search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах
0

Максим АВЕРИН. Я ушел из роли Глухаря

Максим Аверин пятнадцать лет на сцене, сыграл более двадцати ролей в театре и почти столько же в кино, поработал с режиссерами Константином Райкиным, Робертом Стуруа, Юрием Бутусовым, стал одним из ведущих актеров «Сатирикона», а спроси человека с улицы, кто такой Максим Аверин, – и услышишь: «Так это ж Глухарь!» Обаятельный и бесшабашный следователь Глухарев из телесериала «Глухарь» враз сделал Аверина любимцем публики. Он снимается в телешоу, разъезжает с собственными творческими вечерами-концертами по стране, является лицом канала НТВ. Популярность, заработанная одной ролью, коварна и мстительна. Судьба актера, получившего такую популярность, известна – заложник одной роли.

– Сыграв Глухарева, вы в одночасье получили все – дикую популярность, материальную независимость, тучу поклонниц, осаждающих служебный вход «Сатирикона». В этом образе вас теперь вовсю эксплуатирует НТВ – чего стоит хотя бы телешоу «Карнавальная ночь с Максимом Авериным». Но не мне вам рассказывать, что такое актерская саморастрата. Не боитесь, что маска прирастет и ни один серьезный режиссер уже не позовет вас в свою картину?

– Я не вижу для себя такой опасности. Контракты, которые я подписал на ближайшие два года, свидетельствуют о том, что моя популярность, или, если угодно, растиражированность, никого из режиссеров не смущает. Сейчас, например, я снимаюсь в большом телесериале, где играю врача-хирурга института Склифосовского. А в фильме Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» я сыграл беглого каторжника, который внес радость в беспросветную жизнь этой бабы – с ним она впервые почувствовала себя не тягловой силой, а женщиной. – У Смирнова вы стали сниматься до того, как на телеэкраны вышел «Глухарь»? – Нет, «Глухарь» уже был. – Это режиссера не смутило? – А почему это должно смущать? Мне кажется, это смущает только тех, кто не знает меня как артиста, и моих недоброжелателей. Когда на съемках новогоднего телешоу я работал с Людмилой Марковной Гурченко, она мне однажды сказала: «Ну что, Макс, тебе уже плюют в спину? Плюют в спину, значит, ты впереди!» – Речь о другом. Я сегодня сидел на спектакле «Тополя и ветер», и перед его началом две дамы, изучая программку, где значится ваше имя, понимающе перешептывались: «Глухарь, Глухарь…» Вы не боитесь стать нарицательным персонажем? – Не боюсь. – Как хотите, но зрительский стереотип восприятия вас на сцене уже возник. – Не могу с этим согласиться. Я знаю, что немало зрителей, посмотрев сериал, заинтересовались театром, причем не только моими работами, но и театром вообще. И я рассматриваю это как свою личную победу. – Значит, стереотипы зрительского восприятия не мешают вам играть? – Ничуть. – А в ваших сценических персонажах не появился невольный налет «глухаревщины»? – Это я вас должен спросить. Вот вы только что посмотрели спектакль. И что, мой Рене, ветеран Первой мировой, каким я его играю, имеет что-то общее с Глухаревым? – Я этого не нахожу. Но мне интересны ваши ощущения. – У меня нет таких ощущений. И потом, моя профессия предполагает преодоление жребия, вроде бы уготованного артисту какой-то его ролью. Вот про Константина Райкина тоже поначалу все думали, что он вечный Труффальдино из Бергамо. А он преодолел сложившийся в зрительском восприятии образ. Почему же вы думаете, что я не преодолею? Дайте мне хотя бы шанс. – Кстати, как Райкин относится к вашей работе в «Глухаре»? – Хорошо относится. Однажды он сказал мне: «Ты знаешь, а я смотрю…» Для меня это очень ценно. – Ему как художественному руководителю «Сатирикона» небезразлично, что происходит с актерами этого театра в результате их порочных связей с кино, телевидением? – Разумеется, небезразлично. Но, мне кажется, в этом смысле я его не огорчаю. Константина Аркадьевича я считаю своим учителем. Он во многом сформировал меня как актера, в том числе внушил отвращение к халтуре. – Вас не настораживает идеология сериала «Глухарь»? – Нет, не настораживает. – Вам представляется нормальным, что ваш герой для торжества закона готов пойти на беззаконие, а чтобы разоблачить преступников, может сам совершить преступление должностное? – Глухарев – сын своей страны и герой своего времени. Таких ментов, как он, в сегодняшней России немало. И это не худшая часть наших стражей порядка. Кроме того, мы снимали не документальный фильм. Мы обозначали проблемы, и если их надо решать, заниматься этим должны компетентные органы. – У вас долгосрочный контракт с НТВ? – Да. – Это накладывает на вас какие-то обязательства? – Нет, это говорит лишь о том, что меня очень любят на НТВ, и эта любовь взаимна. Этот канал идет в ногу со временем. Я раньше думал, что на телевидении работают замшелые пни в ондатровых шапках. А оказалось, там есть такие потрясающие, фонтанирующие идеями люди, как, например, директор праймового вещания НТВ Николай Картозия. Меня зовут на другие каналы, но там все скачут в хороводе вокруг елки, а тут елка скачет вокруг меня. И я испытываю от этого определенный комфорт. Вот дважды поучаствовал в новогоднем телешоу. Кто-то говорит: «Зачем? Ты же драматический артист. Стоит ли размениваться на пустяки?» А по-моему, это прекрасно – поздравить страну с Новым годом. Я кайф от этого получаю. – Почему после Щуки вас не взяли в Театр Вахтангова? – Не знаю. – А вам очень хотелось туда? – Естественно. Учась при этом театре, мы все мечтали там работать. Но я очень рад, что не попал в Вахтанговский. Я бы не смог в нем сделать такой карьеры, как в «Сатириконе», где в 29 лет уже играл Арбенина. Это в нашей театральной традиции Арбенин – пожилой человек. На самом же деле у Лермонтова нигде не сказано, сколько Арбенину лет. Кроме того, в «Сатириконе» я играю в спектаклях по пьесам Шекспира, что для актера большой подарок. В сатириконовском спектакле «Тополя и ветер» по пьесе Жеральда Сиблейраса я выхожу в роли старого вояки – и это для меня тоже огромное удовольствие. Когда Райкина, постановщика этого спектакля, спросили, почему у него молодые играют стариков, он ответил: «Это и есть волшебство театра. Оно в перевоплощении. Кому интересно смотреть на стариков, играющих стариков?» – Как вы попали в «Сатирикон»? – После показа. Я показывался с «Царем Федором Иоанновичем». В отрывке из этой пьесы исполнял главную роль. Константину Аркадьевичу показ понравился, и он пригласил меня в свой театр. – Ваши отношения с Райкиным за пятнадцать лет совместной работы претерпели какую-то эволюцию? – Да, конечно. Я смог обратить его внимание на себя. Наступил момент, когда он мне признался: «Ты знаешь, я думал, что твой уровень чуть выше среднего, а ты оказался серьезным артистом». Не возьму на себя смелость сказать, что с Константином Аркадьевичем мы большие друзья, но я отношусь к нему с уважением и трепетом. И никогда не отпрашиваюсь на съемки. Я составляю свой съемочный график так, чтобы от моей занятости в кино и на телевидении не страдал театр, и Райкин за это меня уважает. Я могу сниматься всю ночь напролет, но в десять утра уже буду на репетиции и ни режиссеру, ни партнерам не дам почувствовать, что устал. – Как смотрит Райкин на ваше участие в различных телешоу? – Мое появление в проекте «Звезды на льду» он не одобрил. Ругать меня не стал, только спросил: «Зачем тебе это?» Он прав. Не должен артист заниматься не своим делом. Кстати, и зрители этого не прощают. Они хотят видеть артиста в тех творческих проявлениях, где он силен, а не слаб. – Вы, кажется, и сольный песенный диск хотели записать. Он вышел? – Еще нет. Но уже набралось достаточное количество и сольных номеров, и дуэтов с Людмилой Марковной. Этот диск я хочу выпустить в подарок друзьям. Чтобы на одной стороне были песни, а на другой стихи. Я это сделаю. – Что такое успех в вашем понимании? – Это то, что дает тебе возможность выйти на новый уровень, для того чтобы двигаться дальше. С каких-то пор мне труднее стало жить. Много претензий появилось к самому себе. Поднялся градус ответственности за то, что я делаю в театре и кино. Я очень уважаю публику. – Успех у публики для вас важнее, чем успех у критики? – Да, несомненно. Потому что критика в моем ее понимании сегодня отсутствует. Пишут люди, которые посредством рецензии пытаются выяснить свои отношения с режиссером, актерами… Зачастую это просто грязь и оскорбления. Самый строгий оценщик моей работы – это я сам. И конечно же, публика. А критики – это дяди и тети, которые мечтали о театральных подмостках, но ввиду отсутствия таланта не стали ни актерами, ни режиссерами. Поэтому писулькой в газете меня оскорбить невозможно. Эта писулька ничто в сравнении с письмами от благодарных зрителей. – Успех в Москве и успех в провинции – это разный успех? – Московская публика более избалованна. В столице огромное количество театров. Поэтому когда наши спектакли собирают тысячную аудиторию (почти столько мест в зале «Сатирикона»), уже одно это, мне кажется, признак успеха. Приехать в Марьину Рощу, преодолев чудовищные пробки, – это вообще зрительский подвиг. – Зритель «Сатирикона» отличается от зрителя МХТ или Ленкома? – Отчасти отличается. – Какую долю в этой аудитории составляют люди, живущие в Марьиной Роще, те, кто приходит в ваш театр лишь потому, что до него им пять минут пешком? – Наверняка есть и такие. Но их доля не столь велика. Как раз многие жители близлежащих домов ненавидят «Сатирикон». Потому что строится новое здание нашего театра, а кому-то важно, чтобы на этом месте было побольше магазинов, пунктов бытового обслуживания. Но все-таки больше нормальных зрителей. От одного из них я получил потрясшее меня письмо: «Максим, когда мне плохо, я покупаю билет на последний ряд, потому что нет денег на хорошее место, и иду смотреть спектакль с вашим участием. Я прихожу на ваши концерты, я слушаю, как вы читаете стихи, как вы поете… И мне от этого становится теплее». – А провал – это что для вас? – Это зрительская безучастность к тому, что ты делаешь. – У вас случались провалы? – Да. Я очень болезненно их переживал, но, кажется, никогда не давал повода обвинить меня в халтуре. Неудачи – да, они случаются, от них ни один артист не застрахован. Право на неудачу – неотъемлемое право любого художника. – Чему вас научила театральная жизнь? – Никому не завидовать. – В театре такое возможно? – В нашем – да. «Сатирикон» как раз этим и отличается. Здесь никто никому не завидует и все учатся друг у друга. Райкин говорит: «Мне не интересно работать с артистами, которые все умеют». Ему самому как актеру присущ дух студенчества, ученичества. Иной молодой артист в сравнении с ним старик. Я и сам профессионально расту рядом с Константином Аркадьевичем. И понимаю: только в театре я могу выйти на новый уровень мастерства, а в кино лишь использую навыки, приобретенные мною на сцене. – Вы продолжаете сниматься в «Глухаре»? – Нет. Я ушел из этой роли на гребне успеха, чтобы дать себе возможность шагнуть вперед. – Сериал завершен? – Завершены его съемки. А сам сериал будет на экранах еще год. – Покончить с «Глухарем» – это было продюсерское решение или ваше? – Это было мое решение. Как раз продюсеры хотели продолжать. Этот сериал называют феноменом телевидения, в чем, наверное, есть и моя заслуга. Но мне надо идти дальше. Я хочу быть артистом на долгие годы. Говорят, Марк Прудкин, когда ему перевалило за 90, написал заявление об уходе из МХАТа: «Прошу уволить меня в связи с отсутствием творческой перспективы». Я хочу повременить с таким заявлением до момента, когда мне исполнится 104 года. – Вы прекратили сниматься в «Глухаре», понимая, чем это опасно для вашей актерской карьеры? – Я ничего не боюсь. В моей профессии глупо чего-то бояться. Здесь постоянный риск. Просто я понял: все, что можно было сделать в этой роли, мною сделано, дальше будет уже пробуксовка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте