search
main
Топ 10
Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Пятого декабря отмечают День волонтера Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Брянская гимназия, где произошла стрельба, переводится на дистанционное обучение Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Роль учителя в формировании межкультурного диалога Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Школьник конфликтует с учителем: вмешиваться ли родителям В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов Школьники Твери задали вопросы Народному учителю России Девятый областной конкурс «Педагогический дебют» стартовал в Подмосковье
0

Марбург. Город слепых детей

На юго-западе Германии, в старинном университетском городе Марбурге, находится уникальная организация – Немецкий институт слепых (Deutsche Blindenstudienanstalt). Важнейшее подразделение института – школа для слепых и слабовидящих детей имени Карла Штреля, одна из самых известных специализированных школ Германии. Мы отправились в Марбург, чтобы изучить немецкий опыт обучения и воспитания детей – инвалидов по зрению.

Быстрым шагом с белой тростью

Первое впечатление от Марбурга – большое количество незрячих людей с белыми тростями на городских улицах. В городе проживают 80000 человек, около тысячи из них – инвалиды по зрению. Но дело не только в статистике. В Германии имеется множество населенных пунктов, где инвалидов по зрению живет не меньше. Но незрячие предпочитают сидеть по домам или передвигаться в сопровождении своих «глазастых» сограждан. А вот марбургские слепые – народ очень активный и самостоятельный. «Добро пожаловать в Марбург, столицу немецких слепых» – именно так началась наша беседа с руководителем отдела по связям с общественностью Немецкого института слепых (Deutsche Blindenstudienanstalt) Руди Ульрихом. О «столичной функции» Марбурга мне говорили самые разные люди – и зрячие, и незрячие – во время посещения города. Почему же город приобрел этот почетный неофициальный титул? Дело в том, что значение Немецкого института слепых для Германии столь велико, что его местопребывание автоматически наделяет Марбург особым статусом для инвалидов по зрению, их родственников и друзей. Здесь располагается и целый ряд других специализированных организаций: Немецкое общество незрячих студентов и специалистов, туристическое агентство для слепых путешественников, редакция журнала с длинным названием «Марбургские заметки об интеграции слепых и слабовидящих». Было бы преувеличением утверждать, что все незрячие бегают, носятся по городу со своими белыми тростями… Но во всяком случае, большинство передвигаюся быстрым спортивным и уверенным шагом. Слепые дети, самостоятельно направляющиеся в магазин за покупками, в кино, в бассейн, на стадион или на дискотеку, особенно удивляют гостей из России. Еще двадцать – тридцать лет назад на улицах российских городов тоже можно было встретить слепых мальчишек и девчонок с белыми тростями, куда-то спешащих по своим детским делам. Но сейчас детей – инвалидов по зрению родители обычно даже не отпускают погулять во дворе. Их всюду ведут за руку зрячие взрослые. «Веселые и задорные незрячие мальчишки и девчонки, с которыми просто невозможно не встретиться во время прогулки по Марбургу, – это наши ученики, – с гордостью рассказывает Руди Ульрих. – Конечно же, они не сразу стали такими самостоятельными, это результат постоянной, целенаправленной работы».

Дорога в школу

Институт слепых состоит из множества подразделений: реабилитационный центр для недавно ослепших, группа психологической поддержки, Центр повышения квалификации и дополнительного образования для незрячих и слабовидящих. Кроме того, действует специализированное училище, где инвалиды по зрению могут получить профессии специалиста по компьютерной технике, социального работника или секретаря-референта со знанием иностранного языка. Образовательные возможности предоставляются не только молодежи, но и людям среднего поколения. При Институте слепых создана медиатека, насчитывающая более пятнадцати тысяч рельефно-точечных, плоскопечатных и аудиокниг, а также тактильных пособий. Работает мастерская по изготовлению рельефных пособий и макетов. Далеко за пределами Германии известен Центр раннего развития, оказывающий консультационную помощь родителям незрячих и слабовидящих детей. В организации на постоянной основе работают более 400 человек. Среди сотрудников – 40 слабовидящих и 20 незрячих. Кстати, слово «незрячий» (Nichtsehende) хотя и существует в немецком языке, но практически не используется. Люди, лишенные возможности визуально воспринимать окружающий мир, называют себя слепыми (Blinde). Визитная карточка Института слепых и его наиболее крупное подразделение – школа имени Карла Штреля (Саrl-Strehl-Schule). Сейчас в ней учатся 310 детей. 270 из них живут в интернате, они приехали в Марбург со всей Германии, а также из Австрии и Швейцарии. 40 детей каждый день приходят на занятия из родительского дома. С 1978 года школа имени Карла Штреля отказалась от централизованного интерната. Появились жилые группы по восемь человек, разбросанные по всему городу. По желанию каждый учащийся может поселиться в отдельной комнате или разделить свою жилплощадь с кем-либо из товарищей. Каждую группу опекают несколько воспитателей, работающих посменно. Обучение начинается с пятого класса и продолжается девять лет, до тринадцатого класса. Дети обычно приезжают сюда в десятилетнем возрасте и в 19 лет получают заветный диплом. Впрочем, по понятным причинам некоторые учащиеся на один-два года старше своих одноклассников. Они не смогли учиться в обычной школе из-за потери зрения или резкого его ухудшения, пропустили один-два школьных класса из-за проведения необходимого лечения и курса реабилитации. Жилые группы пятиклассников и шестиклассников располагаются в непосредственной близости от школы. С седьмого класса ребята селятся несколько подальше, в центральных районах Марбурга. Дорога до учебного заведения занимает пятнадцать – двадцать минут, необходимо переходить через довольно оживленные улицы. Причем учащиеся всюду перемещаются самостоятельно, без сопровождения воспитателей. Не опасно ли предоставлять незрячим и слабовидящим детям такую самостоятельность? «Для гимназистов проводятся индивидуальные занятия по ориентированию в городской среде. После прохождения соответствующего курса учащийся получает письменное разрешение на самостоятельные передвижения по городу. Это разрешение может касаться и всего Марбурга, и отдельных частей города», – рассказывает Руди Ульрих. Индивидуальные занятия по ориентированию проходят на протяжении всего обучения в школе. Интенсивность этих занятий может быть различной. Она связана с наличием или отсутствием остаточного зрения, сопутствующими заболеваниями, личными желаниями и потребностями. Плоскопечатники и брайлисты

«Сколько у вас учится слепых ребят? Сколько слабовидящих?» – задаю вопрос Руди Ульриху. «Школа, как и сам институт, была основана в 1916 году. До 1978 года здесь учились только слепые дети. Потом мы стали принимать и слабовидящих. С 1978 по 1998 год существовало три потока классов: для слепых детей, для слабовидящих и еще один поток для слабовидящих, обладающих от 2% до 5% зрения (почти слепых). С 1998 года педагогическая концепция учебного заведения претерпела значительные изменения. Было принято решение отказаться от раздельных классов, ориентированных на степень потери зрения. Теперь все учащиеся обучаются в смешанных классах. У нас не называют детей слепыми и слабовидящими, – поясняет Руди Ульрих. – Обычно говорят о плоскопечатниках (Schwarzschriftler) и брайлистах (Punktschriftler). 170 детей способны с помощью различных вспомогательных технических средств различать укрупненный плоскопечатный шрифт. Некоторые из них виртуозно переходят с рельефно-точечного на плоскопечатный шрифт и обратно. 140 учащихся в силу объективных причин используют исключительно рельефно-точечный (брайлевский) шрифт». Смешение классов имело в первую очередь социальные и психологические мотивы. Руководство школы пришло к выводу, что совместное обучение способствует созданию атмосферы толерантности, взаимопомощи и поддержки. Незрячие дети стали больше общаться с ровесниками, обладающими остаточным зрением. В каждом учебном классе от 8 до 12 учащихся. Во время занятий одновременно используются и плоскопечатные, и рельефные пособия. При этом количество рельефных пособий по всем школьным предметам значительно возросло. Часть из них изготовляется в самой школе, часть закупается. Во время проведения некоторых подвижных игр и конкурсов учителя просят слабовидящих учеников надеть на глаза черные повязки, чтобы незрячие одноклассники оказались в равном положении и не чувствовали себя ущемленными. Мы одна команда! Институт слепых расположен на окраине Марбурга, в лесопарковой зоне. Здесь прекрасный воздух. Слышно пение птиц. Возникает ощущение, что ты находишься на курорте. Кстати, территория учреждения не имеет никаких заборов и ограждений. Мне не встретился ни один охранник или вахтер. «Это наша принципиальная позиция, – объясняет Руди Ульрих. – Мы не хотим ограждать свою территорию и также не хотим «заборов в головах». Важно быть открытым миру, открытым всему новому…» Во время пребывания в Марбурге автору этих строк представилось немало возможностей пообщаться и с учениками школы, и с учителями, и с выпускниками. Ларисе Якобс 14 лет. Она родом из Франкфурта-на-Майне. Девушка учится в восьмом классе. Как и большинство учащихся школы, Лариса живет в интернате. Не скучает ли она по дому? «Мы уезжаем домой на все каникулы. В общей сложности каникулы длятся 12 недель: шесть недель летом и еще шесть недель в течение года. Кроме того, два раза в месяц можно отправиться домой на выходные. И родители к нам сюда заглядывают, и друзья. Так что соскучиться просто не успеваешь…» Больше всего Ларисе нравятся уроки физкультуры, английского языка и латыни. В свободное время моя собеседница много занимается спортом: играет в футбол и плавает. У нее уже есть конкретные профессиональные планы на будущее: стать детским психологом. Нравится ли Ларисе жить в жилой группе? «Самое главное, что мы одна команда и во всем помогаем друг другу. Вместе делаем домашние задания, покупаем продукты, убираем квартиру. Вместе развлекаемся, ходим на дискотеки, ездим на экскурсии, устраиваем праздники». В каждой группе вместе живут дети и подростки разного возраста, слабовидящие и незрячие. «У меня 10% зрения, – поясняет Лариса. – В нашей группе некоторые ребята видят лучше меня, некоторые – хуже. Марк и Денис являются полностью незрячими». «Слепые и слабовидящие школьники чем-то отличаются друг от друга? Может быть, манерой поведения или общения?» – «Нет, я не вижу совершенно никаких различий, – уверенно отвечает девушка. – Незрячие подростки точно такие же, как и зрячие, и слабовидящие. Они такие же веселые, активные и самостоятельные. Конечно, в незнакомых местах, например на экскурсии, им надо немного помочь, взять за руку, что-то рассказать или объяснить. Но эта помощь совсем небольшая, и она никого не напрягает».

Здесь незрячих не обижают

Учатся в школе и ученики, чей родной язык русский. Родители Кирилла Чепурнова в 2002 году переехали из Одессы в Дортмунд. Сейчас Кириллу 20 лет. В 2012 году он завершит курс обучения в гимназии. Молодому человеку повезло. В результате лечения и хирургического вмешательства его зрение за последние годы существенно улучшилось. При рождении Кирилл обладал 10% зрительной силы. А сейчас у него уже 30%. В Одессе Кирилл тоже учился в специализированной школе для слепых и слабовидящих. Заметил ли он различия между системой обучения у себя дома и в Германии? «Я думаю, что в Марбурге поступили совершенно правильно, создав смешанные классы для незрячих и слабовидящих. Во всяком случае, в Одессе обучение проходило раздельно. Над незрячими детьми слабовидящие ребята часто смеялись, зло подшучивали над ними… А здесь слепых учеников никто не обижает. Более того, между одноклассниками возникают приятельские, дружеские отношения». В отличие от Ларисы Кирилл считает, что незрячие и слабовидящие ровесники все-таки немного отличаются друг от друга: «Ребята, у которых полностью отсутствует остаточное зрение, обычно являются более спокойными, тихими, уравновешенными, осторожными. У них нет возможности резко вскочить и куда-то побежать, поэтому они тщательно обдумывают и свои движения, и свои поступки». Кирилл обратил внимание и на другую особенность: «У незрячих соучеников можно научиться философскому отношению к жизни, стойкости, мужеству. Эти ребята принимают свою судьбу такой, как она есть. И они довольны жизнью. У кого-то из одноклассников всего один процент зрения. А кто-то полностью слепой – и он все равно никогда не станет жаловаться». После окончания гимназии Кирилл хочет стать специалистом по компьютерам. Он мечтает работать в немецкой фирме в России или на Украине: «Хорошо, если зарплата будет немецкой. А вот жить лучше всего на родине. Все-таки дома жизнь веселее…» Наш мужской разговор коснулся и деликатной темы взаимоотношений с противоположным полом: «Я родом из Украины. И наверное, поэтому меня больше привлекают соотечественницы, чем немецкие девушки… Не хочу никого обидеть, немки тоже очень милые и хорошие. Но наши девчонки, мне кажется, более раскованные, ярче одеваются, используют больше косметики, ходят на высоких каблуках…» Кирилл обратил внимание и на различия между немецкой и русскоязычной молодежью, постоянно проживающей в Германии: «Все-таки коренные немцы более дисциплинированные. Им не придет в голову идти на дискотеку в середине недели или устраивать какой-то праздник в будний день. Многие парни и девушки всегда ложатся спать не позднее десяти часов вечера и вообще живут по четкому расписанию… А наши соотечественники, по моему мнению, больше думают о развлечениях, хотя и об учебе тоже не забывают». Но, несмотря на эти мультикультурные различия, Кирилл видит в ровесниках гораздо больше общего: «Почти все учащиеся школы вне зависимости от национального происхождения, наличия или отсутствия остаточного зрения очень любят спорт. Практически все виды спорта здесь активно развиваются: плавание, легкая атлетика, футбол, дзюдо, акробатика, верховая езда, гребля, скалолазание… У школы есть и свой бассейн, и своя конюшня с лошадьми, и специальная стена для скалолазания. Кроме того, здесь очень ценят музыку, театр, литературу, декоративно-прикладное искусство. Все большую роль в обучении начинает играть компьютерная техника». Школа моя судьба

Кристина Лауфенберг – одна из двадцати незрячих сотрудников в Немецком институте слепых. Она преподает в школе имени Карла Штреля немецкий и французский языки, а также проводит индивидуальные и групповые занятия по рельефно-точечному (брайлевскому) шрифту. – Я родилась слепой в Штуттгарте, столице земли Баден-Вюртемберг, в 1966 году. В шесть лет пошла в начальную школу для незрячих и слабовидящих детей. А потом меня приняли в самую обычную гимназию по месту жительства, и я училась вместе со зрячими детьми. В 1984 году, когда до окончания гимназии оставался всего один год, мне захотелось почувствовать себя самостоятельной, уехать из родительского дома… Стала ученицей школы имени Карла Штреля, поселилась в жилой группе. Я очень рада, что диплом об окончании гимназии довелось получить уже в Марбурге. – Вам понравилось в Марбурге? – Да, очень понравилось. Сразу возникла мысль, что хочу здесь не только учиться, но и впоследствии работать. Я поняла, что эта школа моя судьба. Высшее образование тоже получила в Марбурге, в здешнем университете, так же как и великий русский ученый Михаил Ломоносов. Кроме того, училась в университете франкоязычной канадской провинции Квебек. В 1995 году меня приняли на работу в школу. Три года была учителем-практикантом. По-немецки это называется словом «Referendariat». В 1998 году стала полноправным учителем. Такая многолетняя практика перед приемом на постоянную работу обязательна в Германии для всех учителей гимназий. – Что именно вас привлекло в Марбурге? – Я сразу ощутила огромные принципиальные различия по сравнению с моей прежней школой… Несмотря на все усилия учителей, одноклассников и надзорных инстанций, незрячим детям часто не удается почувствовать себя полноправными учащимися обычной школы, влиться в школьный коллектив. Приведу только один пример: в массовых школах детей с особыми потребностями порой даже не допускают к урокам физкультуры, они не могут принять участия в спортивных соревнованиях. Взрослые опасаются за их безопасность и не способны объективно оценить состояние здоровья. Конечно, ситуация постепенно меняется, но она еще очень далека от идеала. Кристина Лауфенберг подчеркивает, что в специализированной школе дети могут получить гораздо большие помощь и поддержку, чем в массовых заведениях. Кроме того, они здесь свои среди своих. Школу по месту жительства обычно посещают всего один-два незрячих ребенка, которым автоматически присваивается особый статус. А в специализированной школе они становятся органичной частью детского коллектива. Моя собеседница уверена в том, что инклюзивное образование при всей его нужности и полезности необходимо внедрять осторожно, постепенно и строго на добровольной основе. У незрячих и слабовидящих детей в любом случае должно остаться право на обучение в специальных школах. И этим школам необходима государственная поддержка! Желание некоторых немецких политиков распределить всех детей с особыми потребностями по обычным школам вызывает у Кристины Лауфенберг и многих других немецких незрячих серьезные опасения. Придя работать в Немецкий институт слепых, Кристина познакомилась со своим будущим мужем Вильфредом, возглавляющим здешнюю медиатеку. Ее супруг зрячий. У них общее увлечение – гребля на каноэ. Все было даже слишком хорошо…

Чтобы представление о Немецком институте слепых и школе имени Карла Штреля было более полным, мне захотелось пообщаться с выпускниками этого учебного заведения. Таде Розенфельду 20 лет. Он учился в гимназии с 2001 по 2010 год. В настоящее время студент факультета психологии Марбургского университета. – Я родился и всю жизнь провел в Марбурге, поэтому не жил в интернате, а приходил на занятия из дома. В раннем детстве у меня было хорошее зрение. Процесс потери зрения занял десять лет, с семи до семнадцати лет. Вот уже три года, как я совсем слепой. Можно сказать, уже привык к этой ситуации. – Какие впечатления у вас остались от школы? – Воспоминания самые теплые. Гимназия действительно дает возможность незрячим и слабовидящим подросткам раскрыть свой потенциал, получить необходимую помощь и содействие. Но я бы сказал, все было даже слишком хорошо… – Что вы имеете в виду? – Все-таки обращение с детьми слишком мягкое. Мы здесь, честно говоря, немного все избаловались. Мне думается, школе нужно обратить большее внимание на обучение практическим жизненным навыкам: убирать квартиру, готовить, стирать, гладить белье, мыть посуду и т. д. Все эти навыки незрячим и слабовидящим детям и сейчас преподаются. Но прозы жизни в школьной программе могло быть и побольше. Тогда будет легче в последующей жизни. Хотелось бы, чтобы гимназия больше внимания уделяла контактам с обычными школами региона, чтобы было больше общения со зрячими детьми. Учителям и воспитателям также необходимо активнее бороться с так называемыми блиндизмами, специфическими особенностями поведения незрячих людей. Некоторые учащиеся гимназии, к сожалению, приобретают типичные привычки: качать головой, раскачивать туловище, ковырять в глазах… Наблюдая за блиндизмами, зрячие люди нередко начинают считать всех слепых умственно отсталыми… А учителя и воспитатели из деликатности не спешат делать замечания своим воспитанникам. Некоторые незрячие подростки вообще считают блиндизмы проявлением своей индивидуальности и сознательно не желают с ними расставаться. Но мне кажется, что это неправильно. Мы тоже часть зрячего мира и должны делать все от нас зависящее, чтобы зрячие воспринимали нас адекватно. Я слепой, ну и что?

Во время короткого пребывания в Марбурге мне хотелось разобраться в источниках финансирования и статусе Немецкого института слепых и его подразделений. Является ли институт государственным учреждением? Частным? Региональным? Муниципальным? Первоначальные предположения оказались неверными. На самом деле учредителем и собственником является общественная организация с одноименным названием. Общественники собирают пожертвования и осуществляют финансирование Института слепых и его подразделений, в том числе и школы имени Карла Штреля. Среди наиболее известных членов организации – бывший президент Германии Хорст Кёллер. Его дочь Ульрика незрячая с рождения. Поэтому проблемы инвалидов по зрению немецкий политик знает не понаслышке. Кроме того, дотации на осуществление конкретных программ поступают из федерального и регионального бюджетов. Важную роль играет поддержка земли Гессен, на территории которой расположен институт. Для учащихся школы и реабилитантов все услуги – обучение, проживание, питание, дополнительные занятия (в том числе индивидуальные), организация отдыха и т. д. – предоставляются бесплатно. Правда, это положение касается только граждан и постоянных жителей Германии. Если в школе захочет учиться иностранец, то родителям придется заплатить от 60000 до 70000 евро в год. Кроме того, ко времени поступления в школу ребенок уже должен хорошо овладеть немецким языком. В немецком языке существует очень популярная среди незрячих присказка «Ich bin blind, na und?» («Я слепой, ну и что?»). В этом коротком, но емком высказывании отразилось отношение к жизни немецких инвалидов по зрению: мужество, несгибаемость перед обстоятельствами, оптимизм, чувство юмора.

Фото Бруно Аксхаузена

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте