимание разработке видов и форм студенческих практик. Тем более что сегодня вузы используют самые разные варианты.

Педагогические высшие учебные заведения предлагают ввести следующую классификацию практик: педагогическая, производственная и учебная.

Педагогическая предусматривает формирование у студентов профессиональных педагогических умений, освоение ими приемов и методов преподавания дисциплин предметной подготовки, овладение навыками и умениями самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы. К педагогической практике, на наш взгляд, относятся следующие ее разновидности: научно-педагогическая практика магистров, летняя практика в детских оздоровительных лагерях и базах отдыха. Педагогическая практика проходит обычно на базе образовательных учреждений – в детском саду, школе, училище, колледже или вузе.

Производственная практика по научному профилю специальности нужна для отработки профессиональных знаний и умений. К производственной практике относятся, например, названные в действующих государственных стандартах высшего профессионального образования учебно-исследовательская и научно-исследовательская практики бакалавров и магистров, а также фольклорная, диалектологическая, археологическая, архивная, музейная, технологическая, правовая, художественно-оформительская, полевая, пленэр и другие виды практики.

Учебная (ознакомительная, пассивная) нужна для приобретения первичных навыков профессиональной деятельности. Во время такой учебной практики студент наблюдает за работой учебных заведений и профессиональных учреждений. Учебная практика может быть как самостоятельным этапом практической подготовки, так и составляющей в педагогической и производственной практиках. К учебной практике относят различные ознакомительные, в том числе работу в инструктивно-методическом лагере.

В некоторых стандартах педпрактику рассматривают как разновидность производственной практики. Целесообразность выделения ее как особого вида практики определяется тем, что в педагогических вузах, в отличие от классических университетов, подготовка кадров для образовательных учреждений становится основной задачей. Таким образом, именно педпрактика для специальностей и направлений подготовки педагогического профиля – главная часть практической подготовки студентов.

Основные дискуссии разворачиваются по поводу длительности практик. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривают продолжительность не менее 20 недель, из них на педагогическую практику не менее 16. Некоторые специальности составляют исключение. Например, стандарт по педагогическим специальностям «03100 Информатика» и «032200 Математика» предусматривает практику продолжительностью не менее 17 недель. По некоторым специальностям устанавливается продолжительность практики свыше 20 и 30 недель, что связано с необходимостью большей продолжительности производственных практик, например, полевых, художественно-оформительских, технологических. Это, скажем, такие специальности, как «030600 Технология и предпринимательство», «032500 География», «030800 Изобразительное искусство».

Продолжительность практик для бакалавров педагогических направлений составляет не менее 8 недель, из которых не менее 6 недель отводится на педагогическую практику. Продолжительность практик магистров – не менее 11 недель, из них педагогическая – не менее 6 недель, научно-исследовательская – не менее 5 недель.

Людмила ТРУБИНА, доктор филологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте